«Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии детей раннего возраста»

Автор: Шиленкова Светлана Анатольевна

«Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский

На всех этапах
жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный
период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще
окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все
психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М.
Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого
развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей,
подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является
стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного
мозга.

 Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с
детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер
легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и
пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок
осваивает окружающий мир и себя.
Уже с  6-7 месяцев нужно проводить
систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика,
каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение
2-3 минут.
Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно
учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра;
рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать
из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.)
одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из
кубиков, собирать различные пирамидки.
Начиная,  с полутора лет можно активно
использовать пальчиковые игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками,
пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений
пальцев рук. А также учить детей  играть
в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки
из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.
С 2-х до 3-х лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо
этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки,
выкладывание узоров из круп.

Многие
исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,
указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой
функции. Существует тесная связь между координацией мелкой моторики  рук,
речью и общим физическим развитием детей. Во время пальчиковых игр дети не
только работают руками, но и проговаривают слова. Чем активнее и точнее
движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.  Это развивает речь и слуховую память.

Что же
происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1.
Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах
головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с
пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать
взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок
будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь
станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится
запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате
пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность,
а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким
образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо.
Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками,
показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее
говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Такие игры можно
использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.

Рекомендации
по выполнению пальчиковой гимнастики:

1.      Во время пальчиковых игр следует садиться друг
против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба
хорошо видели друг друга.

2.      Перед началом упражнений детям следует разогреть
ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3.      Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.

4.      Все упражнения выполняются в медленном темпе, от
3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

5.      Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно
нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

6.      При выполнении упражнений необходимо вовлекать,
по возможности, все пальцы руки.

7.      Необходимо добиваться, чтобы все упражнения
выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они
приносили радость.

8.      Все указания давать спокойным, доброжелательным
тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается
помощь.

9.      Пальчиковые игры и упражнения  проводить ежедневно по несколько минут.

10.                      
 Выбрав два
или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

11.                      
 Выбирайте
игры, и упражнения по возрасту ребенка.

12.                      
 Никогда не
принуждать ребенка играть, если ребенок не хочет, то предложите поиграть в
другую игру или упражнение по развитию мелкой моторики.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x