Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Занимательная коррекция письменной речи» | Пяткова Екатерина Александровна. Работа №206645

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пяткова Екатерина Александровна
Статья о занимательной корреции письменной речи.

на тему Занимательная коррекция письменной речи
Теоретическая часть
Старая присказка о том, что в школе тебя научат читать и писать давно ушла в прошлое. Нынешние школы требуют от ребенка достаточно высокого уровня подготовки – и умственной, и психологической, и физической. Но уже на начальном этапе обучения в школе порой возникают трудности, связанные с таким нарушением, как дисграфия.
Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.
Но трудности действительно могут возникнуть.Если, несмотря на свою старательность и выполнение всех домашних заданий, ребенок не способен писать грамотно, путает буквы, слоги, слова, не умеет правильно построить предложение, не различает языковые понятия, то, скорее всего, он страдает дисграфией.Дисграфия – это неспособность человека овладеть навыками грамотного письма. Чаще всего она встречается в паре с дислексией – неспособностью читать, но в некоторых случаях эти расстройства могут наблюдаться и отдельно.Дисграфия – не заболевание, однако может доставить немало проблем не только в учебе, но и в жизни.Почему-то логопеды и психологи часто уделяют внимание только фонетической дисграфии, то есть, ошибкам, связанным с неразличением фонем и неправильным соотнесением звука и обозначающей его буквы.
Учителя и родители склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 70 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. В чем же проблема?
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:
1. Искаженное написание букв:
– недописывание элементов букв
– смешение букв по оптическому сходству
– зеркальное написание букв.
2. Искажения структуры слова:
– Пропуски букв, слогов.
– недописывание слов.
– добавления букв, слогов;
– повторение букв, слогов
3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).
4. Искажения структуры предложения:
– раздельное написание слова;
– слитное написание слов;
– повторения слов.
Симптоматика дисграфии:
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Можно ли быстро помочь детям с дисграфией?
Помнить, что дисграфия – не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают избавиться от такой патологии навсегда и без следа. Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания.
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя, специалисты и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений. Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. Занятия должны проводиться ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными в виде игр, упражнений, карточек, схем, пересказов, заучиваний.
Практическая часть – дидактические игры и упражнения
Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.
- Заштрихуй контур;
- Соедини точки;
- Дорисуй вторую половину;
- Игра Найди ошибку (восстановление закономерности в узоре);
- Игра Найди выход из лабиринта;
-Нарисуй так же (по клеточкам);
-Графические диктанты.
Игра – разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д
Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
Упражнение Запомни и нарисуй (читается 2 раза)
Третье задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.
Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):
Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза. Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Упражнение Прочитай и запиши слоги.
Упражнение Реши примеры. Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
Упражнение Сложи по заданным слогам.
Сложи 1-ые слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
Сложи
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать
2 слог 3 слог 3 слог
напугать березы подарилиУпражнение Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.
6. Расставь точки. Змейка, Улитка, Яблочная карусель - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×