Здоровьесберегающие технологии в начальных классах.

Автор: Степаненко Ольга ИвановнаЗ

В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это  значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье - одна из главных ценностей жизни, источник радости.

Здоровье человека -  тема  для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов. В  XXI   веке она является первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу. Здоровье современных детей  ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Отмечается, что наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,   совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

Здоровье ребёнка, его социально – психологическая адаптация , нормальный рост и развитие определяются средой, в которой он живёт. Для человека до 17 лет этой средой является система образования. В этот же период времени происходит интенсивный рост и развитие ребёнка, формирование здоровья на всю жизнь. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии – охраны и укрепление здоровья детей.

В практике существует множество  определений понятия «здоровье». Я в своей работе руководствуюсь определением данного понятия, предложенным Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и  физических недостатков». [1].

Основная цель начального образования - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии природосообразности.  Поэтому возникла необходимость изменить условия и организацию учебно-воспитательного процесса. 

В данной статье я рассматриваю подходы к организации урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.  Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

[2]. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2.Творческий характер образовательного процесса.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

4.Принцип целостности.

5.Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.

6.Рациональная организация двигательной активности.

7.Обеспечение адекватного восстановления сил.

8.Комплексная система закаливания детей.

По результатам исследования НИИ гигиены и  охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук причиной снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста  являются:

-падение уровня жизни, социальные потрясения, экологическая обстановка;

-стрессы;

-безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

-дефицит двигательной активности;

-неполноценное питание;

-нарастающая интенсификация учебного процесса;

-факторы риска, имеющие место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят  к дальнейшему ухудшению здоровья детей.

 Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учётом состояния здоровья детей. Основой здоровьесберегающих образовательных технологий  являются организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса и технология работы учителя на уроке.

  Важнейшей задачей  по организации  здоровьесберегающей работы учителя является рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока зависит функциональное состояние школьников в учебном процессе. Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. На мой взгляд, большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса. В  режим дня учащихся начальных классов вводятся физкультурные паузы и подвижные  перемены. Физкультурные паузы продолжаются 8-10 минут и включают 6-8 упражнений. Проводятся они ежедневно, после 3-4 урока. Время проведений 2-3 минуты.

Большое оздоровительное значение в режиме дня детей имеет подвижная  перемена. Игры - хороший отдых  между уроками. Они снимают усталость, тонизируют нервную систему. Наиболее доступными и интересными являются игры: «К своим флажкам», «Волк во рву», «Вызов номеров» и другие.

Для повышения умственной  работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.  Физкультминутки я провожу, учитывая специфику  предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения,  укреплению  мышц рук; упражнения для ног; отдых позвоночника; потягивание; массаж области груди, лица,  рук, ног;  упражнения,  направленные на выработку рационального дыхания. Многие дети не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега. Неправильное дыхание приводит к  нарушению   дыхательной системы,   нарушению  обмена  веществ, снижению насыщения крови кислородом.  Обязательное  условие проведения физкультминуток -положительный эмоциональный фон.

 В своей работе также я применяю  некоторые  образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Среди здоровьесберегающих технологий нужно особо выделить технологии личностно – ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие  его потенциала. В рамках этой  группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса,  стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий  без боязни ошибиться,  создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

 

 Педагогика сотрудничества, которую я использую на уроках, помогает мне реализовать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. В своей работе я отказываюсь от прямого принуждения, авторитарного тона, даю право ребёнку на свободный выбор, свою точку  зрения. Это способствует формированию здоровой психики, а значит,   повышается уровень психологического здоровья.

 

Технология уровневой дифференциации обучения.

Свои уроки я планирую на основе диагностики, которую провожу в начале учебного года,  На основе полученных результатов строю свою программу дифференцированного обучения, включающую в себя три уровня заданий. Обучение при дифференцированном разноуровневом  подходе проводится  в зоне ближайшего развития. Методы обучения у меня соотнесены с уровнем познавательной деятельности детей. Они   направлены на развитие у детей активности и самостоятельности в приобретении знаний. На основании опыта дифференцированной работы я определила основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах работы. Например, 1этап работы. Повторение пройденного. Самостоятельная работа учащихся различной сложности.1-ая группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний; следит за работой 2-ой и 3-ей групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений; готовит карточки по пройденному материалу для 2-й и 3-й групп. 2-ая группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу,  приготовленному учащимися 1-й группы на прошлом уроке; проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы. 3-я группа выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп. И   вот в этой работе  сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и  вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого  развития детей»

Некоторые особенности этой технологии я также применяю в педпрактике.

1) В четырех углах кабинета  я расположила яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок и т.д. Я даю установк : найдите глазами ответ на задание. Например, модель земного шара (глобус стоит в шкафу класса) или найдите формулу площади прямоугольника. Все упражнения выполняются  в свободной позе: дети делают движения головой, глазами и туловищем в течение 1,5-2 минуты. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке.

 2)Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала. Для этого я использую подвижный справочный материал, который может по воле учителя оказаться в любой точке класса  и который дети должны найти и использовать в своей работе, позволяющей  переключить зрение детей с ближних целей на дальние.

3)В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно- образные каллиграфические прописи ручкой, формирующие утонченное художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

4)Благотворное влияние на нервную систему и психику ребенка оказывает пение, которое является профилактикой заболеваний  голосового аппарата, органов дыхания. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.

5)Одним из требований технологий является  условие  регулярного проведения экспресс диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах.

 

Технологии развивающего обучения.

Для создания положительного эмоционального фона учения и развития креативности детей мною в работе целенаправленно вносятся  элементы  развивающего обучения. Я использую элементы системы «Гармония» под  редакцией профессора Н.Б Истоминой.

В опыте своей работы, для осуществления развивающих целей обучения,   активизирую познавательную деятельность школьников,

создаю ситуацию заинтересованности. Вопросы на уроке стараюсь задавать проблемные, на уровне понятий общего характера, которые предполагают варианты ответов. На уроке русского языка дети придумывают предложения и получают задание:  какая грамматическая работа может быть выполнена с этим предложением?

После ответов дети получают новое задание: записать свое предложение и выполнить заданную себе грамматическую задачу.

Большую помощь оказывает постановка проблемной ситуации, где школьник стоит перед выбором правильного решения. Например, нужно ли  брать маленького птенчика к себе домой?

Направляю задания на более глубокое осознание взаимосвязей между изученными приемами, арифметическими действиями, на проведение наблюдений, сравнений, на построение логических рассуждений и выводов.

 

Заключение.

Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место в  иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если  мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье,  если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально,  духовно, но и физически.

 

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывая свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального  поведения.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x