Практика использования дидактических игр в обучении детей

Автор: Молчанова Галина Викторовна

Практика использования разнообразных дидактических игр в обучении детей.

 

 

 

 

Сделать серьёзное занятие

                                                                    для ребёнка занимательным –

                                                                   вот задача первоначального обучения.

                                                                                               

                                                                                                        К. Д. Ушинский.

 

 

 

          Период начального обучения основам наук – самый важный в жизни

ребенка. Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, радуются учению, хотя толком не знают, что это такое.

        Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. А ведь первая ступенька обучения – самая важная.

       Что же случилось? В чем дело? Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить в них огонек жажды знаний?

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.(Слайд 2).

 Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого- педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.

       

      В  настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

       Одним из путей решения этих вопросов является  применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства составляют  главную идею и  основу эффективности результатов.

В своей работе применяю следующие  педагогические технологии: (Слайд 3)

§  игровые технологии

§  проблемное обучение  

§  информационно-коммуникационные  технологии.

     В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

       Младший школьный возраст  - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому  в данном возрасте  в игре развивается: (Слайд 4)

-мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение  для ребёнка, чем личные);

- появляется познавательный интерес  (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает  в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);

- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)

-развиваются умственные действия.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

 

В своей  работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся. (Слайд 5)

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка»,  «Кот-буквоед»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля».

 

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются  карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой «А» и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».

 

Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи  в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи   закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные  на материале различной  степени трудности,  дают возможность осуществлять  дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем   развития.

 

         Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

         Например,для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру “Паровозик из Ромашково”.

Игра «Паровозик из Ромашково»: рассадив пассажиров в вагоны в соответствии с составом числа, учащиеся контролируют себя в знании состава числа. Нажимать на предполагаемого пассажира с помощью «мышки» компьютера. Если пассажир выбран правильно, то он отправляется в вагон, в противном случае пассажир исчезает. (Слайд 6).

Игра «Математическая гусеница»: учащимся необходимо собрать гусеницу в соответствии с предыдущим ответом. Если часть гусеницы выбрана правильно, то она присоединяется к гусенице, если выбрано неправильно, то часть исчезает. Кликать «мышкой» на выражение. (Слайд 7)

Игра «Капли и зонтики»: капля должна попасть на зонтик в соответствии с цифрой на зонте. Если ответ не совпадает с цифрой, то данная капля исчезает.  (Слайд 8).

Игра «Футболист»: в ворота попадают мячи только с ответом 8, в противном случаи мячи крутятся и исчезают.  (Слайд 9).

         Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие и упражнения можно строить на материале различной трудности это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

         Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры “Кто первый добежит до финиша ?”. А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и  с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.

         Например, хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

         На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. В завершении задании на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

         Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

 

Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук ?”).

Игра «Собери цветы». Цели этой игры научить детей составлять слова с помощью слогов; добиваться усвоения знания, что в слове столько же слогов, сколько гласных; развивать мышление, внимание, речь. Игра использовалась на уроке обучения грамоте «Звуки [р’], [р], буквы Р,р». (Слайд 10).

Игра «Наряди елку». Эта игра использовалась на уроке обучения грамоте при изучении звуков[д’], [д], букв Д,д. Её цели формировать умение составлять  слова с помощью слогов; развивать логическое мышление,                 внимание, память. (Слайд 11)

Игра «Поймай рыбку». Цель:формировать умение отличать                 звук [щ’]  и букву Щ от звука [ш] и буквы Ш; учиться читать слова с новой

    буквой; развивать логическое мышление, внимание. Игра использовалась на уроке обучения грамоте «Звук [щ’], буква Щ, щ». (Слайд 12).

   Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей работы класса и отдельных учеников, учитель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: “На что похожа буква”, “Учимся, играя”, “Занимательный материал (скороговорки, загадки,  пословицы и так далее)”, “Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)”.

            Для того чтобы проверить действие дидактической игры на практике я провела небольшое исследование. Для этого первоначально   был выявлен начальный уровень познавательной активности.

  Исследование проходило   на базе “ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы  с. Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области в 1 «Д» классе.

В диагностике принимали участие 20  детей в возрасте 8 лет. (6 девочек и 14 мальчиков).  Учащимся была предложена анкета для оценки уровня познавательной активности    Н. Лускановой  методика «Таинственное письмо».

           На основании анализа полученных данных были определены:

 Уровень познавательной активности учащихся 1 «Д» класса:

15 % - высокий уровень познавательной активности (3 человека)

65 % - средний уровень познавательной активности (13 человек)

20 % - низкий уровень познавательной активности (4 человека).

Данные показатели представлены на рисунке 1.

 

            На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, которые обладают высоким уровнем познавательной активности достаточно низок.  Следовательно, необходимо проводить специальную работу и вести наблюдения за познавательной активностью детей, целенаправленно развивать ее.

 

Следующим  важным  направлением  исследования явилось   внедрение различных видов дидактических игр в учебный процесс, направленных на развитие познавательной активности учащихся. При     проведении  игровой модели  учитывались следующие педагогические условия: наличие у детей  навыков учебно-игровой деятельности, понимание целей, задач и наличие рефлексии.

            В ходе игры  отслеживался уровень познавательной активности по качеству учебной деятельности по критериям представленным выше. При этом были использованы следующие критерии: проявление двигательной активности,  наличие познавательного интереса и эмоциональный настрой мы выявляли при помощи наблюдения. Отношение к учебной деятельности и результативность мы проверяли при помощи контрольного среза и методики "Незаконченные предложения". Важным критерием оценки уровня познавательной активности стало определение результативности учебно-познавательной деятельности школьников, которые  определялись  с помощью контрольных срезов.  

              

 

Итоги конечного уровня анализа:

 40 % - высокий уровень познавательной активности (8 человек)

55 % - средний уровень познавательной активности (11 человек)

5 % - низкий уровень познавательной активности (1человек).

 

По полученным данным   видно, что уровень познавательной активности  учеников 1 «Д» класса изменился значительно. Так, например, возросло количество детей с высоким уровнем познавательной активности, а количество детей с низким уровнем значительно уменьшился. (Слайд 13).

 

 

Вывод: Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально - значимым качеством личности и формируется  в учебной деятельности.  Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.   Тем не менее, как показывает педагогическая практика,  дети  очень часто не хотят идти в школу.  

            У младших школьников  отсутствует интерес к процессу познания, им не интересно получать новые знания, узнавать что-то новое. Данное обстоятельство порождает достаточно серьезную социально-педагогическую проблему нашего общества.

 

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения  дальше.

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x