Автор: Яковкин Александр Дмитриевич
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Использование в практике:
ü Здоровьесберегающие образовательные технологии:
· здоровьесберегающие медицинские технологии;
· здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
· здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
· здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой ( обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях);
· здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
ü нестандартнын уроки:
·Уроки-игры
·Уроки, - дискуссии
·Уроки - соревнования
·Театрализованные уроки
·Уроки-консультации
·Уроки с групповыми формами работы
·Уроки взаимообучения учащихся
·Уроки творчества
·Уроки - аукционы
·Уроки-конкурсы
·Уроки-обобщения
·Уроки-фантазии
·Уроки-концерты
·Уроки-экскурсии и др.
Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)
ü Критерии рациональной организации урока
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2 | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-3 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 минут | 11-15 минут | более 15 минут |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже чем через 7-10 минут | смена через 11-15 минут | смена через 15-20 минут |
5 | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | не позже чем через 10-15 минут | через 15-20 минут | не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | Отсутствуют |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции |
112 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин. | До 30 минут |
ü Виды физкультминуток:
·Упражнения для снятия общего или локального утомления;
·Упражнения для кистей рук;
·Гимнастика для глаз;
·Гимнастика для слуха;
·Упражнения, корректирующие осанку;
·Дыхательная гимнастика.
comments powered by HyperComments