Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Соль – знакомая и незнакомая» | Иванова Надежда Викторовна. Работа №274548

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Иванова Надежда Викторовна
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности

 с элементами экспериментирования «Соль – знакомая и незнакомая».Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:                                                                                                                                                    

Образовательные :

расширять знания детей о свойствах и видах  соли;

дать детям представление о том, как добывают соль;

рассказать о значении соли в жизни человека;

Развивающие :

развитие наблюдательности, интереса к познанию природы, к открытию ее тайн;

развитие  умений исследовать предмет с помощью разных органов,

называть его свойства и особенности, используя модели;

ориентирование жизненных  интересов  детей на здоровый образ жизни;

Воспитательные:

воспитание аккуратности и самостоятельности при проведении опытов;

создание положительных эмоций от работы на занятии, желание поделиться радостью с другими;

воспитание  бережного отношения к своему здоровью                                                                                                

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ детский сад «Жар-птица»

р.п. Усть-Донецкий, Ростовской области  

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности

с элементами экспериментирования «Соль – знакомая и незнакомая» составила Иванова Надежда Викторовна

«Соль – знакомая и незнакомая»

Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Образовательные :

расширять знания детей о свойствах и видах соли;

дать детям представление о том, как добывают соль;

рассказать о значении соли в жизни человека;

Развивающие :

развитие наблюдательности, интереса к познанию природы, к открытию ее тайн;

развитие умений исследовать предмет с помощью разных органов,

называть его свойства и особенности, используя модели;

ориентирование жизненных интересов детей на здоровый образ жизни;

Воспитательные:

воспитание аккуратности и самостоятельности при проведении опытов;

создание положительных эмоций от работы на занятии, желание поделиться радостью с другими;

воспитание бережного отношения к своему здоровью.

 

Ход занятия.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу (дети улыбаются друг другу) и дарить окружающим хорошее настроение!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро! (здороваются с гостями)

- Доброе утро (дети)

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! (дети)

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым , доверчивым!

Доброе утро длится до вечера! (дети)

Ребята, когда я шла к вам в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с видеописьмом. Она наверно адресована вам. Давайте посмотрим видеописьмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится (включаю видеозапись и на экране появляется Хозяйка Медной горы.)

«Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пище – каждому нужна».

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь?

Дети: Да! Это соль.

Воспитатель:( открывает посылку и достает из посылки солонку с солью) Правильно! Это соль. Ребята, скажите, для чего нужна соль?

Дети: Чтобы солить пищу.

Воспитатель: Правильно! А что ещё находится в посылке? (достаю из посылки каменную соль и показываю детям).

Посмотрите. Это тоже соль. На упаковке написано, что она каменная (показываю ее детям) ребята попробуйте ее на ощупь и скажите, какая она? (ответы детей: твёрдая, похожа на мелкие камешки, кристаллики).

Воспитатель: Ребята! В посылке ещё что-то находится.

( достаю из посылки поваренную соль показываю детям и подношу ее к ним) Это тоже соль. Но не каменная, а поваренная. Попробуйте и её на ощупь? Какая она, на что похожа эта соль? (ответы детей: мягкая, мелкая, похожа на песок)

Воспитатель: А теперь давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной (ответы детей).

Воспитатель: Ну и затейница Хозяйка Медной горы! Сколько видов соли прислала! (достаю из посылки йодированную соль, подношу ее детям и показываю). Это йодированная соль. Она нужна для того, чтобы наш организм получал недостающий йод. Когда готовят вам кушать в детском саду, обязательно используют такую соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).

Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.

- Ребята, кто знает откуда берется соль?( ответы детей)

Вся соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды)

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях.

А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.

 

 

(После рассмотрения слайдов заглядываю в посылку и достаю соль- лизунец)

- Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит. Не зря видимо Хозяйка Медной горы прислала его с солью. Как вы думаете, что это за камень? (ответы детей).

Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? ответы детей: если да, я спрашиваю: А как? Посмотрите, какая она грязная, мы можем есть грязную соль?

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, эта соль для людей не съедобна. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды). Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец. Так как эта соль называется?

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды)

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

Но есть соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль (достаю из посылки морскую соль и показываю детям). Мы можем на неё посмотреть. Она тоже есть в посылке. Может быть у кого – нибудь, дома есть такая соль?

Дети: Да.

Воспитатель: Как её используют дома? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ее добавляю в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

И вот для вас я подготовила соляную дорожку с морской солью, по которой мы пройдемся. Для этого вам нужно снять вашу обувь и подойти к дорожке.

Проводится физкультминутка. А чтобы не было скучно мы пройдемся по лечебной дорожке с веселыми словами.

Мы шагаем по дорожке

Раз, два, раз, два,

Дружно поднимаем ножки

Раз, два, раз, два,

А теперь мы все потопаем, потопаем, потопаем

Еще раз потопаем, потопаем, потопаем

Стройными, здоровыми все хотим мы стать

Добрыми и сильными, что б весь мир обнять.

(проводится два раза)

А теперь садитесь на свои места и обувайтесь.

- Ребята а кто знает пословицы и поговорки про соль:

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!

За хлеб-соль не платят, кроме спасиба.

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай!

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Подавая соль — смейся, не то поссоришься

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

На соль пьется, на хлеб спится.

(Пока дети обуваются и рассказывают пословицы открывается ширма с лаборатории.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, дорожка здоровья привела нас в детскую лабораторию. Я приглашаю вас как настоящих ученых исследователей, провести опыты с солью. (одеваю детям фартуки и приглашаю к первому столу)

- Ребята зачем мы одеваем фартуки?

Ответы детей: Это спецодежда, а люди работающие в лабораториях, больницах, магазинах, столовых должны носить спецодежду , чтобы защитить себя и свою одежду от грязи и повреждений.

Воспитатель: Вы молодцы ребята!

 

Воспитатель: Как вы думаете, что находится в стаканчиках?

Дети: Соль.

Воспитатель: Какого цвета соль?

Дети: Белая.

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какая соль на вкус?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Давайте проверим соленая ли соль, попробуйте ее.

Дети: Соленая.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с солью и потихоньку пересыпьте ее в тарелку. Что происходит с солью?

Дети: Соль сыплется.

Воспитатель: Это значит, что соль сыпучая.

Воспитатель: Итак, что вы можете сказать о свойствах соли? Какая она? (белая, не имеет запаха, соленая, сыпучая)

Воспитатель: Ребята, возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).

На что похожа соль? С чем можно ее сравнить? (похожа на зернышки и кристаллики)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдите ко второму столу для проведения следующего опыта.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей)

Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? соль не растворилась, а куда же делась вода? ( она впиталась)

Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.

А если мы нальем много воды, что с ней произойдет? (ответы детей).

Вылейте воду в стакан с солью и размешайте ее.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Куда же делась соль?

Дети: Она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, вы все знаете, что вода при низкой температуре замерзает, а как вы думаете, какая вода замерзает первая при низкой температуре, соленая или пресная? (ответы детей) Сейчас мы вместе с вами это проверим.

В морозильную камеру поставим два стакана с водой, в одном стакане, обозначим его синим кружком, соленая вода, а в другом обычная пресная. И через некоторое время мы увидим результат.

А пока проведем следующий опыт.

Перед вами стоят стаканы с соленой водой, которую вы сделали сами. Эти стаканы отмечены синим кружком. Возьмите яйцо и опустите его в соленую воду.

Что произошло с яйцом? (оно плавает)

А сейчас я вам налью пресную воду в стаканчики (наливаю воду). Возьмите другое яйцо и погрузите его в стакан с пресной водой.

Что произошло с яйцом? (яйцо утонуло)

Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)

 

А теперь давайте вернемся к нашей морозильной камере. ( Достаю стаканы с водой)

Что произошло с водой? Какая вода замерзла быстрее? (ответы детей)

Правильно ребята пресная вода замерзает намного быстрее.

А, теперь давайте ещё раз вспомним о свойствах соли.

- Соль в воде растворяется,

- В соленой воде предметы не тонут,

- Соленая вода замерзает медленней, чем пресная.

Про чудесную соль ходит очень много легенд и сказок и Кира подготовила для вас сказку про соль

 

Сказка «Соль и золото». (Старинная словацкая сказка)

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - отвечает старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя дочь.

- Как соль, - сказала младшая дочь, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов окупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь – щепотка соли.

 

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей. А подарок мы будем делать при помощи соли (показываю ветку в инее). Эта еловая веточка покрыта инеем. Ребята, по смотрите сколько времени простояла эта веточка в теплом месте, а иней не растаял. Наверное, это необычный, сказочный иней. Сейчас, я вам раскрою тайну, этот иней – соль.

А делать такую ветку с инеем очень просто. Возьмите еловые ветки, опустите их в таз, возьмите стаканы с соленой водой и вылейте ее на веточки (дети выполняют задание). Посмотрите, солёная вода полностью покрыла веточки. В таком состоянии они должны находиться до завтрашнего утра. Затем мы вместе, вытащим веточки из воды, просушим их, и у нас получится необычный подарок для Хозяйки Медной горы, который мы отправим по почте России

Ребята вы очень хорошо поработали, я вами довольна. Спасибо большое!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×