«Здоровьесберегающие технологии дошкольников»

Автор: Гвоздева Людмила Леонидовна

 «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!». 

Василий  Александрович  Сухомлинский

 

  С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, экономической нестабильностью, ярко выраженным разделением населения по имущественному признаку, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; несовершенной системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии  детей.

На сегодняшний день в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения.  Это говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Старший дошкольный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки и наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые.

Усилия работников нашего ДОУ  полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни.  Здоровьесберегающая среда, созданная для реализации поставленных задач,  соответствует современным нормам и требованиям. Созданы все необходимые санитарно-гигиенические и материально-технические условия для работы в данном направлении.

В ДОУ имеется медицинский блок: кабинет старшей медицинской сестры, прививочный кабинет, изолятор.

Спортивный зал, оборудованный современным спортивным инвентарем, необходимым   мелким и крупным оборудованием. Спортивная площадка со спортивным комплексом для проведения спортивных игр, эстафет и физкультурных занятий на свежем воздухе. Прогулочные участки с малыми архитектурными формами и верандами. В каждой группе есть спортивный уголок, который оснащен спортивным инвентарем, атрибутами для подвижных игр. Для профилактики плоскостопия в группах имеются массажные коврики, ребристые доски и массажные дорожки.   На ряду с традиционными физкультминутками и динамическими паузами воспитатели всех групп проводят с детьми закаливающие процедуры,  релаксирующую и  пробуждающую гимнастики, упражнения для формирования правильной осанки.

Здоровый образ жизни – это не только физкультура и спорт, но и

-  здоровое рациональное питание;

-   формирование КГН;

-  основы безопасности жизни.

Для формирования у дошкольников безопасных основ жизни в детском саду функционирует комната дорожного движения.  Автогородок со специальной разметкой необходим для закрепления знаний и навыков  правил дорожного движения в игре и при решении проблемных ситуаций.

Для психологического здоровья детей  в учреждении есть музыкальный зал с современным оборудованием, театральная студия, ИЗО студия,  кабинет психолога.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни имеет система дошкольного образования  и семья ребёнка, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка – проблема не только медицинская, но и педагогическая,   правильно организованная работа с детьми и семьёй, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Семья и детский сад  должны быть связаны формой преемственности, чтобы облегчить непрерывность воспитания и обучения детей.

Педагоги используют разнообразные формы работы с родителями: открытые занятия, досуги, спортивные праздники с участием родителей, встречи с сотрудниками ГБДД.  Для родителей в группах оформлены уголки здоровья, папки-передвижки, выпускаются  листовки, буклеты санбюллетени,  представлены консультации и рекомендации по здоровьесбережению, созданы  энциклопедии, оформлены выставки детского и совместного творчества, фотоколлажи.

Особенно приятно отметить активное участие родителей в совместной работе с педагогами.

Большое удовольствие и детям, и взрослым доставляют совместные спортивные соревнования и эстафеты. Начало нового  2015-2016 учебного года прошло под девизом "Здоровые дети в здоровой семье!".

Родители принимают активное участие в конкурсах. В старшей группе №11 в конкурсе по нетрадиционным методам профилактики ОРЗ и ОРВИ "К здоровью без лекарств"  приняли участие все родители. Удивила своим разнообразием и творческой фантазией выставка чесночниц.  

Родители делятся опытом семейного воспитания -  семья Радаевых представила опыт "Иммунитету – да! Гриппу – нет!",  презентованный стихами В.Маяковского.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

·                    совместные занятия физкультурой, прогулки;

·                    посещение спортивных секций;

·                    отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;

·                    рациональное питание;

·                    соблюдение режима, правил личной гигиены, закаливание;

·                    дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;

·                    бережное отношение к окружающей среде, к природе;

·                    медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;

·                    формирование понятия «не вреди себе сам».

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x