Статья Звукоград. Автор: Горбатенко Любовь Викторовна

Автор: Горбатенко Любовь Викторовна
Проект в подготовительной группе 


Автор: Горбатенко Любовь Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад № 19
(МДОБУ № 19)
Проект
Звукоград
Подготовила: воспитатель Горбатенко Любовь Викторовна
г. Оренбург, 2018 г.
Информационная карта проекта
Название проекта: Звукоград
Автор проекта: Горбатенко Любовь Викторовна
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь 2018 г. – апрель 2019 г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность реализации проекта.
От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией.
Д. Б. Эльконин
Понятие звуковая культура речи широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера.
Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой. Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам. Этот пассивный багаж не может обеспечить основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение. Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное
произношение их детьми. Кроме того,
нарушение фонематического слуха не
дает возможности детям овладеть в
нужной степени словарным запасом
и грамматическим строем, а,
следовательно, тормозит развитие
связной речи в целом.
Проблема:
Учитывая важность формирования фонетико-фонематического восприятия, и тот факт, что многие дети нашей группы стоят на пороге поступления в школу, был запущен проект по формированию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.
Предмет проекта: Звуковая культура речи.
Объект проекта: Развитие речи.
Цель проекта: Создание условий для формирования фонетико-фонематического восприятия посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
- Продолжать учить звуковому анализу слов,
- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове.
- Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Развивающие:
- Развивать зрительное и тактильное восприятие.
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи.
- Развивать речедвигательный аппарат.
- Развивать внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, помогать им в случае затруднения.
- Воспитывать гуманные чувства, отзывчивость, умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам.
Для педагогов:
- Расширение знаний педагогов и специалистов ДОУ по формированию звуковой культуры речи
дошкольников.
- Повышение уровня компетентности
педагогов в области развития речевого
дыхания, артикуляционного аппарата.
- Создание информационного
пространства для обмена
педагогическим опытом.
Для родителей:
- Ознакомление родителей с особенностями усвоения детьми звуковой стороны речи на разных возрастных этапах.
- Повышение уровня компетентности родителей в области развития звуковой культуры речи у детей.
- Повышение уровня компетентности родителей в области развития речевого дыхания, артикуляционного аппарата.
- Повышение уровня осведомленности об образовательной работе в ДОУ.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: квест.
Название итогового мероприятия проекта: В поисках потерянных звуков
Продукты проекта:
- Дидактические игры;
- Книжки для чтения, сделанные руками детей и педагогов;
- Создание картотеки Учим буквы.
Ожидаемые результаты по проекту:
Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей, они будут внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Дети научаться выделять последовательность звуков в простых словах, смогут самостоятельно составлять звуковой анализ слов. Смогут называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Родители повысят свою компетентность в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
Пополнится предметно-развивающая среда группы.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
Действия педагогов
Действия детей
Действия членов семьи и социальных партнёров
Подготовительный
Изучение методической литературы, интернет ресурсов по данной теме.
Разработка анкеты для родителей.
Анкетирование родителей.
Подбор программно-методического обеспечения.
Подбор наглядно-демонстрационного и раздаточного материала.
Организация развивающей среды:
- подбор художественной литературы (стихи, загадки; чистоговорки, скороговорки)
- подбор игр и упражнений по развитию речи;
- пополнение центра речевой активности.
Проведение первичной диагностики детей по звуковой культуре речи.
Участвуют в первичной диагностике по звуковой культуре речи.
Участвуют в анкетировании.
Деятельный
Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальная работа с детьми:
- по развитию фонематического слуха;
- по развитию речедвигательного аппарата;
- по развитию звуко-буквенного анализа;
- по формированию грамматического строя речи;
- по обогащению словаря;
- по развитию внимания, памяти.
Работа в уголке книги (чтение стихов, скороговорок, потешек, сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ художественных произведений).
Проведение мастер-класса для родителей Звуко-буквенный анализ слов
Создание книг для чтения.
Занятия по подготовке к обучению грамоте.
Настольно-печатные игры:
пазл Азбука;
По дорожке слов;
Произноси звук правильно; Прочитай по первым буквам; Произноси правильно звук С; Произноси правильно звук Л; Произноси правильно звук Р.
Дидактические игры:
Звуковые часы;
Подарки для матрёшек;
Светофор;
Кого позовут в гости;
Замкни цепочку;
Найди фишке место;
Исправь ошибку;
Поймай звук;
Каждому звуку свою комнату.
Музыкальная игра:
Поем звуки.
Совместная деятельность:
чтение чистоговорок,
заучивание скороговорок.
Продуктивная деятельность:
рисование букв на песке;
выкладывание букв из спичек, шнурком, крупой, камешками;
лепка букв из пластилина;
изображение букв пальцами.
Ознакомление с консультациями:
- Автоматизация звуков в домашних условиях:
- Развитие речевого дыхания дошкольников:
- Дыхательные упражнения дома:
- Автоматизация и дифференциация звуков:
через устное народное творчество,
через детский фольклор:
- Автоматизация поставленных звуков. Рекомендации на летнее время.
Ознакомление с папками- передвижками:
- Игры для развития речевого дыхания;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата.
Участие в создании книг своими руками.
Участие в мастер-классе Звуко-буквенный анализ слов.
Заключительный
Проведение диагностики по звуковой культуры речи.
Проведение открытого мероприятия
для участников проекта.
Презентация книг для чтения, сделанных руками детей и педагогов.
Подведение итогов реализации проекта на родительском собрании.
Участие в квесте.
Ознакомление с книгами для чтения, сделанных руками детей и педагогов.
Участие в квесте.
Ознакомление с результатами диагностики детей.
4
5
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x