Проектная деятельность в начальных классах( из опыта работы)

Автор: Степаненко Ольга Ивановна

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников в нашей школе, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения. Благодаря реформированию системы образования, мы – учителя, теперь имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельностью. Работая по учебно-методическому комплексу «Школа России », в каждом учебном предмете, начиная с первого по четвёртый класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.  

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1.Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им  не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2. Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4. Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем,  и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты    проекта.

 Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

 По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися.   

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.  

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.  

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты.    

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, ролевой игры, и т.д.     

За время работы по ФГОС было организовано и проведено мною ряд проектов. Среди проектов, вызвавших у учащихся большой  познавательный интерес, можно назвать проект « Русская горница». Цели проекта: расширить представление  детей о предметах  быта русских людей, истории их возникновения, изготовлении и применении; познакомить с устным  народным творчеством; создать условия для коммуникативных умений учащихся. Задачи проекта: формирование навыков  исследовательской работы;  владение определенными знаниями по истории,  ИЗО, литературе; владение письменной и устной речью; воспитание чувства патриотизма;  развитие творческих способностей; развитие художественного эстетического вкуса. Работа над проектом была разбита на шесть этапов: I этап: Подготовка. Перед реализацией проекта была с учащимися проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. На собрании родителей была проведена беседа, и они были ознакомлены с методикой организации проекта и совместными усилиями определены  оптимальные формы их возможного участия.

II этап: Планирование. Определив задачи, учащиеся были поделены  на 2  группы: создающие  эскиз  и изучающие предметы народного быта: русская изба, предметы  кухонной утвари, самовар, прялка, стол и лавки, колыбель, ухват,  коромысла и вёдра,  русская печка. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий. На протяжении всей работы я  помогала  в постановке цели, корректировала работу. Часто работая в группе, дети не могут договориться, придти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта.

III этап: Исследование. Собирается и обсуждается информация по теме. Выполняются  эскизы предметов народного быта, в ходе этой работы дети знакомятся с различными способами росписи и украшения предметов быта. Большую помощь в работе оказывают родители.

IV этап: Результаты и выводы. Учащиеся, представляют эскизы  рисунок, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

V этап: Итог проекта – праздник  «Русская горница».

Оборудование: плакат с изображением русской горницы, отдельные изображения предметов,  компьютерная презентация «Предметы старины». К мероприятию был разработан сценарий, который был представлен детьми. На  празднике дети не только представляли собранный материал, но звучали стихи и песни, был исполнен танец  по теме проекта.

VI этап: Оценка результатов. Данный проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа способствовала решению целого ряда дидактически - развивающих задач.

 

  Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает повышение  уровня  творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x