Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Преподавать несколько предметов - справятся лишь самые стойкие

Дата публикации:
Описание:

Преподавать даже один предмет сложно. Это требует от преподавателя огромных усилий, ведь нужно объяснить материал самым разным детям с различными познавательными потребностями. Необходимо постоянно корректировать школьную программу, чтобы, с одной стороны, сохранить к ней интерес детей, а с другой – дать понять школьникам, что нужно хорошо знать основы. Именно в таких условиях можно эффективно заниматься педагогической работой, находясь в русле мирового культурного и педагогического опыта. Поэтому хороший учитель-предметник – настоящая ценность для школы.

Даже если не учитывать работу над преподаванием самой программы, труд педагога сложен и разнообразен. Нужно знать многогранные характеры детей и умело влиять на их личностное развитие. Будущий педагог должен обладать профессиональным мастерством в отношениях с ними, умением видеть слабые и сильные стороны подопечных и постоянно подстраиваться под настроение класса – либо, напротив, его перенаправлять. Он должен быть психологически готов к тому, что у ребят могут быть серьёзные трудности, которые они не сумеют осознать самостоятельно. Помочь им – одна из его главных обязанностей.

Настоящие универсалы


Есть при этом те учителя, которые не ограничиваются одним предметом. Они работают сразу с несколькими дисциплинами – и весьма успешно. А ведь мы говорим не только о познании, но и о творчестве, то есть речь о том, чтобы постоянно искать новые подходы, необычно подавать привычную информацию. Конечно, это нелегко, потому что с самого начала приходится следить за тем, чтобы не повториться, не стать скучным для ребят. А если предметов много или даже хотя бы два, то нагрузка возрастает. Но, с другой стороны, делать приходится не только то, что должен, но и то, что интересно. То есть для творчески одарённых людей эти усилия приятны.

Почему же некоторым педагогам мало одного предмета, почему хочется взять несколько? Иногда это тяга к разнообразию. Вообще любая педагогика – это не только совокупность знаний, но и показанная людям красота. В частности, это прекрасное сочетание практики и теории. И, конечно, отражение этой красоты в различных дисциплинах завораживает. А кому-то из учителей просто хочется поделиться всем тем, что они знают. Если они способны качественно и глубоко понять больше одного предмета, то почему бы не передать эти познания дальше? Естественно, им важно, чтобы ученики на их примере научились правильно думать и излагать мысли. И было бы печально утаить от ребят интересную и полезную информацию. Конечно, таким преподавателям стоит заниматься различными дисциплинами.

Подводные камни

Каждый предмет требует глубокого проникновения в суть. И иногда это непросто даже учёным. Между тем преподавателю нужно не только понять и осознать многие явления, но и адаптировать их для детского восприятия. Здесь важна система обучения, строгая последовательность в постановке конкретных вопросов и их решение. В учебнике можно найти формулы, которые можно применять, либо утверждения, которые показывают суть явлений, но важно, чтобы дети понимали, откуда взялись эти формулы и утверждения. Необходимо показать им суть предмета.

Кроме того, все науки развиваются. Периодически лучшие умы человечества совершают новые открытия. И темп совершения этих открытий стремительно растёт. Всё в мире движется к новым и новым изобретениям человеческого ума, и прогресс в науке и технике будет идти постоянно. Преподаватель должен быть в курсе последних событий, его задача – осмыслить то, что ещё до конца не изучено, и ответить на детские вопросы. Учитель всегда выступает в роли эксперта по всем вопросам, от химического до философского. Каждое его слово весомо.

Стойкость и логичность

Среди качеств, необходимых такому педагогу, можно назвать способность преодолевать сложности. Почти все проблемы, которые ставит перед учителями школа, действительно сложны. Причём их корни лежат в чём-то ином, чего не знает даже опытный педагог. И тех, кто преподаёт несколько предметов, это касается особо. Во-первых, педагог обязан нести ответственность за всю пройденную информацию. Во-вторых, он должен воспринимать интересы класса как собственные. А это очень сложно, так как интересы всех учеников часто непредсказуемы. В-третьих, для педагога весьма значимы свобода и независимость действий. В итоге каждый предмет приходится соотносить с заданной программой, чтобы хоть отчасти выглянуть за её строгие рамки.

Кроме того, крайне важно, чтобы преподаватель хорошо умел структурировать мысли. Тогда ему проще увидеть нечто универсальное, общее для разных дисциплин. Его причинно-следственные связи будут действовать эффективно, то есть ребята смогут понять происхождение тех или иных явлений с точки зрения различных наук. Да и сам учитель будет всё лучше и лучше узнавать своих учеников, а это тоже немаловажно. Если он сможет структурно мыслить при понимании их характеров, то ему будет проще проанализировать трудности, возникающие у них при обучении.

Ключевое

Но всё-таки самое принципиально важное качество – любовь к познанию. Без него преподаватель не сможет увлечь ребят, ведь сперва он должен сам быть увлечён. Если у него нет любви к своему предмету, он ничего про него не сможет рассказать, не сможет показать, как бороться за крупицы достоверной информации. Можно много говорить о значении культуры образования для будущего страны. Но государство складывается из отдельных судеб, и счастье отдельных людей даже важнее общей пользы. Задача педагога – дать ребятам любовь к пониманию мира, которая является одной из главных предпосылок интересной и полноценной жизни. Без познания жизнь и вполовину не так насыщенна, какие бы активные действия ни лежали в её основе. Активность разума гораздо важнее, и у преподавателей, показывающих универсальный подход к разным наукам, есть особый шанс пробудить в детях жажду познания.

Пожалуйста, подождите.
x
×