"Приобщение сельских детей и подростктов к НТХ"

Автор: петрухина Вера Сергеевна

 

Многовековой процесс формирования российского общества предопределил его этническую неоднородность, которая сегодня оказывает значительное влияние на его развитие и функционирование. Проблема взаимоотношения этносов и культур – одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры. Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования, является принятие таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция системной модернизации сельской школы России», «Концепция художественного образования в Российской Федерации». Так, Закон «Об образовании» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. Для возрождения российской «глубинки» следует обратиться к ее духовным истокам: национально-культурным ценностям региона, народным обрядам, промыслам, ремеслам, произведениям фольклора, традициям семейного и общественного уклада жизни. Процесс этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума имеет свою специфику. Она определяется социокультурными условиями жизни на селе, формирующими субкультуру подрастающего поколения. Культура сельского социума, являясь традиционной в своих основаниях, сегодня вступила на качественно новый уровень своего развития. Современная этнохудожественная культура села – это синтез и противостояние двух способов бытия: традиционного и современного. В связи с чем становление субкультуры сельского ребёнка осуществляется в рамках не только наследственной информации – ценностей традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия на сельского ребёнка современных средств искусства, средств массовой информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана. Использование традиционных и современных видов искусства в этнохудожественном воспитании сельских детей и подростков позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в этнокультурное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки школьников в современном многонациональном социуме. Однако несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня недостаточно исследований, раскрывающих сущностные основания процесса этнохудожественного воспитания сельских детей на основе интеграции традиционных и современных его компонентов, его структуры, содержания, условий, принципов организации данного процесса с учетом особенностей развития субкультуры современного подрастающего поколения. Анализ опыта работы на селе свидетельствует о том, что изучение этнохудожественных традиций своего края скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не систематический и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных интересов и интуиции педагога, а не каких-либо научно обоснованных социально-педагогических подходов. Актуальность исследования проекта, обусловленная совокупностью противоречий, позволила сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе теоретико-методологических основ для выявления и обоснования сущности, структуры и содержания процесса этнохудожественного воспитания сельских детей в современной социально-экономической ситуации. Итог проекта заключается в возможном применение необходимости сочетания общетеоретического уровня с решением задач прикладного характера, обусловленным выбором комплекса методов исследования, включающего общетеоретические методы научного познания: теоретический анализ философских, педагогических, психологических, культурологических, этнологических, социологических источников; системный подход обобщение, классификация, сравнение, систематизация; общепедагогические методы: обобщение и изучение опыта, герменевтические и художественные методы, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, в том числе включенное наблюдение, диагностика; изучение и анализ законодательных нормативных актов, данных государственной статистики, экспертные оценки и др. Значимость состоит в разработке программы изучения народной традиционной культуры для сельских детей и подростков, которая может быть внедрена в работу детских образовательных учреждений, а так же может быть использована в работе с детьми в учреждениях культуры.Проектирование воспитательной работы на селе на основе интеграции традиционных и современных видов искусства определяет новую целевую ориентацию содержания воспитательного процесса, вариативность технологических подходов на приобщение сельских детей к ценностям сельского образа жизни. К числу важнейших стратегических направлений достижения поставленных целей относятся следующие: •обновление содержания воспитательной работы на селе с учетом «проникновения» массовых информационных коммуникаций, активного включения подрастающего поколения в современную инфосреду: •разработка вариативных этнохудожественных воспитательных моделей с учетом специфических условий и социально-экономических, демографических, психолого-педагогических, социокультурных факторов функционирования села; •целевая ориентация сельских школы, домов культуры, семьи, других субъектов образования на взаимодействие и взаимосотрудничество в процессе этнохудожест- венного воспитания детей; • создание в условиях сельского социума этнохудожественной воспитательной среды на на MOHO-, интер- и транскультурных уровнях; •повышение уровня профессиональной компетентности и профессио-нализма педагогических кадров, обеспечивающих этнохудожественный воспитательный процесс; • создание в сельских округах ресурсных центров по научно- методическому обеспечению этнохудожественного воспитательного процесса, разработки банка данных по эффективному опыту работы в сельской местности, создания выездных медиацентров; •включение сельских детей в активную этнохудожественную деятельность по личностной самореализации в условиях сельской местности, возможности профессионального самоопределения. В качестве основных результатов этнохудожественного воспитательного процесса рассматриваются: - полнота представлений сельских детей о самоценности этнокультурных объектов и явлений, их личностная осмысленность; - отношение сельских детей к своей культуре и культуре разных народов как к ценности, позитивная личностная эмоциональная реакция и оценка значимости этнохудожественных составляющих окружающего этнокультурного пространства, степень сопричастности к нему; - готовность к взаимопониманию, взаимодействию и межкультурной коммуникации, способность принимать адекватные решения и давать оценку своим действиям в условиях этнокультурного социума. В качестве научно-теоретических подходов к организации системы этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума на уровне целей, задач, исходных оснований для обновления содержания воспитательной работы при взаимодействии и участии всех субъектов образования в сельском социуме выступают: медиакулътурный подход, направленный на развитие и полноценное функционирование сельских детей в новых информационных условиях; вариативный подход, обеспечивающий проектирование индивидуальных траекторий этнохудожественного развития учащихся; полихудожественный подход, реализующий возможность использования различных видов искусства в раскрытии потенциала и утверждении значимости этнокультурных ценностей; ценностный подход, направленный на формирование смысловых установок личности, позволяющих индивидуальному сознанию сделать общественную нравственно-духовную ценность своим достоянием. Разработка этнохудожественной воспитательной среды на MOHO-, интер- и транскультурных уровнях обеспечит приобщение учащихся к этнокультурным ценностям на каждой ступени обучения. Отличительной особенностью этнохудожественной воспитательной среды в условиях сельского социума является ее многофункциональность.

 

Вышеизложенные позиции позволяют рассмотреть этнохудожественный воспитательный процесс в диалектическом единстве трех взаимосвязанных сторон: формирование ценностно-смысловых установок личности сельского ребенка; развитие этнохудожественного потенциала сельского социума с учетом традиционных и современных его компонент; создание специально организованной этнохудожественной воспитательной среды.

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x