Здоровьесберегающие технологии на вокальных занятиях | Кряжева Ирина Иннокентьевна. Работа №235055
Автор: Кряжева Ирина Иннокентьевна
Для сохранения и укрепления здоровья ребенка в образовательных учреждениях используют различные методики и формы работы. Данная статья рассматривает эффективные здоровьесберегающие педагогичнские технологии: массаж и дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой.
Здоровьесберегающие технологии на вокальных занятиях
Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования. Для достижения этой задачи в образовательных учреждениях используются различные методики и формы работы. Особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. Исходя из сказанного, считаю своей задачей использовать при обучении вокалу эффективные здоровьесберегающие педагогические технологии: игровой массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. вокально-интонационные упражнения.
Одна из основных задач педагога на вокальных занятиях – это постановка певческого дыхания. Дыхательные упражнения являются базовыми на занятиях вокалом. Занятие начинается с разминки.
Массаж. Мы называем его «
оживлялки
»: растираем мочки ушей,
зоны
гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы
, постукивание точки головного резонатора, области лба, затылка.
Гимнастика языка, губ, связок.
Во время массажа маленьким детям можно рассказывать сказку одновременно выполняя упражнения.
Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой подходит для занятий с детьми от 3 лет. Упражнения можно выполнять и подросткам, и взрослым. По сути, заниматься можно всей семьей. Освоив простую дыхательную гимнастику, занимаясь регулярно, можно избавиться от множества недугов, которыми страдают дети. Гимнастика восстанавливает дыхание, голос и благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно- психическое состояние. Упражнения можно выполнять в любом положении — стоя, сидя и лежа.
Наша гимнастика адаптирована для вокальных занятий и направлена на тренировку диафрагмы. Мышцы, которая отвечает за вдох. Существует несколько правил выполнения дыхательной гимнастики:
- Тренируем только вдох: активный, шумный, короткий.
- Выдыхаем через рот: не задерживаем, не выталкиваем. Выдох бесшумный!
- Одновременно выполняем движения.
- Упражнения выполняем в темпе умеренного шага.
- Счет в упражнениях— на 8. Считаем мысленно. Можно совмещать с музыкальным сопровождением.
Основной комплекс дыхательных упражнений.
Упражнение “Ладошки” (разминочное )
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, локти на уровне груди. Выполняем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем кулачки в ладошки.
Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, руки на пояс. В момент короткого и шумного вдоха носом наклон головы к плечу.
Упражнение Маятник”
Исходное положение: встать прямо, руки на пояс. В момент короткого и шумного вдоха носом наклон головы вниз и вверх.
Упражнение “Кошка”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Выполняем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище вправо и влево. С одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение. Голова поворачивается вместе с туловищем вправо и влево. Колени пружинят.
Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая, голова опущена, не напрягая. Выполним короткий шумный вдох. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью.
Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встать прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу.
Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, откашливаются. Если движения выполнять правильно, можно почувствовать легкое головокружение, которое быстро проходит. Могут побаливать мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой. Эти ощущения проходит быстро. Зато дети точно знают что такое диафрагма и как она работает.
Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности. Благодаря исследованиям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки на организм человека, можно считать твердо установленными следующие факты:
- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом;
- как ритмический раздражитель, музыка стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере;
- музыка повышает и понижает мышечный тонус;
- восприятие и исполнение музыкальных произведений стимулирует появление эмоций;
- музыка улучшает вербальные и арифметические способности;
- музыка стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление.
А сам процесс пения – это и есть оздоровление или «здоровьесберегающая технология».