Статья Здоровьесберегающие технологии в преподавании химии. Автор: Титова Наталья Анатольевна

Автор: Титова Наталья Анатольевна
Статья для преподавателей химии о технологиях здоровьясбережения в химии. Рассмотрены теоретические основы и различные методики.


Автор: Титова Наталья Анатольевна


Здоровье один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны!

По данным медицинского осмотра в колледже в сентябре 2018 года выявлено около 35 % обучающихся имеющих различные проблемы со здоровьем.

Студентам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Основными задачами здоровьесберегающей деятельности колледжа являются:

создание

здоровьесберегающих

условий организации образовательного процесса (химия является одной из наук, где требуется создание безопасных условий обучения, а

главное формирование у обучающихся

умений и навыко

в работы с реактивами

)

формирование у

обучающихся

ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сделать через создание здоровьесберегающей среды в колледже, на каждом занятие. Основные компоненты здоровья:

в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение,

самообучаемость

;

в нравственном плане -

честен

, самокритичен, эмпатичен;

в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в эмоциональном плане -

уравновешен

, способен удивляться и восхищаться.

Только здоровый ребенок может полноценно развиваться, получать достойное образование, неустанно трудиться и чувствовать себя уверенно в сложной жизненной ситуации.

Современный урок химии отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением обучающихс. Игнорирование преподавателем психофизических особенностей обучающихся приводит к стрессогенной среде на уроке. На уроках химии открываются прекрасные возможности для развития валеологической грамотности обучающихся. Создание и организация здоровьесберегающего урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от преподавателя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения, которая непосредственно зависит от преподавателя. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Здоровье сберегающему обучению способствует систематическая актуализация внимания обучающихся на их здоровье, на необходимость заботиться о своем здоровье.

Принципы проведения здоровьесберегающего урока химии

Принципы проведения здоровьесберегающего урока:

кабинет должен представляет собой здоровьесберегающее пространство.

1. Кабинет химии Оснащение кабинета в полной мере учитывает специфику обучения химии :

комплектация кабинета и необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, химического эксперимента, в том числе и при реализации практикумов;

создание рациональных систем хранения, размещения и, главное, использования учебного оборудования;

организация и использование технических средств обучения, в том числе мультимедиа;

дидактического оснащенность кабинета (функционально – направленное оформление);

создание условий для безопасного процесса обучения с учетом санитарно – гигиенических требований (СанПин 2.4.2.1178 – 02 в ред.2008)

При проведении химических практикумов в обязательном порядке должны быть реализованы три очень важных критерия:

эргономический, выявляющий степень приспособленности всех компонентов и условий кабинета к проведению химического эксперимента;

педагогический, определяющий возможности кабинета для достижения высокого качества знаний;

психофизиологический, оценивающий возможности кабинета для оптимизации деятельности, установления положительной мотивации.

2.Смена видов деятельности, методов обучения на уроках химии

Использую:

смену видов деятельности понимая, что однообразность урока вызывает утомление, но и слишком частые смены д

еятельности утомляют

(

словесный

, наглядный, аудиовизуальный)

использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения

обучающихся

(беседа, ролевые игры, дискуссии);

формирую у

обучающихся

мотивацию к учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение

к учёбе разрушает здоровье обучающихся и изматывает преподавателей

;

стараюсь создать благоприятный психологический комфорт - важнейшее условие предупреждения у

томления, профилактики «

неврозов», предупреждение на уроках конфликтов из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;

при использовании ИКТ соблюдаю требования, приписанные в

СанПинах

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках химии

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и

физической активности

;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями

 

В качестве здоровьесберегательных применяются методы и приемы: фронтальные, групповые, практические, игровые,; соревновательные, метод индивидуальных заданий, приёмы - защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие, технологические умения (логические, экспрессивные, дискуссионные, перцептивные (умение видеть, слышать, слушать).

Основные компоненты здоровьесберегающих технологий на уроках химии

1.Аксиологический. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.

2.Гносеологический. Приобретение на уроках химии необходимых для процесса здоровьесбережения знаний, умений и навыков работы с реактивами, с теоретическим материалом. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной жизни, где мы находимся в окружении многообразия веществ, порой небезопасных. Ответственное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей

3.Здоровьесберегающий. Включаю систему ценностей и установок, которые формируют гигиенические навыки и умения, необходимые для нормального функционирования организма, предупреждение вредных привычек на основе приобретенных знаний о веществах и их влияния на человека. Темы: «Спирты. Алкоголь и подросток», «Альдегиды. Токсическое влияние на человека продукта окисления спирта - уксусного альдегида».

4.Эмоционально-волевой. Условием сохранения здоровья являются положительные эмоции. Стараюсь создать на своих уроках комфортную среду, веры в свои силы (личностно ориентированные технологии, дифференциация заданий на уроках и домашних работ)

5.Экологический. Учитывает и раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий (на уроках с экологическим содержанием, например по блокам тем: «Воздух. Влияние человеческой деятельности на состав воздуха, последствия для здоровья», «Вода. Загрязнения воды, влияющие на органы человека», «Кислоты и небезопасные кислотные дожди»).

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность обучающегося, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обу чающихся и педагогов. Цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности использовать их для более полного развития личности. Считаю, что приоритетным воспитание над обучением..

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития обучающихся.

Технология уровневой дифференциации обучения. Всегда использую возможность дифферецированно помогать слабому и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными.

Технологии адаптивного обучения

Работаюак правило, работает в двух режимах:

а) обучаю всех (сообщаю новое, объясняю, демонстрирую, показываю и т.д.);

б) работаю индивидуально с отдельными обучающимися (управляю самостоятельной работой; осуществляю контроль, включенных в самостоятельную работу).

Четыре правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Аудиалы. Аудиальное восприятие – слуховое.

Визуалы, Визуальное– зрительное восприятие (наглядные пособия, мультимедиа)

Кинестетики. Кинестетическое восприятие – тактильное, задействованы органы чувств.

Есть еще один тип – дигитал, люди, относящиеся к нему, воспринимают окружающий мир, прислушиваясь к собственной логике.

Знание этих характеристик детей позволяет излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у обучающихся имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Всегда учитываю эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока ( данные исследования ученых):

5-25-я минута - 80%;

25-35-я минута - 60-40%;

35-40-я минута - 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Главным критерием такого урока является желание обучающихся, уходя с урока, встретиться вновь с уроком химии, где комфортно, где есть душевное взаимодействие студента и преподавателя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а химия понятна.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Вдальнейшем использую задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы, явления, прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т.п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения проблемы, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Преподаватель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Считаю, что охрана здоровья обучающихся предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Необходимо не только углублять получаемые знания и осуществлять межпредметные связи, но и показать студенту, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровьеак, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения к своему здоровью. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. При планировании урока нужно не допускать однообразной работы. Некоторым студентам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память, часто использовать эксперимент, при его недоступности - виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.

Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры» можно рассмотреть не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен, уместно рассказать о холестерине. Холестерин - один из основных жиров. Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного материала, однако при большом его содержании в крови холестерин приносит больше вреда, чем пользы.
При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. При изучении темы «Алюминий» рассматриваем свойства алюминиевой ткани и т.д. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» - говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь - продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью. При изучении темы «Соли» уместно рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды. «Вино губит душу людей и их потомство» - эти слова Л.Н. Толстого служат эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия». Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. 

 


Заключение


Предмет химии обладает значительным потенциалом в формировании здорового образа жизни.

 

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения

Хочется верить, что обучающиеся поймут, что химия не только наука формул, но и наука, глубоко связанная с нашей жизнью, и даже минимальный запас знаний поможет в жизни решить многие бытовые проблемы.

Таким образом, очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому преподавателю - предметнику. И если все преподаватели будут использовать это как систему, то результат будет очевиден. Здоровье - самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать обучающихся, заботящихся о своемздоровье.

Список использованных источников

1. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», №8 (15), декабрь, 2007.

2. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2012.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. -272 с.

5. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н / Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x