Занятие с элементами тренинга для подростков "Учимся быть толерантными". | Лопаткина Надежда Варсонофиевна. Работа №275730
Автор: Лопаткина Надежда Варсонофиевна
Лопаткина Надежда Варсонофиевна, педагог - психолог МАОУ СОШ п. Николевский.
Я работаю учителем начальных классов в МАОУ СОШ п. Николевский и по совместительству педагог-психолог. Хочу поделиться небольшим опытом в поведении занятий с подростками с элементами тренинга, которые стали практиковаться в нашей школе с недавнего времени, как стала работать педагогом – психологом. Такие занятия обучающиеся с удовольствием посещают.
Под работой психолога по развитию толерантности подростков в школе предполагается психолого-педагогическое сопровождение процесса развития толерантности подростков.
В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения в образовательной сфере приобрела особую актуальность в связи с ориентацией на индивидуально-личностное развитие обучающегося. Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет открыть личности возможности самосовершенствования и самореализации.
В настоящее время существуют три наиболее распространенные модели работы психолога в образовательных учреждениях: это модель помощи, модель поддержки и модель психолого-педагогического сопровождения.
Психологическое сопровождение понимается как процесс построения внутреннего состояния человека, формирования осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и преградами, способности по-настоящему любить себя и свою жизнь.
Психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляется в нескольких направлениях: работа с родителями, работа с педагогическим составом, работа с обучающимися.
По направлению «работа с родителями» проводились следующие мероприятия: выступления на родительских собраниях и индивидуальные беседы по проблеме толерантности подростков.
По направлению «работа с преподавателями»: выступления на педсоветах, индивидуальная беседа с классными руководителями.
По направлению «работа с обучающимися» проводятся: классные часы, тренинг толерантности, сплоченности, волонтерские акции, диспуты.
Остановимся подробнее на психологическом тренинге, как наиболее эффективном методе развития толерантности.
В основном, каждое занятие тренинга состоит из трех частей:
1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. На любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
Что вы сейчас чувствуете?
Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
Используя психологические тренинги по развитию толерантности, особое внимание следует уделить агрессивности и конфликтности в классных коллективах. Уделить внимание и проявлению межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий. Уделить внимание гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Особое место в тренинге толерантности уделялось работе "здесь и теперь" с непосредственными чувствами и ощущениями, которые необходимы в подобных тренингах. Подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии.
Рефлексия на таких занятиях с элементами тренинга помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.
Занятие с элементами тренинга для подростков
Учимся быть толерантными.
Лопаткина Надежда Варсонофиевна, педагог - психолог МАОУ СОШ п. Николевский.
Я работаю учителем начальных классов в МАОУ СОШ п. Николевский и по совместительству педагог-психолог. Хочу поделиться небольшим опытом в поведении занятий с подростками с элементами тренинга, которые стали практиковаться в нашей школе с недавнего времени, как стала работать педагогом – психологом. Такие занятия обучающиеся с удовольствием посещают.
Под работой психолога по развитию толерантности подростков в школе предполагается психолого-педагогическое сопровождение процесса развития толерантности подростков.
В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения в образовательной сфере приобрела особую актуальность в связи с ориентацией на индивидуально-личностное развитие обучающегося. Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет открыть личности возможности самосовершенствования и самореализации.
В настоящее время существуют три наиболее распространенные модели работы психолога в образовательных учреждениях: это модель помощи, модель поддержки и модель психолого-педагогического сопровождения.
Психологическое сопровождение понимается как процесс построения внутреннего состояния человека, формирования осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и преградами, способности по-настоящему любить себя и свою жизнь.
Психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляется в нескольких направлениях: работа с родителями, работа с педагогическим составом, работа с обучающимися.
По направлению «работа с родителями» проводились следующие мероприятия: выступления на родительских собраниях и индивидуальные беседы по проблеме толерантности подростков.
По направлению «работа с преподавателями»: выступления на педсоветах, индивидуальная беседа с классными руководителями.
По направлению «работа с обучающимися» проводятся: классные часы, тренинг толерантности, сплоченности, волонтерские акции, диспуты.
Остановимся подробнее на психологическом тренинге, как наиболее эффективном методе развития толерантности.
В основном, каждое занятие тренинга состоит из трех частей:
1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. На любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
Что вы сейчас чувствуете?
Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
Используя психологические тренинги по развитию толерантности, особое внимание следует уделить агрессивности и конфликтности в классных коллективах. Уделить внимание и проявлению межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий. Уделить внимание гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Особое место в тренинге толерантности уделялось работе "здесь и теперь" с непосредственными чувствами и ощущениями, которые необходимы в подобных тренингах. Подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии.
Рефлексия на таких занятиях с элементами тренинга помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.
Привожу пример одного из таких занятий.
Цель занятия: развитие эмоционально-коммуникативной культуры и толерантности подростков в условиях совместной творческой деятельности.
Задачи:
Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом.
Развитие толерантности у подростков в условиях работы в группе.
Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения.
Формирование основ эмоционального осознания собственных чувств, переживаний и
саморегуляции
у подростков в условиях межличностного взаимодействия.
Оборудование занятия:
Компьютер;
проектор, экран;
музыка для сопровождения;
цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага А3, А
4
, ножницы, скотч;
мягкая игрушка или мяч;
шарфы
Оформление кабинета: стулья стоят по кругу.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ход занятия:
I. Разминка.
1.Упражнение «Слушай и делай»
Цель упражнения: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время: 1 минута.
Инструкция: Здравствуйте ребята! Для нашей традиционной разминки предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.
«Хлопните в ладоши, кто сегодня умывался»
«Помашите рукой все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»
«Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»
«Кивните головой те, кто приехал на машине или автобусе»
«Топните те, кто пришел в школу пешком»
«Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»
«Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»
«Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»
«Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече
Ведущий напоминает о принятых ранее правилах работы в группе (Ни кого не обижаем. В кругу говорит один. …).
II. Вводная часть. Актуализация.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира, уважение прав другого (в т. ч. права быть иным);
признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и от
каз от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения;
готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;
терпимость к чужим мнениям, поведению;
отказ от причинения вреда и насилия;
способность поставить себя на место другого.
Но толерантность НЕ сводится к ущемлению своих интересов.
Черты толерантной личности:
Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоин
ствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех сво
их бедах обвинять окружающих.
Защищенность. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопас
ности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Он убежден, что с любой угрозой можно справиться.
Ответственность. Толерантные люди убеждены, что судьба зависит от них самих, а не от расположения звезд и т. д. Они сами несут ответственность за то, что происходит с ними.
Отношение к определенности. Толерантный человек не делит все и всех на «черное» и «белое», а воспринимает мир в его многообразии и готов вы
слушать любую точку зрения.
Ориентация на себя. Толерантная личность более ориентирована на се
бя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических мышлениях. Стремится к личной независимости больше, чем к принадлежности авторите
там, т. к. им не нужно за кем-то прятаться.
Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия надо прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?..
Дети: - С приветствия.
- Так давайте поздороваемся.
2.Упражнение - игра «Давайте поздороваемся»
Цель упражнения: удовлетворение потребности в самопринятии, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время: 2 минуты.
Дети стоят или сидят в кругу. У ведущего в руке мяч.
Инструкция: Сейчас я предлагаю передать мяч по кругу. И каждому, у кого в руках оказывается мяч, поздороваться, представиться и назвать свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Андрей – активный, Настя – нежная.
- Задание понятно? Итак, начали…
- У всех получилось? Интересно было?... Спасибо.
III. Основная часть занятия.
Цель: введение в проблему
Необходимое время: 7 минут.
- А теперь давайте послушаем стих.
Звучат стихи С. Маршака «Всемирный хоровод»
- О ком это стихотворение?
Дети: - о детях разных стран и народностей.
- Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.
Мы разные по возрасту, но мы помогаем друг другу.
Мы разные по здоровью и возможностям. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.
Друзья, вы должны понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им в беде!
Давайте попробуем почувствовать друг друга…(звучит музыка для релаксации)
Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться.
Посчитайте мысленно до пяти…
послушайте своё дыхание, а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса…
и снова послушайте своё дыхание…
теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева…
представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла…
почувствуйте это…
постарайтесь запомнить это ощущение надолго…,
а теперь мысленно мы считаем до пяти…
и…
открываем глаза…
мы вернулись в наш светлый класс.
– Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде? (ответы детей)
Нас объединяет то,
что
в
се мы люди
Живем на одной планете
Живем в одном городе, республике
Учимся в одной школе, в одном классе
Живем на одних улицах
Носим одну одежду, очки
Занимаемся одним делом
Похожи глаза, волосы
Нас различает
Рост
Цвет волос и глаз
Одежда
Знания
Национальность
Фигура
Возраст (старые и молодые)
Характер
Культура
Мы разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться слышать, понимать и чувствовать друг друга, чтобы жить в мире.
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества
Ну что ж, давайте поиграем в игру «Найди друга»
- Я приглашаю всех команды в центр класса. Каждая команда образует круг, а на роль ведущего, предлагаю выбрать капитанов команд, которым мои помощники завязывают глаза. Задача ведущих на ощупь узнать всех своих товарищей по команде, это можно делать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Как только капитан справится с задачей, на роль ведущего выбирается следующий участник команды и так до тех пор, пока все не узнают друг друга. Мои помощники будут следить за выполнением правил игры. При нарушении (подглядывании и подсказках) участники удаляются.
Итак… начали…
(звучит песня «Дружба» в исп. гр.Барбарики)
Тест
- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи))
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
-Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете и поэтому…
- Не оценивайте людей… а что? как вы думаете?
Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто- то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе.
Практическое задание (Выполнение и объяснение заданий)
1. Какой ты дома?
1. Младший братишка сломал твою игрушку…
Ты его прощаешь, он сделал это
ненарочно
…
Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Какой ты в школе?
1.В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
3. Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь.
Ты все-таки слушаешь его…
Ты не даешь ему говорить…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
- Вы поняли, что такое толерантность? (ответы детей)
Давайте соберем цветок толерантности из лепестков, на которых написаны человеческие качества и выберем только нужные, (звучит фонограмма песни «Непохожие)
– Толерантный человек – это человек, у которого есть такие человеческие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость…
VI. Итоги занятия.
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: завершение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Необходимое время: 2 минуты.
Инструкция: «Ведущий бросает мяч и тот, кому попал мяч, продолжают незавершенную фразу»
На занятии мне понравилось
…
Я считаю полезным…
Я буду вспоминать…
Мне очень понравилось…
У меня вызвало затруднение…
На занятии я узнал новое…
Я буду применять в своей жизни…
Пожелания ребятам.
Учитель начинает говорить пожелание «Не обижайте друг друга!», а дети продолжают и говорят свои пожелания друг другу.
Литература:
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
Валкер
Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб
.,
2001.
Рожков М.И.,
Байбородова
Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
Солдатова Г.У.,
Шалгерова
Л.А.,
Шарова
О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.
Ссылки:
https://drive.gybka.com/song/114039766/Dzhanni_Rodari__Vsemirnyj_horovod_stihotvorenie/
https://wwv.zvuch.com/tracks/serenity-calls?artist=1
https://drive.gybka.com/song/114004091/Druzhba_-_BARBARIKI/
https://hotplayer.ru/?s=quest%20pistols%20show