Здоровье педагога – залог профессионального долголетия «Человек не в силах преобразовать мир, но в силах преобразовать себя и сохранить этот мир» Лыткин В.В. В наше время бысто меняющихся технологий необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]: - психическое здоровье; - социальное здоровье; - физическое здоровье. В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д. Истоки отношения к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10] Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого. Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании велика роль и педагогов, окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы. Человек должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья. И.И. Соковня – Семенова [4] выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни: • Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни». • Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других». • Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». • Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы». • Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство». Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности, как • педагогическая направленность; • компетентность (коммуникативная); • педагогическая гибкость; что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности. Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя: 1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний; 2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7] В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога: • перцептивные и диагностические; • рефлексивные; • прогностические; • коммуникативные; • психотерапевтические и психокоррекционные; • определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение; • оценка темперамента детей; • оценка одаренности воспитанников. В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, вот некоторые из них[9]:  смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;  внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;  понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;  умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;  сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;  усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.  Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое и профессиональное творческое долголетие. Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Литература 1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998. 4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000. 5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998. 6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологи

Автор: Джапарова Людмила Геннадьевна

                          Здоровье педагога – залог профессионального долголетия

                                              «Человек не  в силах преобразовать мир,

                            но в силах преобразовать себя 

               и сохранить этот мир»

                                             Лыткин В.В.

 

В  наше время бысто меняющихся технологий необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]:

- психическое здоровье;

- социальное здоровье;

- физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть  то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. 

Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).

 Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. 

 

Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д.

  Истоки отношения  к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10]

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании  велика роль  и педагогов,  окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы. 

Человек  должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия.

«Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.

 

И.И. Соковня – Семенова [4]  выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни:

• Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни».

• Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».

• Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

• Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

• Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое  и психическое неудобство».

 

Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели  профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности,  как

• педагогическая направленность;

• компетентность (коммуникативная);

• педагогическая гибкость;

что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности.

 

Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя: 

1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний;

2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7]

 

В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога:

• перцептивные и диагностические;

• рефлексивные;

• прогностические;

• коммуникативные;

• психотерапевтические  и психокоррекционные;

• определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение;

• оценка темперамента детей;

• оценка одаренности воспитанников.

 

В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия,  вот некоторые из них[9]:

 смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;

 внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;

 понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

 умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;

 сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;

 усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.

Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое  и профессиональное творческое долголетие.

 

Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

 

 

 

Литература

 

1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998.

4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000.

5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Академия, 2004.

7. Коломинский Я.Л. Психологическая адаптация подрастающего поколения. 1994.

8. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.

9. Основы профессионального самосовершенствования педагога./под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.

10. Управление ДОУ/научно-практический журнал №1,2004

 

                                            

                                              «Человек не  в силах преобразовать мир,

                            но в силах преобразовать себя 

               и сохранить этот мир»

                                             Лыткин В.В.

 

В  наше время бысто меняющихся технологий необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]:

- психическое здоровье;

- социальное здоровье;

- физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть  то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. 

Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).

 Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. 

 

Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д.

  Истоки отношения  к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10]

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании  велика роль  и педагогов,  окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы. 

Человек  должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия.

«Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.

 

И.И. Соковня – Семенова [4]  выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни:

• Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни».

• Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».

• Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

• Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

• Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое  и психическое неудобство».

 

Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели  профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности,  как

• педагогическая направленность;

• компетентность (коммуникативная);

• педагогическая гибкость;

что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности.

 

Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя: 

1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний;

2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7]

 

В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога:

• перцептивные и диагностические;

• рефлексивные;

• прогностические;

• коммуникативные;

• психотерапевтические  и психокоррекционные;

• определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение;

• оценка темперамента детей;

• оценка одаренности воспитанников.

 

В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия,  вот некоторые из них[9]:

 смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;

 внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;

 понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

 умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;

 сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;

 усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.

Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое  и профессиональное творческое долголетие.

 

Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

 

 

 

Литература

 

1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998.

4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000.

5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Академия, 2004.

7. Коломинский Я.Л. Психологическая адаптация подрастающего поколения. 1994.

8. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.

9. Основы профессионального самосовершенствования педагога./под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.

10. Управление ДОУ/научно-практический журнал №1,2004

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x