Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС | Левина Светлана Ивановна. Работа №245835
Автор: Левина Светлана Ивановна
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Лучший способ сделать ребёнка хорошим –
это сделать его здоровым
Оскар Уай
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.
К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги - практики.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации.
Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один.
Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?
Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.
Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие технологии - регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития , что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающие технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это совокупность методов, приемов, средств, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
С целью предотвращения утомляемости учащихся на уроках и повышения качества обучения я использую в своей педагогической деятельности элементы здоровосберегающих технологий.
На уроках я регулярно внедряю здоровосберегающие технологии, создаю условия , способствующие сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению их утомляемости и улучшению их настроения , повышению активности на уроке. С помощью здоровосберегающих технологий у учащихся идёт повышение качества знаний.
На уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие здоровосберегающие технологии:
1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий , занятия в кружках) обучающихся.
2. Соблюдение всех требований к использованию технических средствобучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
3. Использование методов и методик обучения соответствующие возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
4. Учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся .
5. Проведение на уроках физ. минуток.
Каждый учебный день в нашем классе мы начинаем с того, что дежурные класса проверяют состояние кабинета, учебного оборудования и рабочих мест. На каждой перемене я проверяю подготовку кабинета к работе, а именно состояние доски, парт, освещённости , а при необходимости и проветриваю помещение. Слежу, чтобы каждый ученик был приучен своевременно до начала урока приводить своё рабочее место в порядок, дежурные помогают проконтролировать этот момент.
В реализации здоровосберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является формирование положительного настроя учащихся на урок. Для здорового развития и самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого.
Для создание «ситуации» успеха на уроках использую разные формы работы: индивидуально-обособленная (при выполнении письменных работ ) , фронтальная, групповая, коллективная, парная.
Соблюдая принципы дифференционного обучения, снижаю темп опроса медлительных учащихся, даю им время на подготовку, быстросправляющимся ребятам, предлагаю дополнительные задания или самостоятельно подготовить информацию по новой теме.
На уроках я стараюсь использовать разные виды деятельности ребят, так как однообразная работа может детей утомлять. Ученикам , которым трудно запомнить даже хорошо понятый материал, учу приёмам эффективного запоминания :
- составление схем –помощниц по темам;
- развитие зрительной память (*систематическое проведение зрительных диктантов);
- использование разных видов памяти при изучении.
Обязательным элементом здоровосберегающей организации урока является физкультминутка, она должна проводиться в соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30 минуте урока, на втором и третьем уроках проводятся по две физкультминутки , на 15 и 30 минуте урока, на четвёртом уроке проводятся две-три физкультминутки. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 5-6 раз.
Правильно подобранные мною физкультминутки способствуют тому, что ребята переключают своё внимание с одного вида деятельности на другое, у них развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются и проверяются знания. Весёлые физкультминутки наполняют наши уроки радостью и становятся ниточкой приятного общения между мной и ребятами.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю различные мероприятия, это система классных часов и экскурсий о здоровом питании, о вредных привычках, о добром отношении друг к другу, о взаимопомощи. Например: «Зарядка в жизни школьника», «Я расту, я изменяюсь», «Наши лучшие друзья - солнце, воздух и вода», «Твоё здоровье в твоих руках», «Зачем надо заниматься физической культурой», «Путешествие в страну Здоровья», и многие другие.
Здоровьесберегающее направление сохраняется мною и при работе с родителями. Несколько собраний посвящаю здоровому образу жизни, такие как «Вредные привычки у детей», «Правильное питание-залог здоровья», «Безопасная дорога в школу и домой» и другие.
Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, «Уроки здоровья», игры, походы. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Мой класс принимает активное участие в соревнованиях между классами. На каникулах традиционно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Ребята во внеурочное время посещают спортивные секции, ходят на тренировки , занимаются на тренажёрах.
Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:
-элементы движений (ходьба, бег, прыжки);
-физические упражнения без предметов;
-танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; музыкальное сопровождение);
-физкультминутки и подвижные перемены;
-эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
-гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);
-самомассаж.
Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.
Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:
-солнечные и воздушные ванны;
-водные процедуры;
-фитотерапия;
-ароматерапия;
-ингаляция;
-витаминотерапия.
Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором размещены растения, обладающие фитонцидными свойствами: каланхое перистое, хлорофитум хохлатый.
Каждый год дети проходят курс приёма витамина С в предгриппозный период, а родителям рекомендуется, с разрешения педиатра, провести курс приёма детьми аминокислоты глицина с целью укрепления памяти.
На родительском собрании была дана информация родителям о фито- и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.
На уроках ребята регулярно выполняют упражнения на укрепления мышц рук и спины, делают дыхательную гимнастику. Очень часто на своих уроках использую музыкальное сопровождение для создания позитивного эмоционального состояния. Правильно организованные и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрении. Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы, в том числе и нашей. А важнейшим условием решения этой проблемы должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной , физкультурно-оздоровительной , досуговой деятельности с детьми.
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Естественно, многие сходятся в том, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе.
Использование мною на уроках здоровьесберегающей технологии снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.