Здоровьесберегающие технологии в практике педагога-психолога

Автор: Королева Светлана Геннадьевна

800x600

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Здоровьесберегающие технологии в практике педагога-психолога

                                                                          Королева Светлана Геннадьевна

педагог-психолог МОУ д/с № 350

г. Волгоград

 

          В практике работы психолога дошкольного учреждения должна осуществляться важнейшая задача - сохранение и укрепление  психологического здоровья детей. Использование на занятиях психолога здоровьесберегающей технологии, которой является  аутотренинг и йоготерапия, позволяет данную задачу эффективно решать. Аутотренинговые занятия и детская йога – мощное средство релаксации, которое позволяет быстро отдохнуть, восстановить силы и работоспособность. Это укрепление детского организма, развитие силы, гибкости, выносливости,  улучшение координации, владение телом, формирование осанки. В нашем дошкольном учреждении дети учатся использовать аутотренинг и йогу для успокоения и отдыха. Наравне с умением читать и писать, умение расслабляться сослужит детям хорошую службу на протяжении всей жизни. Йога для детей и аутотренинговые упражнения позволяют детям развиваться гармонично, дают возможность воспринимать мир во всей его полноте. Практикуя данные упражнения, ребенок развивает не только тело, но и душу – тонкие эмоции, а владение искусством самоконтроля не оставят пространства обидам, капризам, расстройствам, агрессии и злобе, у ребенка будет больше спокойствия, эмоционального равновесия, концентрации, уверенности. Обучение детей правильному дыханию во время гимнастики помогает им самостоятельно решать проблемы снятия эмоционального напряжения в игровой и учебной деятельности, в стрессовых ситуациях. В ходе практики дети учатся владеть своим поведением и настроением, у них формируются  навыки здорового образа жизни.

         Кроме основной задачи оздоровления детского организма,   программа аутотренинговых занятий решает задачу подготовки детей к школе. В последнее время значительно увеличилось количество детей с проблемами в поведенческой и эмоциональной сфере, с низким уровнем произвольности и социальной компетентности. Это показывают прежде всего эмпирические методы  психолого – педагогических исследований в практике дошкольного психолога:  наблюдение за детьми, беседы с детьми и родителями, тесты, опросники, анализ продуктов детской деятельности.  Информированность родителей о возможных проблемах на ранних этапах развития ребёнка не всегда понимается и принимается. Это начинает тревожить педагогов и родителей на этапе подготовки к школе. Интеллектуально ребёнок готов, но будет ли он успешен в учебной деятельности с низким уровнем психоэмоциональной готовности?

          Мы предлагаем программу занятий, которые помогут практикующим психологам правильно организовать работу с детьми старшего дошкольного возраста по укреплению психофизического здоровья и коррекции эмоциональной сферы. Авторские занятия по программе «Волшебный мир аутотренинга», в основе которой - аутотренинговые упражнения и гимнастика Йога могут носить как развивающую, так и коррекционную направленность.  Важно отметить, что эта программа может использоваться психологами в рамках осуществления кружковой деятельности в образовательном учреждении. При создании программы учитывался опыт по развитию  эмоциональной сферы дошкольников Н.Л.Кряжевой (г. Ярославль). Аутотренинг и йоготерапия в течение 17 лет используются в дошкольном учреждении № 350 в рамках развивающей профилактической деятельности для оздоровления детей старшего дошкольного возраста как динамические паузы между занятиями. Данные здоровьесберегающие технологии являются важным структурным компонентом авторских занятий по развитию воображения дошкольника.

          Использование опыта ряда авторов: Бокатова А.И., Сергеева С.А. Липень А. Палатник М., практикующих йогическую гимнастику для детей, позволило создать новую программу детских аутотренинговых занятий «Волшебный мир аутотренинга» применительно к условиям дошкольного учреждения, разработать рекомендации для психологов и родителей по проведению занятий йогой в детском саду и дома. Программа аутотренинговых занятий рассчитана на 1 год.

1 этап: подготовительный (сентябрь) 

Задачи:

·        информирование и выявление потребности родителей в аутотренинговых занятиях с детьми;

·        диагностика эмоционально-личностного развития  детей старшего дошкольного возраста;

·        разработка локальных актов, регламентирующих кружковую деятельность;

·        согласование тем занятий в соответствии с программой;

·        подготовка помещения и оборудования для проведения занятий.

2 этап: основной

·        реализация I части программы «Первые шаги» - 15 занятий  (октябрь - январь)

·        реализация II части программы «Маленькие йоги» - 15 занятий  (февраль - май)

Задача: реализация содержательного аспекта программы.

3 этап: заключительный (май)

Задачи:

·        соотнесение результатов с целями и задачами программы;

·        определение психолого - социального эффекта данной программы.

Программа  «Волшебный мир аутотренинга» состоит из 2-х частей: «Первые шаги» и «Маленькие йоги».  Занятия объединены общей целью, решают ряд общих задач. Первая часть аутотренинговой программы подготавливает детей к восприятию второй части - детской йоги, но может проводиться и как самостоятельная мини-программа.

        Занятия первой части программы (включая основные структурные компоненты занятия) носят тематическую направленность для сохранения интереса детей к данному виду деятельности и предназначены для детей, начиная с 5-летнего возраста.  Для второй части программы тематическая направленность не актуальна, т.к. содержательный аспект занятий не меняется, занятия повторяются с небольшими усложнениями  для достижения детьми определённой эффективности. Вторая часть программы «Маленькие йоги» предназначена для детей 6-7 лет.

         Занятия первой и второй частей программы чётко структурированы, имеют аналогичные структурные части, такие как ритуал приветствия и прощания, дыхательные упражнения и мобилизующие настрои. Общим структурным компонентом является игротренинг, который решает проблемы поведенческой и эмоциональной сферы, а также развития коммуникативных навыков и сплочения коллектива. Игры могут и должны повторяться для закрепления и достижения предполагаемого эффекта.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 - 35 мин. Рекомендуемое количество детей на аутотренинговых занятиях: 10 - 12 человек.

         При подготовке и проведении занятий аутотренингом и йогой важно учитывать следующие рекомендации:

·        Детская йога создана отнюдь не для состязаний,  поэтому при выполнении упражнений от ребенка ни в коем случае нельзя требовать идеального выполнения. Важно, чтобы ребенок делал все упражнения с удовольствием, в меру своих возможностей, для младшего возраста – с 5 лет – рекомендуется проводить занятия в виде игры, поскольку и усвоение, и эффект от йоги будет более полным.

·        Приступая к занятиям аутотренингом и йогой, важно не только  выбрать место и время, но и позаботиться о музыкальном оформлении  занятий. Музыка для занятий играет очень важную роль, т.к. для техники релаксации и медитации, важен правильный настрой и душевное состояние. Музыка должна быть размеренной и спокойной, настраивать  на умиротворение. Такая музыка ни в коем случае не должна выступать раздражителем. Лучшим вариантом для музыкального оформления занятий могут служить записи звуков природы – шум дождя, водопада или пения птиц. Кстати, такие звуки полезно слушать детям, они оказывают благоприятное воздействие на детей. Кроме того, существуют специальные сборники медитативной музыки, которые наверняка помогут  расслабиться и наиболее эффективно провести занятие. Создание подходящей атмосферы (сюда относится также и музыкальное сопровождение) – очень важная часть занятий аутотренингом.

·        Занятия проводятся в музыкальном или физкультурном зале, где достаточно места для отдыха и активной деятельности детей. Помещение должно быть хорошо проветренным. Коврик для занятий должен быть чистым, удобным, не слишком мягким и иметь приятный цвет.

·        Заниматься нужно после того, как опорожнены мочевой пузырь и кишечник. Если в процессе занятий возникает данная потребность, необходимо сразу же это сделать. Не рекомендуется проводить занятия на сытый желудок.

·        Костюм для занятий не должен стеснять движений. Желательно, чтобы в одежде для занятий было как можно меньше синтетических волокон. Никакой обуви. На занятиях йогой лучше – если дети занимаются без носков. Носки в йоге причиняют неудобство. Это объясняется соображениями безопасности – в носках ноги скользят даже по ковру, ребёнок может упасть. Кроме того, стопа лучше вентилируется, босиком эффективнее осуществляется энергообмен. В этом есть и закаливающий момент.

·        Не рекомендуется сочетать йогу с активными физическими занятиями в один и тот же день.

·        Соблюдайте принцип постепенности, не спешите. Старайтесь избегать НАСИЛИЯ по отношению к ребёнку  и его телу.

·        Все упражнения следует делать в состоянии возможно более полного расслабления. Упражнения не должны вызывать усталость.

·        Перед выполнением комплекса необходимо успокоиться.

          Использование в практике работы программы аутотренинговых занятий и йоготерапии, несомненно, откроет перед психологами большие возможности для осуществления главной задачи каждого дошкольного учреждения – укрепления и сохранения здоровья детей, а также позволит раскрыть свои потенциальные  способности, решить проблему собственного оздоровления и психоэмоционального выгорания.

 

 

Список литературы:

1. Александров А.А. Аутотренинг: Справочник. – СПб.: Питер, 2007.

2. Бокатов А.И., Сергеев С.А. Детская йога. -  Ника-центр, 2003.

3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред.      Коломинского Я.Л., Панько Е.А.: Минск, 1997.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Липень А. Детская оздоровительная йога. - СПб: Питер, 2009.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x