Занятие по биологии в 5 классе Тема: Весенняя капель. Первоцветы - биологические особенности, многообразие красок. Легенды и мифы.

Автор: Слободчикова Татьяна Васильевна учитель биологии

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа № 17»

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по биологии в 5 классе

 

Тема: Весенняя капель. Первоцветы - биологические особенности,               многообразие красок. Легенды и мифы.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Разработала:  учитель биологии

                                                     высшей квалификационной категории

                                                 МБОУ «Школа №17» г. Полысаево

                          Кемеровской области

                                                 Слободчикова Татьяна Васильевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Полысаево 2014

План - конспект занятия

 

Дата проведения:

 

Тема: Весенняя капель. Первоцветы - биологические особенности, многообразие красок. Легенды и мифы.

 

Цель: Ознакомление с биологическими особенностями и многообразием первоцветов.

 

Задачи:

1.     Образовательные:

·        выяснить в коллективной беседе, какие знания имеют обучающиеся о первоцветах;

·        познакомить с биологическими особенностями и многообразием первоцветов;

2.     Развивающие:

·        развить интерес к изучению растений - первоцветов;

·        развить  умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

 

3. Воспитательные:

·        воспитывать ответственное отношение к природе на основе эмоционально-чувственного восприятия её красоты и неповторимости;

·        воспитывать умение взаимодействовать с другими членами коллектива.

 

Тип занятия: изучение нового материала.

Формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Материалы и оборудование:  тематическая литература, открытки с изображением первоцветов, методическое пособие «Весенние цветы», если есть возможность показа презентации, то:

1.     компьютер с установленной программой показа презентаций PowerPoint;

2.     проектор для показа презентации;

3.     электронный носитель информации с презентацией «Первоцветы Сибири», «Первоцветы в саду».

 

 

План занятия:

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к занятию

 

II. Изучение нового материала

1. Беседа о первоцветах

2. Презентация «Первоцветы Сибири»

3. Презентация «Первоцветы в саду»

 

III. Закрепление нового материала

1. Повторение имеющихся знаний о первоцветах и Красной книге (5-10 минут).

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

 

IV. Итог занятия

 

V. Рефлексия

 

 

Ход занятия

 

 

I. Организационный момент

1. Приветствие обучающихся

2. Оглашение темы и показ её на экране

II. Основная часть занятия

 

1. Актуализация субъективного опыта (этап «Вызова»)

2. Этап «Осмысление»

 

«3 минуты релаксации»

 

 

III. Закрепление нового материала

 

1. Формирование мотивации к изучению проблемы первоцветов.

 

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

 

«3 минуты релаксации» упражнение для глаз

 

IV. Итог занятия

 

1. Подведение итога занятия и обобщение

 

V. Рефлексия

 

1. Использование методики ХИНСа, смайликов

 

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент

 

Приветствие обучающихся.

       Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем. Сегодня мы познакомимся с первоцветами, их биологическими особенностями, многообразием красок. Я расскажу вам легенды и мифы о первоцветах.

 

II. Изучение нового материала

 

1. Актуализация субъективного опыта (этап «Вызов»)

 

Педагог задаёт вопросы обучающимся.

Мы начнём наше занятие с беседы о первоцветах.

1. Как вы думаете, почему одну из групп цветковых растений называют первоцветами? (Они появляются самыми первыми из под снега после зимы)

2. В какое время зацветают эти цветы? (В зависимости от погодных условий и места обитания, кандык цветёт в течение 10-15 дней (начиная со второй декады апреля до середины мая, а остальные цветут с мая до середины июня).

3. Какие вы знаете первоцветы? (Подснежник, кандык, медуница, мать-и-мачеха, хохлатка, гусиный лук, прострел, купальница).

4. Какие из них вы встречали в природе или в своём саду? (Подснежник, кандык, купальница, медуница, мать- и- мачеха)

(обучающиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу)

        Педагог демонстрирует коллекцию искусственных цветов – первоцветов и предлагает найти в коллекции знакомые им цветы и по возможности назвать их.

Таким образом, педагог выявляет начальные знания обучающихся для построения хода дальнейшей работы на занятии.

 

2. Этап «Осмысление»

 

После долгой зимы, которая у нас длится довольно долго, с наступлением тёплых дней быстро пробуждаются и рано зацветают некоторые многолетники. Лучшие из них первоцветы.

Первоцветы – особая группа растений, цветущих ранней весной при своеобразном сочетании экологических факторов: высокой освещённости, повышенной влажности и низких температур почвы, ослабленной межвидовой конкуренции. Первые весенние цветы торопятся расцвести, несмотря на холодные ночи, а то и дни. Но это не потому, что они хотят порадовать нас своими цветами. Этой группе растений необходимо много света, они распускаются, пока лес ещё не оделся листвой, или листва ещё мелкая. Между ветвями проходит достаточно света, травянистый покров ещё низок и также не препятствует развитию этих растений. Земля напоена весенней влагой стаявших снегов.

Первоцветам характерны общие признаки. Они отличаются низким ростом в силу того, что в это время года ещё достаточно холодно, и земля, прогретая за день, отдаёт тепло, ночью постепенно согревая растения. В это время мало насекомых - опылителей и растения стараются привлечь их своими яркими цветками. Также многим характерно опушенные стебля, листьев, кроющие чешуйки, предохраняющие от мороза.

А сейчас мы посмотрим слайды с изображением первоцветов Сибири и первоцветов в саду. Я познакомлю вас с многообразием этих цветов и расскажу легенды об этих цветах.

 

Презентация №1 «Первоцветы Сибири»

Комментарий слайдов педагогом

 

Первоцветы Сибири. Ярким представителем этой группы, от которого и пошло название является примула (от латинского «примус» - «первый»).

Первоцвет, примула или золотые ключики весны открывают двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена легенда. Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата, и доложили ему, что кто то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да было уже поздно. Связка упала на Землю, и из неё вырос похожий на ключи цветок.

Гусиный лук или аллиум. Это растение встречается как в сосновом бору, так и по логам в берёзовой роще.

Кандык сибирский, эритрониум имеет официальный статус охраны, занесён в Красную книгу России. В Красную книгу Кемеровской области ещё не занесён, но необходимо обратить внимание на сохранение численности этого замечательного растения.

Адонис, горицвет или стародубка, его называют жемчужиной весны. Строго охраняемое растение. Занесён в Красную книгу Кемеровской области.

Ветреница или анемона. Ветер, по-гречески «anemos», дал имя этим нежным ранневесенним цветам.

Хохлатка является ядовитым растением. Семена хохлатки плотной распространяются муравьями, которые питаются их мясистыми, маслянистыми придатками.

Медуница лекарственная распространена в районах лесной и лесостепной зон и горнолесном поясе, на опушках и лесных лугах.

Фиалка – эмблема оживающей природы. Фиалка одноцветковая распространена в разреженных берёзовых лесах, сосновых борах, на сухих лесных опушках, в кустарниках.

Прострел, сон – трава. А почему прострел? Да потому, что повадилась нечистая сила за эту траву прятаться, а архангел Михаил возьми да и метни туда громовые стрелы. И прострелил траву сверху донизу. С тех пор у  сон –травы листья словно бы насквозь прострелены. А нечистая сила её боится и ближе двенадцати вёрст не приближается. В старинном травнике есть такая запись: «Кто носит эту траву при себе, от того человека дьявол бежит, и в доме добро держится, а хоромы строить – под угол класть, жить стройно будешь».  Прострел Турчанинова занесён в Красную книгу Кемеровской области.

Мать – и – мачеха распространена повсеместно. Листья, приложенные к коже верхней стороной,  кажутся тёплыми, нижней – холодными.

Раноцветущие растения собираются на букеты, многие виды используются как лекарственные, что вызывает сокращение их численности.

Первоцветов уже нет вблизи сёл, вокруг полей, на опушке леса вдоль лесных дорог. В связи с этим необходимы мероприятия по их охране:

·  беседы с обучающимися

·   разъяснительная работа через средства массовой информации:    телевидение, радио, газеты и т.д.

·  выращивание первоцветов в саду, на пришкольных участках.

Многие из этих растений декоративны, и вряд ли найдётся хоть один цветовод, который не пожелал бы иметь их в своём саду. Но нельзя забывать, что дикорастущие виды постепенно исчезают. Поэтому их ни в коем случае нельзя выкапывать из мест естественного обитания, тем более виды, занесённые в Красную книгу.

Одним из замечательных способов сохранения биоразнообразия первоцветов является их окультуривание, выращивание их у себя в саду. Тем более что в это время в саду ещё мало цветёт культурных садовых цветов, и эти дикоросы будут вас радовать в самое раннее весеннее время. Многие первоцветы являются лекарственными, и у вас в саду появится самая настоящая зелёная аптека.

 

Презентация №2 «Первоцветы в саду»

Комментарий слайдов педагогом

 

Примула, первоцвет отлично растёт при лёгком затенении, цветёт дольше и не выгорает, легко переносит пересадку в цветущем виде. Широко используется в рабатках, группах, альпинариях, на опушках.

Первое название растения – крокус – произошло от греческого слова «kroke» - нить, волокно. Второе – шафран – от арабского «зеферан» - быть жёлтым. Дело в том, что ярко-оранжевые рыльца крокусов в высушенном состоянии напоминают нити, волокна.

Шафран – это известная и самая дорогая пряность. Почему? Потому что выращивание и получение её требует больших затрат. Чтобы получить 1 кг, сухого шафрана, нужно более двухсот тысяч цветков.

Название «подснежник» для сибиряков скорее народное, объединяющее разные виды раннецветущих растений. У нас в природе не произрастает, а вот в саду можно встретить подснежник или галантус. Подснежники пригодны для создания белых лужаек и групп, их высаживают под деревьями в миксбордеры  с низкорослыми почвопокровными многолетниками, среди кустарников с поздним весенним облиственеем. Миниатюрные букеты долго сохраняются в воде.

Хохлатка Галлера растение тенелюбивое и выращивается легко. Используют для групповых посадок.

Пушкиния пролесковидная с интересными бледно - голубыми соцветиями, с приятным запахом. Хорошо растет на солнечных участках, но переносит и затенение.

Хионодокса известна под названием снежная красавица. Хионодоксы красивы и неприхотливы. Растения одинаково хорошо переносят солнце и полутень.

Мускари нетребовательны к условиям произрастания. Декоративны. Обладают приятным и сильным запахом. Эффектны в оформлении скверов, парков; пригодны для срезки.

Пролеска сибирская – нетребовательное морозостойкое растение. Предпочитают тень, но растут и на освещённых местах. Рекомендуется для различного цветочного оформления и выгонки.

Разводить раннецветущие растения следует преимущественно семенами, которые высевают вскоре после созревания, так как быстро теряют всхожесть.  Если по каким - то причинам семена не были высеяны осенью, сразу после созревания, то можно посеять весной, предварительно провести стратификацию (выдерживание семян труднопрорастающих растений во влажном песке, торфе, мхе при температуре 1 – 5 градусов).

Сеянцы зацветают на второй – третий год. Используют для оформления бордюров, рабаток, каменистых горок, приствольных кругов. Плотные групповые посадки эффектно смотрятся на газонах, на фоне деревьев и кустарников.

Окультуривание положительно влияет на развитие растений. Увеличивает размер соцветий, куста, число цветков в соцветии и т.д.

К сожалению, все  эти растения – эфемероиды, у которых после цветения быстро наступает период глубокого покоя.

Но даже если ваши первоцветы занимают небольшой пятачок под окном, лучше этих милых цветов ранней весной всё равно ничего нет, потому что они первые.

 

«3 минуты релаксации»: 

 

Педагог: А сейчас давайте немного отдохнём. Встали, опустили руки, закрыли глаза, расслабились, почувствуйте тяжесть во всём теле, успокоились. Проследите, чтобы колени без напряжения касались друг друга, живот свободен, не втянут и не отвисает. Теперь чуть расслабьте мышцы туловища и ног. Всё, молодцы, открываем глаза.

 

 

III. Закрепление нового материала

 

1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

 

Педагог: найдите одну лишнюю картинку из четырёх. Почему вы считаете, что именно она – лишняя? Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?

Педагог раздаёт карточки с изображением цветов. Дети объединяются попарно и выясняют, какое растение в данной карточке является лишним.

 

«3 минуты релаксации»: Упражнение для глаз.

На экране изображены движущиеся фигурки: квадрат,      треугольник, шар, летящая бабочка, цветок и т.д. и дети следят за их движением.

 

 

IV. Итог занятия: педагог подводит итог занятия, обобщает его и отмечает отличившихся обучающихся.

1. С какими растениями мы сегодня познакомились? (С первоцветами)

2. С какими именно первоцветами? (Гусиный лук, кандык, адонис, медуница лекарственная, хохлатка, прострел или сон-трава, мать-и-мачеха, примула, шафран, хионодокса,  хохлатка Галлера, пушкиния, пролеска сибирская).

3. Почему эти цветы появляются первыми? (Растения ранневесенней флоры, цветущие сразу после схода снегового покрова).

 

4. Откуда произошло само название группы растений «первоцветы»? (Ярким представителем этой группы, от которого и пошло название является примула (от латинского «примус» - «первый»).

 

5. Какие из этих цветов вам больше всех запомнилось? (Подснежник, кандык, медуница, прострел или сон-трава, мать-и- мачеха, фиалка, ветреница, адонис).

 

VI. Рефлексия

 

Дети оценивают занятие, работу педагога и педагог свою.

 

Х - (хорошо)

И - (интересно)

Н - (новое)

С - (с собой)

 

Выяснить, что понравилось, запомнилось, не заметили.

 

Занятие по биологии в 5 классе  Тема: Весенняя капель. Первоцветы - биологические особенности,               многообразие красок. Легенды и мифы.Смайлики. Обучающимся раздаются кружочки и им необходимо нарисовать эмоции: (улыбающаяся – понравилось, грустная – не понравилось, прямая линия – ни как).

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x