Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Перспективный план пальчиковых игр для младшего дошкольного возраста | Сунагатуллина Миляуша Галимьяновна. Работа №275738

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сунагатуллина Миляуша Галимьяновна
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Перспективный план пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста

 

Сентябрь

Пальчиковая игра

Цель

Движения рук и пальцев

«Ладушки – ладушки»

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений

хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом.

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока

Кашу варила,

Деток кормила. Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Активизировать движения пальцев рук.

 

указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

Мизинец

Безымянный

Средний

Указательный

Большой

«Как у нашего кота»

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

( дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом)

 

 

«Этот пальчик…»

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Активизировать движения пальцев рук.

загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами

 

«Ладошки»

Ладошки вверх, Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

Развивать моторику рук.

дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

 

Октябрь

«Мальчик – пальчик»

Пальчик – мальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Активизировать движения пальцев рук.

 

Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.

Поглаживают большой палец, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

«Обезьянки»

Обезьянки вышли погулять, Обезьянки стали танцевать, И одна из них пошла домой поспать, Потому что надоело танцевать.

Развивать мелкую моторику рук.

 

(Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку

«Где же ручки»

Где же, где же наши ручки,

Наши ручки, наши ручки? 2 раза

Вот ручки, наши ручки, Пляшут, пляшут наши ручки, Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши ножки, Наши ножки, наши ножки? 2 раза

Вот ножки, наши ножки Пляшут, пляшут наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши детки… Вот детки, наши детки… Пляшут, пляшут наши детки…

Поплясали, стоп!

Активизировать движения пальцев рук.

 

Прячут руки за спиной Выполняют движения «фонарики»

Сжимают и разжимают кулачки

Приседая, закрывают ножки руками.

Выставляют ножки на каблучок

 

 

 

 

Закрывают лицо ладонями

 

Хлопают ладонями по груди

Подпрыгивают на месте.

«Рисование»

Мы кружок нарисовали, Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать начнём.

Развивать моторику обеих рук.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.

 

«Водичка, водичка…» Водичка, водичка… Умой моё личико. Ладонями «умываем» лицо

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

 

 

 

Подставить ладони под воображаемую струю воды

Поморгать глазками

Потрите ладонями щеки

Пощёлкать зубами

Широко улыбнуться

 

Ноябрь

 

«Пальчик о пальчик»

Пальчик о пальчик тук да тук. Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай Спрятались, спрятались Пальчик о пальчик тук да тук

 

 

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

 

2 раза хлопают в ладоши

2 разазакрыть лицо руками

2 раза

 

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять – Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать.

 

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

 

Пальцем одной руки считаем пальцы на другой,

слегка нажимая на подушечки.

Указательным пальцем одной руки выполняем

Круговые поглаживания ладони другой.

считаем пальцы в обратном порядке,

Поглаживая их.

Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

«Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому. Заиньке усатому.

Развивать моторику обеих рук

Загибает: Большой палец,

Указательный палец,

Средний палец,

Безымянный,

Мизинец.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмем, жмём.

Развивать моторику обеих рук

Движения прямыми ладонями вверх, вниз

Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Потирать кулачок о кулачок

Сжимать и разжимать кулачки.

« Пальчики»

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

 

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке

Декабрь

«Пальчики»

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить ста,

А этот пальчик все съел, Оттого и растолстел.

развивать движения кистей и пальцев рук,

Поочередно сгибать пальцы правой, а затем левой руки, начиная с мизинца.

«Гномики»

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Что б гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Что б гостей им посадить,

Надо стульчик смастерить.

Развивать моторику обеих рук

Движения рук в соответствии с текстом

«Лягушки»

Две зеленые лягушки

Скачут к пруду по опушке.

 

Развивать моторику обеих рук

Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз.

Резко выпрямить пальцы, - рука как бы подпрыгивает над столом,

и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять

кладут их на стол.

«Уточка»

На волнах качаясь,

Уточка плывет.

То нырнет, то вынырнет-

Лапками гребет.

Развивать моторику обеих рук

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево,

затем имитировать движения лапок утки в воде.

. КОТИК

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

 

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

 

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев

Январь

ОВОЩИ

 

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох-

Урожай у нас не плох.

 

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.

Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем,

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираем все опять.

 

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца

КАЧЕЛИ

Дети сели на качели,

И качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз.

Ну-ка, с нами прокатись!

 

Развивать моторику обеих рук

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее –

двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко

«Курица»

Как по нашей улице

Пробегала курица, Растеряла всех цыплят-

Шустрых желтеньких ребят:

Первый цыпленок следит за лягушкой,

Второй и третий - возле кадушки. Бабочку ловят четвертый и пятый.

Эх, попадет вам от мамы, ребята!

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца

«Замок»

Сцепим пальчики в замок

Что б войти чужой не мог.

Пустим только белочку, Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов

«Пустим только…»- ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

Февраль

«Щелчок»

 

Один щелчок,

Другой щелчок –

Я так смогла,

И ты так смог!

 

Развивать мелкую моторику рук.

 

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

Указательный палец резким движением вперед делает сильный

щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки

средним, безымянным пальцем и мизинцем.

«Жук»

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки Попробуйте-ка сам Пошевелить усами!

 

Развивать мелкую моторику рук.

 

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны

(“усы”). Пошевелить “усами”.

«Щенок»

Крутит хвостиком щенок-

Увидал в саду цветок.

Развивать мелкую моторику рук.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем

то же самое – пальцем левой руки.

 

«Коза»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю, забодаю…

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает –

Сейчас забодает.

Активизировать движения пальцев рук.

 

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец

держать выпрямленными. Это - “коза”. Со словами “Забодаю, забодаю!” “коза” начинает двигаться вперед.

«Улитка»

Выставив крутые рожки,

Ползет улитка по дорожке

Активизировать движения пальцев рук.

 

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, “улитка” шевелит “усиками”.

 

Март

«Стул»

 

Без молотка,

И без гвоздей,

Стул смастерим мы

Для гостей!

 

Активизировать движения пальцев рук

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет “раз”-“два”.

«Дом»

Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживем.

В нашем домике - окошко.

Загляни туда, Антошка!

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Создать угол-“крышу” пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная “крыша” с “окном”. Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

 

«Мизинчик»

Наш мизинчик

Утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать,-

Братьев в садик провожать.

Развивать мелкую моторику рук.

 

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

«Солнышко»

Светит солнышко

в окошко.

Под окошком

дремлет кошка.

Развивать мелкую моторику рук.

 

Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя “солнышко и лучики”.

«Деревья»

Появились мы из почки-

На ветру дрожат листочки.

Развивать мелкую моторику рук.

 

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Апрель

«Солнечные зайчики» Задрожали пальчики Как солнечные зайчики. Пляшут, пляшут зайчики,

И трепещут пальчики.

Развивать моторику обеих рук.

Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко.

Энергично пошевелить пальцами.

«Здравствуй, солнце золотое!» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Развивать моторику обеих рук.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться»

С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

 

«Коготки»

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

 

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

«Два маленьких кузнечика»

Два маленьких кузнечика Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

 

Указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу

Поглаживаем ладонями поверхность стола

Поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

 

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×