Портреты и рассказы мальчиков в рассказе "Бежин луг" | Сурикова Юлия Анатольевна. Работа №300160
Автор: Сурикова Юлия Анатольевна
"Портреты и рассказы мальчиков в рассказе
И. С. Тургенева «Бежин луг»
Цель: анализ портретов героев как средство изображения их характеров.
Задачи: помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.
КОНСПЕКТ
открытого урока по литературе в 6- классе по теме:
«Портреты и рассказы мальчиков в рассказе
И. С. Тургенева «Бежин луг»
Цель: анализ портретов героев как средство изображения их характеров.
Задачи: помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И. С. Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная работа.
Оборудование: эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В. Г. Белинский).,
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Придумано кем-то просто, но мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
«Доброе утро» - солнцу и птицам,
«Доброе утро» -приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с произведением И. С. Тургенева «Бежин луг».
И начнем урок с небольшой разминки.
- Как называется сборник, в который входит «Бежин луг»?
- Когда был создан рассказ?
- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
Какие цели поставим? (Сегодня на уроке мы будем работать со словесными портретами героев. Найдём сходства и различия характеров мальчишек)
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
III. Открытие новых знаний.
Рассказ о мальчиках в ночном – не просто рассказ о детях одной из деревенек России и о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России.
-Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку реку, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони.
Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички. Для нас они интересны, необычны. Они – другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик “Бежина луга”.
– Перескажите встречу охотника с мальчиками. (Пересказ учащихся.)
- Сколько мальчишек у костра? Давайте дадим им характеристику.
IV. Индивидуальная работа.
- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)
- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
5. Этому мальчику было всего лет семь. Он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из- под неё свою русую кудрявую голову. (Ваня)
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
А теперь закройте глаза. Прикройте их ладошками и мысленно погрузитесь в темноту летней ночи. Представьте, что вы сидите у костра на поляне, кругом тишина, только потрескивают поленья, да сверчки трещат. Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно. И вот вы начинаете рассказывать друг другу разные истории.
А теперь вернемся к нашему уроку. Мальчики в рассказе тоже рассказывают разные истории.
Что за истории они рассказывают?
Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
Что можно сказать о мальчиках по их рассказам? Все ли из ребят верят в чудеса?
Кроме одного мальчика. Какого?
Что мы можем сказать о нем? Как он рассказывает истории? (кратко, лаконично) излагает речь без повторов.
- Есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами? Давайте возьмём в сравнение Павлушу и Илюшу. (Чтение былички про Тришку Илюшей и Павлушей).
Чем насыщена речь Илюши и чего нет у Павлуши?
(В речи Павлуши нет ни одного вопросительного предложения одного восклицания, ни одного многоточия.
Но все это есть в речи у Илюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи. Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.
Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.)
Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им суеверием взрослых.
Кто из мальчиков вам больше понравился?
Как вы думаете, а кто больше нравится автору?
Почему? (Малый был неказистый – что и говорить! – а всё – таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.) Но что же происходит с Павлушей в конце рассказа?
Ожидали ли вы такую судьбу Павла?
Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы?
(Каждый человек способен сам вершить свою судьбу)
V. Общие выводы
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)
VI. Рефлексия.
Заполните анкету. Обведите кружком свой ответ.
1. На уроке я работал
А) активно
Б) пассивно
2. Своей работой я
А) доволен
Б) не доволен
3. Урок для меня показался
А) коротким
Б) длинным
4. Моё настроение стало
А) лучше
Б) хуже
Домашнее задание.
Творческое задание: Написать короткий портрет друга, родственника.
Поразмышлять: Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков?
Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?