«Знакомство с животным миром Прибайкалья в ходе реализации проектной деятельности» ☼
Автор: Шелехова Светлана Витальевна
«Знакомство с животным миром Прибайкалья
в ходе реализации проектной деятельности»
Проект «Животный мир Приангарья»
Проект: долгосрочный
Срок реализации: 1 год
Вид проекта: исследовательско-творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта:
Формирование экологического сознания и обогащения знаний детей о природе родного края.
Задачи:
1.Формировать представления дошкольников об уникальности животного мира Приангарья.
- Развивать познавательный интерес, ко всему живому, желание получать новые знания.
- Рзвивать сенсорные способности, познавательные умения.
- Приобретать опыт исследовательской деятельности.
- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её, охранять.
Итог проекта: создание лэпбука.
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: заключительный
Актуальность:
В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.
В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.
Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.
С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа. Воспитание любви к природе, к природе родного края - одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животный мир Приангарья», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.
Реализация проекта:
1.Во время непосредственно- образовательной деятельности и в режимные моменты: игры, трудовая деятельность.
1 этап: подготовительный
Изучение материала, планирование работы с детьми, родителями, коллегами. Пополнение методической литературы.
« ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»
месяц |
нод |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
октябрь 2 неделя |
Беседа «Животные России»: 1. Животные России, 2. Животные Приангарья: жизнь зверей осенью. (кабан, рысь, горный козел, ласка), 3. Красная книга (животные)
Рисование любых диких животных.
Лепка: «Лисица» (из целого куска пластилина). |
|
«День врача»
|
|
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Октябрь 3 неделя |
|
|
«Краски зимы»
|
нод |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Декабрь 2 неделя |
1. Беседа « Красота зимнего леса»: 1. Красота зимнего леса, 2. Жизнь зверей зимой.
2. Лепка «Животное Приангарья». |
1. Изготовление украшений изо льда в форме животных. 2.Опыт «Почему заяц меняет шубку?». 3. Д/и «Лесные животные». 4. Чтение С.К. Устинов «Рысь». 5. Д/и «Кто где живет?» 6. Д/и «Чьи следы?»
|
«Моя Родина»
|
|
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Январь 4 неделя |
|
|
«День родного языка»
|
|
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Февраль 2 неделя |
|
|
«Природа родного края»
|
нод |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Февраль 4 неделя |
1. Аппликация коллективная работа «Лесная опушка». 2. Составление рассказа по картине А.И. Попов «Одинокий волк». 3.Беседа «Животный и растительный мир родного края»: 1. Беседа. 2.Д/и «Узнай по описанию» (животные и растения). |
1. Беседа «Красная книга Иркутской области». 2.Чтение С.К. Устинов «Медведь близко». 3.Создание плаката «Защитим животных». 4.Беседа «Сбережем тайгу – дом для животных». 5. Д/и «Чей детеныш потерялся?». 6.Создание памятки «Правила поведения в лесу». 7. С.р. игра «Следопыты в тайге». 8. Д/и «Кто живет в лесу?» |
«День Земли и водных ресурсов»
|
|
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Март 2-3 неделя |
|
|
«День театра»
|
нод |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Март 4 неделя |
1.Придумывание сказки (герои животные Сибири). 2.Конструирование изготовление масок для театра. |
1.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»: 1. «Лиса и выдра», 2. «Белка и кедровка». 2. Драматизация доступных сказок народов Сибири. |
«День детской книги»
|
|
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Апрель 2 неделя |
|
|
«Байкал»
|
нод |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Май 3-4 неделя |
1. Составление описательного рассказа «Нерпа». 2. Лепка «Нерпа». 3. Беседа «Жалобная книга Байкала»: 1.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека», 2.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги». |
1. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья». 2. Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).
|
Работа с родителями |
Работа со специалистами |
Выставка познавательной литературы. Экологическая акция «Кормушка». Изготовление масок диких животных для театра. Составление рассказов. Разучивание стихов. |
Слушание: мелодий национальных музыкальных инструментов народов Сибири; Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока. Этюд «Игра в лесу» муз. Т. Ломовой. Разучивание «Пляска медвежат», муз. М. Красева.
|
2 этап: основной
В пятницу Юля принесла книгу «Животные». Ребята с удовольствием ее рассматривали, просили прочитать о понравившемся животном. Поэтому мы решили, как можно больше узнать о животных. В ходе беседы выяснилось, что дети много знают о медведе, лисе, зайце, но хотели бы узнать о животных, которые живут в Сибири, чем питаются, как приспосабливаются к окружающей среде. Я предложила узнать об охране диких животных, о правилах поведения в лесу. Планируя работу на неделю по теме «День животных», учитывали пожелания ребят. Все знания о животных нашего региона мы решили оформить лэпбук. Лэпбук – это в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Составили план оформления, рассмотрели листы. Всю работу по знакомству с животными Приангарья я построила на принципе заполнения лэпбука.
«День животных»
Очень интересно прошла беседа «Животные России». Мы узнали, какие животные живут в нашей тайге (кабан, рысь, горный козел, ласка), кто заботится о диких животных, что такое "Красная книга", почему она так называется, для чего её составили: Красной книга называется потому, что красный цвет олицетворяет опасность, призывает к вниманию, бдительности по отношению к исчезновению с лица земли редких растений, животных, птиц, насекомых и других живых существ.
Так же моделировали разные ситуации на темы: «Что произошло бы, если бы исчезли все животные?», «Почему нельзя обижать животных?». Ребята сказали, что если бы исчезли животные, то наша планета превратилась в пустыню.
Дети лепили и рисовали животных, составляли и отгадывали загадки.
Ребятам были предложены дидактические игры «Лото» (животные), «Помоги собрать малышей», «Кто есть кто?», где они применили свои знания. Итогом этой недели стала фотовыставка «Животные Приангарья», которую мы оформили в лэпбук.
«День врача»
Знакомясь с профессией врача, мы отметили, что животные, как и люди, могут болеть. И тогда им на помощь приходит врач-ветеринар, который делает уколы, операции, прививки (все лекарства изготовлены только для животных).
Полученные знания дети закрепили в с.р. игре «Ветлечебница».
В процессе дидактической игры составили пищевую цепочку «Кто, что ест?», которая стала итогом недели и была помещена в лэпбук.
«Краски зимы»
Зима - сказочное время года, поэтому такие же сказочные получились украшения изо льда в форме животных, (в ходе работы уточняли фигурку какого животного ребенок заливает водой) которые мы сделали для украшения елочки. Детям была предложена д/игра «Кто, где живёт?», закрепили среду обитания зверей. В ходе беседы «Красота зимнего леса» ребята рассказали, что звери к зимним условиям приспособлены по-разному: одни впадают в спячку, другие покрываются густой и длинной шерстью, меняют шубку. Провели опыт «Почему заяц меняет шубку?» - белый цвет помогает прятаться от врагов. По свежим следам на снегу можно узнать, кто из зверей не спит. Д/игра «Чьи следы?» стала итогом недели.
«Моя Родина»
Познакомили с народным промыслом коренных жителей Сибири: рассматривали иллюстрации и изделия из дерева и кости с изображением животных. Очень детям нравится «путешествовать» по карте. Поэтому мы нарисовали карту Иркутской области и поместили её в центре лэпбука - итог недели.
«День родного языка»
С большим интересом дети слушали рассказы и сказки о животных. Нами были прочитаны:
В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге» (бурундук, соболь).
С.К. Устинов «Рысь»,
С.К. Устинов «Медведь близко»,
М.Е. Трофимов «Лесная азбука».
После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где мной задавались вопросы по содержанию рассказа, оценивались поступки героев. Разучивали стихи о животных, которые оформили в лэпбук.
«Природа родного края»
При ознакомлении с природой родного края провели беседу «Животный и растительный мир родного края», где продолжили знакомить с животными и растениями. Так большинство растений нашего края съедобны и полезны для организма. В д/игре «Узнай по описанию» закрепили знания. (воспитатель описывает животное, растение, а дети показывают карточку с изображением).
Интересно прошла беседа «Сбережем тайгу- дом для животных», ребята отметили, что животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека. Поэтому мы изготовили плакат «Защитим животных»
Так же отметили, что лесные обитатели живут как бы одной семьей, в которой есть свои правила. И все им подчиняются, поэтому, когда мы приходим в гости к «Природе», мы тоже должны соблюдать определенные правила и создали памятку «Правила поведения в лесу»:
Дети и взрослые должны знать правила поведения в лесу:
- не пытаться поймать зверька, птицу, ...
- не пугать;
- не бросать палками, камнями, ...;
- не разорять нору или гнездо;
- не рвать много и с корнями.
Ребята составляли рассказ по картине А.И. Попова «Одинокий волк», описывали животное, так же отметили красоту зимнего пейзажа.
В с. ролевой игре «Следопыты в тайге» закрепили знания о животных и птицах родного края.
Итогом недели стала д/игра «Кто живет в лесу?»
На данном этапе работы над проектом у нас оформлен лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
Игра «Кто что ест? » Ребенок рассматривает и определяет, что едят животные.
Игра: «Чьи следы? ». Рассмотреть фото различных следов животных и определять кому, какие следы принадлежат.
Игра «Сложи картинку». Сложить картинку животных из разрезных фото.
Игра «Чье логово? ». Рассмотреть фото: дупло, берлога, нора. И определять какое логово кому принадлежит.
Игра «Назови правильно». Фото животных в тайге и в лесу. Узнавать и правильно называть животное
Работа по проекту продолжается, планируем:
«День театра»
1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).
2.Конструирование изготовление масок для театра.
3.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:
1. «Лиса и выдра»,
2. «Белка и кедровка».
4. Драматизация доступных сказок народов Сибири.
«День родного языка»
1.Создание книги «Животные тайги».
2.Чтение рассказов о животных.
3. Оформление выставки книг о животных.
«Байкал»
1. Составление описательного рассказа «Нерпа».
2. Лепка «Нерпа».
3. Беседа «Жалобная книга Байкала»
4.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»
5.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».
6. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».
7.Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).
Большую помощь нам оказывали родители: приносили книги о животных, иллюстрации, составляли рассказы, разучивали с детьми стихи о животных. Вместе с детьми изготовили кормушки. Ребята приносили из дома семечки, крупу для птиц.
Ожидаемые результаты:
-Презентация лэпбука для родителей.
- Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
- Желание детей получить большую информацию о животных родного края.
Ресурсное обеспечение проекта.
1.Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л. -1973
2. Мишарина Л. А. Комплексно - тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л. А. Мишарина - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 101с
3. Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.