Программа по работе с семьей

Автор: Арефина Елена Петровна, Кусмарцева Татьяна Васильевна, Аржанухина Станислава Казимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Красноармейска Саратовской области»

Саратовская область г. Красноармейск, ул  1 Мая. д. 8 «а»

Телефон  2 - 46 - 48

 

                                                                                                                     

 

 

 

Программа по работе с семьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Срок реализации программы:  2015 – 2016 учебный год.

 

Авторы программы:

Кусмарцева Т.В. – заведующий  МБДОУ

Арефина Е.П. – заместитель заведующего по ВМР

Аржанухина С.К. – воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноармейск

2015 год

Содержание

1.    Пояснительная записка

2.    Цель, задачи, принцип организации

3.    Принцип взаимодействия с семьей.

4.    Формы и виды работы с семьей

5.    Основные направления работы с семьей в ДОУ

6.    Перспективный план работы ДОУ с родителями

7.    Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей в детском саду и дома

8.    Семейные традиции

9.    Традиции семей воспитанников детского сада.

 

Приложения

1.     Семейный клуб «Гармония»

2.     Положение о семейном клубе.

3.     Перспективный план работы семейного клуба «Гармония»

4.     Заседание семейного клуба «Гармония»

5.     Детско-родительский проект «Я и моя семья»

6.     Паспорт проекта

7.     Системная паутинка

8.     Наш проект

9.    Символика семьи

10. Анкета для родителей «Знаете ли вы свою родословную?»

11. Интервью с детьми

12. Принципы построения взаимоотношений между взрослым и ребенком.

13. Анкета «Эко-мир моей семьи».

 

 

                                        Пояснительная записка

     В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается:  «Семья и ДОУ в хронологическом  ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей» однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работы с родителями.    Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения на полную неделю. Но, как известно, это не может заменить ребенку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Нетрудно предсказать результаты такого  воспитания: эгоизм, душевная черствость, искаженная система  ценностей. При таком воспитании утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства.

Сотрудники нашего ДОУ, педагоги ищут различные пути для налаживания взаимоотношений с семьями воспитанников, стремятся к расширению контактов со всеми социальными институтами. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность.          

     Педагогический коллектив провел целенаправленный поиск путей решения проблемы, исключающих дидактизм, так как ДОУ выполняет многообразные функции и активизирует «работу»  по осуществлению обратной связи с родителями.     При анкетировании родителей  на вопрос  «Что бы вы хотели изменить в жизни детского сада, какие формы и методы вы предлагаете в работе с родителями?» были предложены следующие варианты ответов:

- групповые родительские собрания с приглашением специалистов  -  74 %

- родительские собрания с включением открытых мероприятий   - 76 %

- совместные мероприятия ( в игровых и соревновательных формах)  - 53 %

- семейный клуб  - 27 %

- индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами.

     Исходя из полученных результатов,  выбранные  родителями    формы взаимодействия  мы решили объединить  в программу  «Детский сад и семья».

     Где всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целью   нашей   программы «Детский сад и семья» является:

-  реализация дидактического принципа единства требований к осуществлению воспитания в ДОУ и семье;

- расширение и разнообразие взаимодействия ДОУ и родителей по воспитанию детей.

Задачи:

- Осуществлять  психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с целью повышения педагогической компетенции;

- активизировать  «работу» по осуществлению обратной связи с родителями;

- формировать у родителей способность адекватно оценивать возможности ребенка и в соответствии с этим ставить реальные задачи его дальнейшего развития.

 

                      Принцип  организации и проведения

    Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. межличностного общения, основанного на взаимном уважении и полном доверии участников.

 

 

 

 

 

 

 

     В нашем дошкольном образовательном учреждении для реализации  цели и задач разрабатывается план – программа. Вопросы реализации этой программы рассматриваются на административных совещаниях, педагогических советах, заседаниях родительского комитета, попечительского совета. Намечаются новые направления деятельности и новые формы работы с родителями.

    Для понимания сущности, содержания и основных направлений работы с семьей мы провели анализ педагогического развития родителей воспитанников.  Пространство развития родителей анализируется по следующим показателям:

1.    Единство требований к ДОУ и семье.                                                          Цель: осуществлять единые требования со стороны ДОУ и семьи.        Задачи:                                                                                                                      - создать  условия для решения проблемы ( общие программы для ДОУ и семьи, литература для родителей, приобщение родителей к ДОУ);                  - осуществлять деятельность по поводу детей.

2.    Преемственность и непрерывность в воспитании детей                             Цель:  осуществлять преемственность и непрерывность в воспитании детей.                                                                                                         Задачи:                                                                                                                       - вовлекать родителей в жизнь ДОУ;                                                                    - проводить обмен опытом между педагогами и родителями.

3.    Детско-родительские отношения.                                                                  Цель: осуществлять профилактику конфликтов;                                               Задачи:                                                                                                                          - выявить  причины конфликтов;                                                                              - разработать специальные программы.

4.    Супружеские отношения в семье.                                                                  Цель: способствовать созданию оптимального климата.                        Задачи:                                                                                                                      - обеспечить влияние  на родителей через ребенка;                                             - реализовать индивидуальный подход.

5.    Родительское сообщество.                                                                                 Цель: способствовать созданию оптимального климата.                          Задачи:                                                                                                                      - обеспечить влияние на родителей через ребенка;                                             - реализовать индивидуальный подход.

     Вся работа с семьей строится на приоритете родительского участия в жизни  детского сада.

·       Участие родителей в организации в ДОУ встреч детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.

·       Воскресные экскурсии ребенка с родителями.

·       Выполнение домашних заданий и решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в книгах и журналах.

·       Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.

·       Беседы с детьми.

·       Просмотр  фрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей.

·       Домашние задания-отчеты – понаблюдать за трудом ребенка в семье; чем любит заниматься самостоятельно; как ведет себя ребенок при выполнении заданий воспитателей.

·       Семейные (домашние) педагогические советы, которые проводятся дома.

·       Календарь родителей на различные темы (советы и рекомендации родителей для педагогов, родителей, детей).

·       Шпаргалка для родителей на различные темы (советы, вопросы, обмен мнениями среди родителей, интересные факты).

 

 

Принципы взаимодействия с семьей

1.  Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытки наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание  ребенка. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.

2.  Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.

3.  Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила.

4.  Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.

5.  Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании  дошкольников  здорового.

6.  Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.

7.   Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка  —  значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так,  за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.

 

                                 Формы и виды работы с семьей

 

№ п/п

Формы

Виды

1.

Интерактивная

•  анкетирование;

•  интервьюирование;

•  дискуссия;

•  круглые столы;

•  консультации специалистов.

2.

Традиционная

•  родительские собрания;

•  семейные спортивные соревнования;

•  творческие гостиные;                                         

. акция «Сделаем наш детский сад красивым»

•  вечера развлечений.

3.

Просветительская

•  использование СМИ для освещения деятельности ДОУ ;

•  организация клуба «Гармония»;

•  выпуск буклетов, информационных листков, памяток;

•  стенд «Детский сад и семья - едины»;

•  уголок в группах.

4.

Государственно

общественная.

•  создание творческой инициативной группы «Мы и семья едины».

 

 

 

 

 

 

                           Основные направления работы с семьей в ДОУ

 

     Презентация дошкольного учреждения -  знакомство родителей с дошкольным учреждением, нормативными документами, коллективом детского сада, все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей - знакомство родителей  со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

     Педагогический совет с участием родителей  -  привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания  детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

    Интервью с родителями - помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

     Педагогические ситуации – обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

     Посещение семьи – каждое посещение имеет свою цель, обследование, знакомство с положительным опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д.

     Педагогические беседы с родителями – это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском  собрании, в период консультации. Ведущая роль отводится воспитателю. Он заранее планирует тематику и структуру беседы.

     Тематические консультации – консультации близки к беседам, главное их отличие – педагог стремится дать родителям квалифицированный совет.

     Групповые собрания родителей – на групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

     Круглый стол с родителями -  проводятся в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов для обсуждения с родителями актуальных проблем воспитания.

     Общие собрания родителей – на этих собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

     Наглядная пропаганда – используются разные средства наглядной пропаганды.

     Анализ детских высказываний, поведения, творчества – знакомство родителей с материалами, собранными педагогами, рассматривание детских поделок, коллективных работ, дают оценку умениям, навыкам, развитию воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю.

     Недописанный тезис – помещается как актуальная тема для обсуждения на предстоящем собрании, родители анонимно продолжают тезис:  «счастливая семья – это …», «успешный ребенок – это …», «мой ребенок  не хочет идти в детский сад, потому что …» и т.д.

    Портрет идеального родителя – заполняется родителями  на специальном листе с контуром фигуры человека, используется при  личной беседе, консультации, собрании.

     Портрет идеального воспитателя  - заполняется родителями  на специальном листе с контуром фигуры человека, используется при  проведении педагогических советов, совещаний, конфликтных ситуаций в группе.

     Проект, как метод работы с родителями  -  детско- родительские проекты, сбор информации, активное участие родителей.

    Мастер-класс – проводит воспитатель в определенной дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный  подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника.

     Тренинги как форма работы с родителями -  тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Воспитатель беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей возможно только на добровольной основе.

     Экспресс – опрос – вопросы, связанные с воспитанием детей.

     Семейный клуб  -  оказывает большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, решает проблемы семейного воспитания.

     Дни открытых дверей в ДОУ  - приглашаются  родители, имеющие детей дошкольного возраста.

    Консультации для родителей  -  проводятся не только педагогами, но и приглашаются учителя, врачи, представители других профессий.

     Выступления воспитанников детского сада – песни, танцы, чтение стихотворений, инсценировки. Цель – показать результаты воспитания в детских учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Перспективный план работы ДОУ с родителями.

 

Название мероприятия

Цель проведения

Сроки

Участники

Ответственные

Презентация детского сада

Знакомство родителей и детей друг с другом, педагогическим коллективом детского сада. Формирование положительного имиджа д/с. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду.

Июнь – август

Родители вновь поступающих детей.

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Анкетирование «Давайте познакомимся»

Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье

Июнь- август

Родители вновь поступающих детей

Воспитатели

Оформление информационных стендов в группах.

Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

Август сентябрь

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР. Воспитатели

Проведение конкурса среди групп на лучшее оформление  информации для родителей

Активизация внимания воспитателей к вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Сентябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Заведующая, зам.зав по ВМР. Воспитатели

Консультация «Адаптация в детском саду»

Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня. Вопросам воспитания детей.

Сентябрь

Родители вновь поступающих детей

Воспитатели педагог-психолог, старшая медсестра

Родительское собрание

Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год. Выборы родительского комитета.

Сентябрь

Родители первой младшей группы

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, педагог-психолог

Групповые родительские собрания

Знакомство родителей с задачами воспитания детей, их психологи-ческими  и возрастными особенностями. Выборы родительского комитета

Сентябрь

Родители второй младшей, средней, старшей, подготовительной, логопедической групп

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, педагог-психолог

Консультация «Разговор о правильном питании»

Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома

Сентябрь

Родители второй младшей группы

Старшая медсестра

День здоровья

Привлечение родителей  к показу личного примера и интереса к здоровому образу жизни

Сентябрь

Родители всех возрастных групп

Зам.зав. по ВМР

Воспитатели

Муз. руководитель

Заседание родительского комитета ДОУ

Знакомство администрации с новым составом родительского комитета ДОУ. Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в деятельность ДОУ

Сентябрь

Члены родительского комитета

заведующая

Консультация «Гиперактивные дети»

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания.

Сентябрь

Родители средней группы

Воспитатели, педагог-психолог.

Анкетирование «»Что вы ждете от детского сада в этом году?»

Получение  и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, готовности участвовать в жизни детского сада.

Сентябрь

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Выставка детских поделок, работ  «Чудеса из лукошка»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам.

Октябрь

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Концерт к Дню пожилого человека

Знакомство родителей с традициями детского сада: - целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей; - демонстрация уважительного отношения коллектива ДОУ к пожилым членам семей воспитанников

Октябрь

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели.

Утренники

Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ.

Сентябрь - июнь

Родители всех возрастных групп

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

Консультация «Спи,  мой сынок, усни»

Расширение психолого-педагогического кругозора родителей

Октябрь

Родители средней группы

Старшая медсестра, педагог-психолог

Консультация «Почему дети кусаются?»

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания

Октябрь

Родители первой младшей группы

Воспитатели, педагог-психолог

Открытые занятия

Знакомство родителей с работой детского сада по всем направлениям образовательной программы. Повышение авторитета педагогического коллектива ДОУ. Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей.

Сентябрь - май

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР. воспитатели

Школа молодого воспитателя

Обучение молодых воспитателей методам взаимодействия с родителями воспитанников

1 раз в месяц

Воспитатели

Зам.зав по ВМР, педагог-психолог

Анкетирование «Первый раз мы пойдем в первый класс»

Анализ родительского запроса по подготовке детей к школе . разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ по подготовке детей к школе.

Октябрь

Родители подготовительной к школе группы.

Зам.зав по ВМР, воспитатели

День открытых дверей

Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников

Ноябрь

Родители

Заведующая, зам.зав. по ВМР , воспитатели групп, педагог-психолог.

Выставка детских работ по изодеятельности «Моя малая Родина – Красноармейск»

Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания

Ноябрь

Родители старшей, подготовительной, логопедической групп

Зам.зав. по ВМР . воспитатели.

Консультация «О воспитании правдивости в детях»

Расширение педагогического кругозора родителей за счет пополнения средств и методов воспитания детей. Решение проблемных ситуаций

Ноябрь

Родители старшей группы

Педагог-психолог

Оформление в уголках для родителей тематики «Мы за здоровый образ жизни»

Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Ноябрь

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели , старшая медсестра

Новогодняя анкета

Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду. Активизация взаимодействия с родителями при подготовке к Новому году.

Декабрь

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Заседание родительского комитета, попечительского совета

Привлечение родителей к проведению новогодних праздников, контролю за качеством питания.

Декабрь

Члены родительского комитета, попечительского совета

Заведующая

Консультация  «Что дети ждут от Деда Мороза?  Как дарить новогодние подарки?»

Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Декабрь

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Конкурс семейных работ «Зимушка хрустальная»

Привлечение родителей к работе детского сада. Взаимодействие родителей и детей

Декабрь

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР воспитатели

Защита проектов « Счастливый выходной день»

Обмен опытом семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей группы

Январь

Родители старшей, подготовительной, логопедической групп

Зам.зав по ВМР воспитатели

Анкетирование «Растем здоровыми»

Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома. Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Январь

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР воспитатели, старшая медсестра

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания. Активизация воспитательных умений пап. Внедрение положительного опыта семейного воспитания.

Январь

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Консультация «Здоровый образ жизни»

Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях

Январь

Родители всех возрастных групп

Старшая медсестра

Беседа с родителями об организации семейных прогулок

Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами организации прогулки с ребенком

Январь

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Групповые родительские собрания

Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы. Активизация педагогических умений родителей

Январь

Родители всех возрастных групп

Заведующая, зам.зав по ВМР, воспитатели

Творческая гостиная «Мое солнышко»

Создание доброжелательной атмосферы, сближение детей и родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве, развитие навыков сотрудничества.

Февраль

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР воспитатели

Конкурс «Новогодние постройки»

Привлечении е родителей к работе детского сада. Взаимодействие родителей и детей

Февраль

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Спортивные состязания между командами родителей детей разных групп

Сплочение родителей детей разных групп. Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада. Пропаганда активных форм отдыха.

Февраль

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР воспитатели

Оформление уголков к 23 февраля.

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада

Февраль

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР воспитатели

Анкетирование  «Качество питания в детском саду»

Получение и анализ информации об отношении родителей к организации питания в детском саду. Внесение необходимых корректив в меню.

Февраль

Родители всех возрастных групп

Воспитатели, старшая медсестра

Консультация  «Игрушки для пятилеток»

Распространение педагогических знаний среди родителей. Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей

Февраль

Родители средней группы

Воспитатели

Выставка детских работ «Весна красна»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам

Март

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР воспитатели

Оформление уголков для родителей «Мамочка любимая моя»

Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Март

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР Воспитатели

Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет»

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Март

Родители средней группы

Зам.зав по ВМР, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог

Семейный театр

«Театральный марафон»

Знакомство с историей театра. Приобщение детей и родителей к театральной деятельности

Март

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели

Консультация «Животные в доме»

Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. Практическая помощь родителям в воспитании детей

Март

Родители второй младшей группы

Зам.зав по ВМР воспитатели

Фольклорное развлечение «Масленица»

Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. Формирование положительного имиджа детского сада через демонстрацию досуговой деятельности.

Март

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель

Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ

Формирование командного духа среди родителей детей разных групп. Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада. Формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.

Апрель

Родители всех возрастных групп

Воспитатели зам.зав по АХЧ

Семинар «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка»

Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Апрель

Родители средней, старшей групп

Зам.зав по ВМР воспитатели, педагог-психолог.

Консультация «В школу без дефектов речи»

Развитие воспитательного потенциала семьи. Активизация взаимодействия родителей с ребенком с целью развития речи.

Апрель

Родители  подготовительной, логопедической групп

Учитель-логопед, воспитатели

Родительская фотовыставка «Моя семья»

Активизация включенности родителей в работу детского сада. Развитие позитивных взаимоотношений работников ДОУ и родителей

Апрель

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели

Конкурс на лучший участок на территории детского сада

Активизация инициативности родителей в благоустройстве детских участков. Объединение родительских коллективов, использование соревновательного духа.

Май

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели

Групповые родительские собрания

Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год

Май

Родители всех возрастных групп

Воспитатели

Заседание родительского комитета, попечительского совета

Подведение итогов работы родительского комитета ДОУ. Обсуждение планов ремонта детского сада в летний период

Май

Члены родительского комитета, попечительского совета

Заведующая, зам.зав по АХЧ

Анкетирование по результатам года

Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году. Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.

Май

Родители всех возрастных групп

Зам.зав. по ВМР

Воспитатели, педагог-психолог

Консультация «Путешествие в детство»

Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным.

Май

Родители второй младшей группы

Воспитатели, старшая медсестра

Консультация «Как отпраздновать день рождения ребенка?»

Развитие позитивного взаимодействия взрослого с ребенком. Обогащение родительского опыта проведения праздников интересными формами и содержанием. Привлечь родителей к участию в проведении детского праздника

Май

Родители старшей, подготовительной, логопедической групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели, педагог-психолог

Беседа «Ребенок на дороге»

Реализация единого воспитательного подхода при  обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Июнь

Родители средней, старшей, подготовительной, логопедической групп

Воспитатели

Конкурс на лучший головной убор

Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка. Развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи

Июнь

Родители всех возрастных групп

Зам.зав по ВМР, воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей в детском саду и дома.

 

     Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Семейные традиции

     Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений нашей Программы.

Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.

Задачи взаимодействия с семьей.  

-  Укреплять и охранять здоровье детей;

-  Развивать способность устанавливать простейшие связи между взрослыми и детьми;

- Сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.

     У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Традиции семей воспитанников детского сада.

№ п/п

Традиция

Содержание

1.

За семейным столом

Взрослые должны  кушать  вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать.

Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

2.

Мы ходим в походы

Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы.

3.

Праздники семьи

Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер:

•  Безусловное принятие

•  Законы «зоны ближайшего развития»

• Давайте вместе

• Передавать ответственность детям

• Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным»

- «Активное слушание»

4.

Совместное чтение

Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет  в воспитании уже своих детей.

5.

Походы в цирк, театр, кружок, студию

Сближение отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями о просмотренном, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев.

6.

Посещение выставок

Продолжать обогащать впечатления детей.

 

 Эта таблица может быть продолжена каждым педагогом, исходя из конкретного социального статуса семьи, традиции, которые хранят в семье и в детском саду.

Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада, например: «День здоровья», «Встреча с интересными людьми»,  «День рождения детского сада», «Встреча Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у Незнайки», « Ох и Ах на страже здоровья»  и другие.

Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений,  дошкольники  воспитываются без участия старшего поколения — бабушек и дедушек.                                           

     Нередко молодая семья отказывается от помощи бабушек и дедушек. И напрасно! Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке. Не забудутся малышу эти сказки, если нет-нет да и скажет бабушка: «Ты у меня такая трудолюбивая, как Золушка, красивая как Василиса», « Ты такой сильный, как Алеша Попович»  и др.  Вот и сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы наказания и поощрения.                                                       Нередко эффективность действия средств народной педагогики в семье определяется следующими педагогическими условиями;

- каждая семья, независимо от структуры и состава, должна  создавать и развивать свои традиции;

-  дети  в семье должны выполнять определенную посильную, но нужную для всех членов работу;

- в семье должна существовать система правил и норм: поведения, общения, деятельности каждого человека;

- семья должна способствовать участию детей в общественных видах труда, в помощи другим семьям и детям;

- семья должна постоянно интересоваться успехами ребенка, знать круг его общения, друзей;

- в семье нужно постоянно обращаться к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.

                                     Используемая литература

1.    Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.просвещение 1989 г.

2.    Детский сад и семья методика работы с родителями. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева.  Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008 г.

3.    Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей.   Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008 г.

4.    Развитие ребенка в театрализованной деятельности. М.Б. Зацепина. ТЦ «Сфера» м. 2010 г.

5.    Опытно-экспериментальная деятельность.  Издательство «Учитель» Волгоград  2008 г.

6.    Практический журнал  «Воспитатель ДОУ»

7.    Журнал «Дошкольное воспитание»

 

8.    Журнал «ребенок в детском саду».

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x