Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Замечание как средство педагогического воздействия | Яковлева Наталья Викторовна. Работа №207471

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Яковлева Наталья Викторовна
  В данной статье речь идет о таком приеме педагогического воздействия, каким является замечание. Оно должно быть эффективным, нужным, своевременным. А также замечание имеет свои характерные  особенности, знания которых помогут начинающим педагогам и не только  помогут в воспитании подрастающего поколения. 

Город Чита. МБОУ «СОШ№40», учитель русского языка и литературы Яковлева Наталья Викторовна.

 

Замечание как средство педагогического воздействия.

Одним из средств воспитания дисциплины по-прежнему является продуманное, тактично выраженное замечание учителя. Начинающие педагоги порой плохо представляют себе, в каких случаях нужно его применять. Иногда замечание учителя приводит к ненужной никому конфликтной ситуации. Нередко за один урок ученик получает до 10 и более замечаний. На них уходит дорогое время, силы учителя, отвлекаются от работы другие учащиеся.

Каков результат? Как правило, он бывает незначительный. Мы, учителя, нередко забываем о том, что воспитательный результат во многом зависит от воспитанности ученика и нашего педагогического мастерства. Учитель должен научиться требовать. В педагогике существует два вида замечаний:

1) замечание как способ подкрепления требования, предъявляемого педагогом к учащемуся.

2) замечание как мера наказания.

Замечание-требование бывают вызваны необходимостью привлечь учащихся к работе, затормозить негативные действия с их стороны, мешающие всему ходу урока. Это замечание должно делаться в вежливой, но категоричной форме. Например, на уроке русского языка учитель знакомит учащихся с характерными признаками особой формы глагола-деепричастия. Один из учеников в это время отвлекается, он занят посторонним делом. Для того, чтобы привлечь его к работе, учитель может сказать: «Егор, будь внимательнее, скоро контрольная работа. Хочу, чтоб ты получил хорошую оценку. Не разочаровывай меня!». У ребенка должен появиться небольшой, но стимул.

А замечание-наказание нужно делать в том случае, если без него нельзя обойтись. Опытные учителя обычно не торопятся делать замечания кому-то из учеников, стараются не приучать к ним класс. Они используют другие приемы, такие как пауза, выразительный взгляд, жест…Часто из-за нечеткого, грубого, нетактичного замечания учителя в адрес ученика создается такая ситуация, когда учащиеся всего класса становятся на сторону нарушителя дисциплины.

Замечание должно быть высказано в такой форме, чтобы у ученика возникло желание изменить свое поведение. Нередко ребята, чтобы ответить, поднимают высоко руку. Учитель неоднократно просит не делать этого. Все безрезультатно. Гораздо убедительнее звучат слова: «Оля, не поднимай, пожалуйста, так высоко руку, я не вижу, как работают другие ребята».

В замечании учителя важны прежде всего позитивные изменения в поведении учащегося. Они могут быть отстроченными во времени. Например, педагог не делал замечания двум мальчикам, которые разговаривали на уроке. Но потом, увидев, что те заняты работой, как бы невзначай, заметил: «Вы можете быть внимательными, не отвлекайтесь на пустые разговоры». Еще очень важно, чтобы учитель сдержал свое слово. Если уж и сказал ученику, что тот пойдет с ним к директору после урока, то, конечно, это нужно сделать. Иначе у учащихся складывается впечатление, что педагог не сдержал слово, авторитет такого учителя в их глазах падает.

Замечание порицает поведение ученика, а не самого его как личность. Часто учителя начинают обобщать, такие фразы: «Вечно, ты, Иванов, грубо разговариваешь с девушками, и кому ты нужен», недопустимы. Они могут спровоцировать очередной конфликт, толкают ученика на грубость по отношению к педагогу. Ведь задето самолюбие ребенка, и неприязнь между учеником и его учителем может продолжаться долгие годы. Причем педагог о конфликтной ситуации быстро забывает. А ученик помнит свою обиду долгие годы, перенося ее на предмет, который ассоциируется у него с ненавистным учителем.

В каждом конкретном случае педагог должен найти наиболее подходящую форму замечания. И тогда оно будет действенным, то есть оно будет работать, поможет обрести дисциплину в классе. Все знают, что дисциплина-залог успеха во всем, и, конечно же, в школе в первую очередь. «В воспитании нет ничего ничтожного,» - писал когда-то Н.И. Пирогов. Поэтому замечание, как средство педагогического воздействия, тоже имеет свое определенное место в современном воспитании подрастающего поколения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×