 Здоровьесберегающие образовательные технологии по предмету технология

Автор: Яковкин Александр Дмитриевич

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.      

Использование в практике:

 

ü  Здоровьесберегающие образовательные технологии:

·         здоровьесберегающие медицинские технологии;

·         здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

·         здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

·         здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных,  экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей,    гармоничных взаимоотношений с природой ( обустройство   пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях);

·         здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

 

ü  нестандартнын уроки:

 ·Уроки-игры

 ·Уроки, - дискуссии

 ·Уроки - соревнования

 ·Театрализованные уроки

 ·Уроки-консультации

 ·Уроки с групповыми формами работы

 ·Уроки взаимообучения учащихся

 ·Уроки творчества

 ·Уроки - аукционы

 ·Уроки-конкурсы

 ·Уроки-обобщения

 ·Уроки-фантазии

 ·Уроки-концерты

 ·Уроки-экскурсии и др.

Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)

 

ü  Критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-3

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

смена через 11-15 минут

смена через 15-20 минут

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

112

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 минут

 

ü  Виды физкультминуток:

 ·Упражнения для снятия общего или локального утомления;

 ·Упражнения для кистей рук;

 ·Гимнастика для глаз;

 ·Гимнастика для слуха;

 ·Упражнения, корректирующие осанку;

 ·Дыхательная гимнастика.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x