"Зачем дошкольникам нужна исследовательская деятельность" | Кушнарева Анастасия Олеговна. Работа №210833
Автор: Кушнарева Анастасия Олеговна
Актуальность применения исследовательской деятельности в образовательном процессе
Тема эссе: “Почему детям нужна исследовательская деятельность?”
Всем известна народная пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать.
Творческая деятельность каждого ребенка будет продуктивнее, если он много
видит и слышит, узнает и усваивает, и тем более, если он делает это своими
руками.
Все дети от природы являются исследователями всего окружающего мира.
Окружающее открывается малышу через его личные действия, ощущения,
переживания – через это ребенок познает мир. Ребенок изучает окружающее всеми
пятью видами чувств. Почему с возрастом у многих детей пропадает интерес к
познанию окружающего мира и исследовательской деятельности?
Наверно, лучше спросить нас – взрослых. Как мы обычно реагируем на стремление
ребенка к изучению мира? «Не трогай песок, не лезь в лужу, выброси это, не
трогай, замараешься… Через некоторое время подросший ребенок также говорит и
другим детям, и ему уже не любопытно, почему идет снег или дождь, откуда
дует ветер, почему осенью опадает листва. Возможно, это мы - взрослые,
утратили интерес к миру, окружающему нас, и поэтому больше не исследуем и не
наблюдаем.
Поэтому для того, чтобы наши дети сохранили эту способность исследовать –
важно их поддерживать! Не важно, что во время изучения мира испачкается
одежда, замараются ручки - это все можно отмыть и постирать, а вот
исчезнувший с возрастом интерес к миру уже не восстановить.
Детская любознательность – это нормальное состояние ребенка. Замечательно,
если ребенок задает вопросы! На эти детские «почему» надо обязательно
отвечать, желательно понятным для детей языком, а еще лучше похвалить за
желание познать. Но еще лучше, если мы будем направлять ребенка
самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы: опытным или
энциклопедическим путем.
Каждый ребенок может очень легко найти разнообразные объекты для изучения.
Для детей весь окружающий мир – огромная лаборатория для экспериментов. Из
ребенка-исследователя при поддержке родителей и педагогов вырастет
прекрасный взрослый-исследователь. Такой человек будет не просто умным, но и
очень наблюдательным, умеющим логически мыслить и делать выводы. Такой
взрослый будет находить вокруг много необычного и любопытного, он будет
уметь радоваться и искренне удивляться всему, что видит вокруг.
Таким образом, огромную роль в развитии ребенка наряду с игровой
деятельностью выполняет деятельность исследовательская.
Она расширяет память, активизирует мышление, развивает наблюдательность,
расширяет кругозор ребенка.
На занятиях дети с удовольствием выполняют опыты, наблюдают за явлениями
природы, учатся ставить проблему и решать ее, выдвигают гипотезы и делают
выводы.