Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда со старшими дошкольниками. ☼
Автор: Луговская Елена Николаевна
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда со старшими дошкольниками.
Луговская Елена Николаевна,
учитель-логопед,
МАДОУ №5 «Полянка» г. Южно-Сахалинска.
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей. Фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в дошкольном возрасте. Опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию детского здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития ни в коей мере не оправдываются.
Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверждают ухудшение состояния здоровья детей и школьников, и этот факт является предметом острой общественной тревоги. Актуальность проблемы укрепления здоровья и, в частности, детей дошкольного возраста с каждым годом становится всё острее. За последнее десятилетия количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15%, количество детей, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 16 до 17,3%. Более 70% старших дошкольников имеют различные функциональные отклонения в развитии речи. В силу природно-климатических особенностей островного края, в Сахалинской области, проблема сохранения и укрепления здоровья детей наиболее значима. В связи с этим в практике логопедов получило широкое применение здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые традиционные технологии обучения, развития, воспитания дополняют задачами здоровьесбережения.
Участвуя в экспериментальной работе по программе «Здоровьесберегающие технологии как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» были разработаны здоровьесберегающие технологии в процессе коррекционной работы в группе логопедической деятельности.
Целью применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе со старшими дошкольниками является развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.
Компоненты оздоровительной работы в детском саду
Профилактические мероприятия. | Оздоровительные мероприятия
|
-ранняя диагностика детей дошкольного возраста. -просветительно – консультативные выступления на родительских собраниях. -индивидуальные консультации для родителей. -журнал учёта детей с нарушением речи. -оформление информационных стендов. -просветительская работа с воспитателями. -контроль за проведением занятий по профилактике речевых нарушений во всех возрастных группах детского сада.
| -логопедический массаж и самомассаж. -снятие мышечного тонуса путём релаксации. -коррекционная работа по исправлению нарушения речи. -использование сенсорной комнаты. -игротерапия. -воздействие на биологически активные точки кисти рук и пальцев в сухом пальчиковом бассейне. |
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата на занятии.
| |
-использование на занятии приёмы психотерапии. -учёт индивидуальных особенностей ребёнка. | -создание эстетической развивающей среды. -использование не традиционного дидактического материала для коррекционной работы.
|
В первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс, начали с изменения подхода к организации логопедического занятия. Занятия обычно направлены на освоение определённого объёма знаний и коррекцию речи и мало способствуют оздоровлению и ещё меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встаёт вопрос о поисках путей, проведения профилактики нарушений психологического здоровья.
По мнению учёных, здоровье взрослого народонаселения на 75% определяется условиями его формирования в детстве, в семье. Исходя из данной проблемы, обозначим задачи, которые может решать любая здоровьесберегающая технология в процессе проведения занятий в ДОУ:
-укрепление психологического здоровья детей;
-гармоничное развитие личности ребёнка;
-формирование эмоциональной стабильности;
-формирование привычки к здоровому образу жизни;
-оптимизация процесса воспитания и обучения;
Для реализации поставленных задач предлагаем использовать комплекс специальных упражнений психотерапии, сенсорную комнату и сухой пальчиковый бассейн.
Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
-активизация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;
-создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации процесса обучения.
Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате, возможно, осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности. А также научить управлять своим телом.
Когда ребёнок возбуждён или угнетён, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Всё это затрудняет коррекционную работу. Чтобы управлять своим телом, необходимо научить детей расслабляться.
Дети обладают высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения этих механизмов необходимо наличие определённых условий. Разнообразие приёмов психотерапии способствуют эмоциональной стимуляции ребёнка, а также развитию произвольных форм поведения (контроль над собой). Что благоприятствует не только коррекции:
- звукопроизношения;
- просодических компонентов устной речи;
- фонематического слуха;
- формирования фонематического восприятия;
Но и развитию:
-лексико-грамматического строя речи;
-коммуникативных навыков;
-моторики артикулярного аппарата;
-слухового и зрительного восприятия;
-внимания, памяти;
-словесно-образного и словесно- логического мышления;
При внедрении здоровьесберегающих технологий в логопедический процесс используются следующие методы психотерапии – игротерапия, тактильная терапия, психогимнастика, релаксация, так как:
Во-первых: дети на занятие в группу логопедической деятельности идут или в сильно возбуждённом состоянии (после физкультурного, музыкального занятия или театра), или наоборот уставшие после серии групповых занятий. Просто словесные инструкции «успокойтесь», « слушайте внимательно» не всегда достигают желаемого результата.
Во-вторых: речевые подгруппы формируются в зависимости от дефекта звукопроизношения. Часто дети таких подгрупп, в свободной деятельности не общаются. На занятии они испытывают дискомфорт, и даже чувство соперничества. Это приводит к нарушению эмоционального состояния.
В-третьих: среди детей с нарушением речи большой процент гиперактивных детей. А у гиперактивных детей быстро наступает утомление сопровождающееся нарушением в эмоциональной сфере (беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками и т. д.), что затрудняет усвоение материала.
Включение приемов психотерапии на логопедических занятиях даёт возможность:
-наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы за счёт улучшения психического реагирования с учётом снятия болезненных проявлений.
-учит переводить негативные эмоции в продуктивную деятельность.
-укрепляет ослабленные психические функции.
-формирует предпосылки к учебной деятельности (развитие умения принять учебную задачу и выполнить её, умение взаимодействовать со сверстниками, самоконтролю).
А значит, способствует оздоровлению и здоровьесбережению детей.
Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Устройства для пассивно-активной гимнастики с самомассажем кистей и пальцев, сухой пальчиковый бассейн, используется преимущественно для развития функций пальцев, сенсорной системы, а также для стимуляции нервно-психического и речевого развития.
Именно в сухом пальчиковом бассейне создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос занятий в сухой пальчиковый бассейн даёт дополнительный эффект: повышает мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.
Подключение слухового, зрительного и тактильно-кинестетического восприятия позволяет ребёнку быстрей справиться с заданием, а значит, не происходит переутомления.
Правильная организация логопедического процесса позволит устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения.
Очень важно отобрать из предлагаемого материала те упражнения и игры, которые бы способствовали не только коррекции психологических особенностей, но и устранению речевых нарушений на данном этапе работы с ребёнком.
Среди важнейших условий формирования здорового образа жизни ребёнка в детском саду, родители выделяют прежде всего, психологический комфорт ( 66% опрошенных).
Нужно помнить, что эмоциональное состояние, в котором находится говорящий, влияет на степень напряжения мышц, как языка, так и всего речевого аппарата.
Отрицательные эмоции, оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматики). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для ребёнка, если оно завершается расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.
Этому так же способствует создание эстетической развивающей среды в кабинете, правильно подобранный не обычный, часто меняющийся дидактический материал, используемый в коррекционной работе. Основное и дополнительное освещение над зеркалом, регулирующие по высоте столы и стулья для детей. Тёплые, спокойные тона стен. И конечно доброжелательный тон учителя – логопеда!
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий способствуют формированию культуры здоровья дошкольников, сохранение интереса к обучению, активизации и творческого самовыражения ребёнка. Обеспечивает социальное развитие личности, сохранение психического, физического и нравственного здоровья детей.
Литература
1. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст ]: методическое пособие / Л.В.Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 254с. – С. 165 – 236.
2.Карабанова, А.О. Игра в коррекции психического развития ребёнка [ Текст ] /А.О.Карабанова.- М.: Просвещение, 1997. – глава 11.
3.Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате [ Текст ]: практическое пособие для ДОУ / А.И.Титарь. – М.: АРКТИ, 2008-88с.
4.Чистякова, М.И. Психогимнастика [ Текст ] / М.И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990. – 127с.