Рабочая программа дополнительного образования "Веселый язычок и его друзья" | Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка". Работа №148540
Автор: Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка"
Создание благопиятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей четырех- пяти лет
Программа кружковой работы
«Веселый Язычок»
по направлению «Речевое развитие»
для детей 4- 5 лет
Руководитель кружка
Нырцова Л.Е.
Учитель - логопед
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого , основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, активизация и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.
В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении речи ребенка- дошкольника. При нормальном развитии, овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4- 5 годам. Но иногда, в силу ряда причин, этот процесс затягивается. К 4-5 годам у ребенка мы часто наблюдаем несформированность всех сторон языка, что влечет за собой отставание в развитии. Нарушения речи у ребенка требуют специальной логопедической помощи.
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников лучше проводить в форме пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов- драматизаций с игрушками.
Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувства ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и т.п.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие речи ребенка. Воспитание звуковой культуры речи предполагает:
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания , моторики артикуляционного аппарата;
- формирование выразительности речи, выработке дикции.
Задачи развития звуковой культуры речи:
- воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи,
- формировать произносительную сторону речи: развивать артикуляционный аппарат, работать над речевым дыханием, вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии условиями общения,
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом,
- воспитывать интонационную выразительность речи,
- развивать мелкую моторику.
Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:
- дидактические и подвижные игры,
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых потешек, чистоговорок),
- упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания,
- разучивание артикуляционных упражнений,
- разучивание упражнений для развития мелкой моторики.
Занятия проводятся из расчета: 1 занятие в неделю, 4-5 занятий в месяц, 37 занятий в год.
Длительность занятия- 20 минут
Календарно- тематическое планирование:
Недели
месяц
Тема
Методические приемы
1
сентябрь
«Веселый язычок»
1Беседа «Веселый Язычок». 2Игра на дыхание «Шторм в стакане»,3 Артикуляционная гимнастика (далее арт.г.) «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка». 4Дид/игра (Далее Д/И) «Собери бусы»
2
«Друзья»
1Упр. на дыхание «Футбол».2Координация речи с движением «Мы во двор пошли гулять».3 Мимические упражнения «Настроение». 4 Д/И «Построй по росту»
3
«Осень золотая»
1Арт.г.-«Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка».
2 упр-е на дых- е «Листопад». «бабочки».3 Пластические этюды «Осенние забавы».4 Д\и «Когда это бывает»
4
«Деревья»
1 Арт. и гимн на дыхание см. неделя 3.
2Д/И-«Составление елочки из счетных палочек»,3 Чистоговорка- ом- ом –ом- мы построим новый дом.
1
Октябрь
«Овощи. Огород»
1Упр-е на дыхание «Разговоры овощей»
2Пальч.гимн.- «Сколько грядок в огороде»
3Пластический этюд- «Сажаем огород»
4Чистговорка- см.4-ю неделю сентября. И/у «Не скажу»
2
«Фрукты.Сад»
1Арт, пальч. гимн, упр -е на дыхание. Мимические упражнения. Д/и «Сосчитай фрукты»
3
«Я-человек»
1 Арт, пальч. гимнастика, упр-я на дыхание, мимические упражнения. Д\игры «Расскажи о себе», «Узнай товарища по описанию»
4
«Мама, папа, я- дружная семья»
1Арт, пальч. гимнастика, упражнения на дыхание. Д\игры «Кто что делает?»(с мячом). «Кто что делает»- работа с картинным материалом.
1
Ноябрь
«Одежда. Обувь»
1 Упражнение на дыхание и голос «Шитье одежды», Уколи пальчик». 2 Арт. упражнения «Чистим нижние зубы», «Трубочка», «Качели», «Упрямый ослик». 3 Речевая зарядка «Где мой пальчик?».4 Игры «Развяжи узелки», «Оденем куклу»
2
«Игрушки»
1Упр. на дыхание «Ветерок». 2 Арт.упр-я см. I неделю ноября. 3 Пальч. игра «Поможем кукле завязать шапочку».4Д/и «Что делают игрушки», «Чудесный мешочек».5 Повторение чистоговорки
3
«Мой дом. Мебель»
1 Арт. гимн.см. первую неделю.2 Упр. на дыхание «Шагаем по этажам».3 «Стул» из гороха- разв .мелк . мотор.4 пальч. игра «Дом на поляне» . 5 Чистоговорка: ом-ом-ом- мы построим новый дом.
4
«Кухня. Посуда»
1, 2, 3,4- см.третью неделю.4Чистоговорка «Я пыхчу…». 5 Д/и- «Съедобное- несъедобное». 6 Рисование на манной крупе «Чашка»
1
Декабрь
«Зима»
1 Упр-я на дыхание «Вьюга», «Снежинки». 2 Арт.г. «Вкусное варенье», «Забор», «Дудочка».3 Проговаривание чистоговорки при массаже кистей рук массажным шариком «Су-.Джок».4 игра «Доскажи словечко» 5 Обведи по точкам елку.
2
«Зимующие птицы»
1Арт. г. «Окошко», «Лопатка», «Иголочка».2Упр.на дыхание «Птицы поют». 3 Пальч. игра «Где обедал воробей» 4 Рисование на манной крупе птицы.
3
«Зимние развлечения»
1 Арт. г. «Барабан», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка».
2 Упр. на дыхание «Вьюга»
3Пластические этюды «Зимние забавы»
4 Самомассаж шариком «Су- Джок»
5 Д/и «Когда это бывает»
4
«Новогодний праздник»
1Арт.г. «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабан»
2 Логоритмическое упражнение «Ёлка»
3 Найди игрушки в рисовой крупе
4Д/и «Выложи елочку»- из крупы
1
январь
«Зимние каникулы»
1Арт.г. «Окошко», «Чашечка», «Чистим зубки», «Дудочка»
2Упр.на дых. «Вьюга»
3Выкладываем снеговика из бумаги
4 Пальчиковая игра «Зима»
5Повторение чистоговорки- ма- ма-ма- наступила зима
2
«Домашние животные зимой»
1Арт.г. «Вкусное варенье», «Качели», «Лягушка», «Хоботок»
2Упр. на дыхание- «Звукоподражания»
3пальч. игра «Черепаха»
4 Д/и «Чем угостить», «Назови жилища»
5 Выкладывание кошки из геометрических фигур
3
«Дикие животные зимой»
1Пальч. гимн «Мама мишек будит рано»
2 Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»
3 Пластические этюды «Медведь в берлоге»
4Д/и «Длинный- короткий», «Ёжик потерял иголки», «Подари лисичке хвостик»
1
Февраль
«Профессии»
1 Игра на дыхание «Шторм в стакане»
2Арт. г. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка»
3Д/и «Кому что надо». 4 «Башня из кубиков».
4 Пальч. гимн. «Этот пальчик хочет спать»
5 Игра «Гармошка» с бумагой
2
«Хлеб»
1 Арт.г. «Чашечка», «Фокус», «Бублик», «Лошадка»
2 Упр. на дыхание «Ветряная мельница»
3Рисунок на манной крупе «Пшеница»
4 Пальч. игра с кольцом «Су-Джок»
3
«Наша Армия»
1 Упр.на дыхание «Чей пароход лучше гудит»
2 Арт.г. «Пароход», «Индюк», «Вкусное варенье»
3 Самомассаж с грецким орехом
4 «Танк» из счетных палочек
5.Игра «Шнуровка»
4
«Транспорт»
1 Упр. на дыхание «Прокололась шина», «Насос»
2 Пальч. гимн. «Самолет»
3Арт.г. «Забор», «Маляр», «Барабан», «Гармошка»
4 «Кораблик» из геометрических фигур
5Д/и «Дружит- не дружит»
1-2
Март
«Ранняя весна. Приметы весны. Мамин праздник»
1 Мимические упражнения «Медведь в берлоге»
2Арт.г. «Упрямый ослик», «Трубочка», «Чистим нижние зубки»
3игры на тактильное восприятие «Горяча- холодная»
4 Игры с бумагой «Цветок»
5 Самомассаж «Су- Джок»
6 Игра «Ответь правильно»
3
«Комнатные растения»
1 Пальч. гимнастика «Цветок»
2Самомассаж
3 «Обведи по точкам цветок»
4 Повтори чистоговорку: ок-ок-ок на окошке цветок
5 Игры с прищепками «Веселые пальчики»
4
«Аквариумные рыбки»
1Пальчиковые игры «Рыбка», «Зайчик», «Кошка»
2Арт.г. «Поймай звук «Л», «Индюк», «Посчитаем зубки»
3 «Рыбки» из счетных палочек
4 «Аквариум» из пуговиц
5Заучивание стихотворения «Рыбка»
1
Апрель
«Весенние работы в саду и огороде»
1Упр. для мышц шеи, щек, губ «Ветерок качает подснежник», «Пускаем кораблик»
2Пластический этюд «Работа в огороде»
3Игры с бумагой 4 Игра «Подскажи словечко»
5 Проговаривание чистоговорки по теме
2
«Насекомые»
1 Пальчиковые игры «Гусь», «Бабочка», «Собачка», «Очки»
2 речевая подвижная игра «Стрекоза»
3 «Бабочка» из счетных палочек
4 Обведи по точкам муравья
5 Д/и «Кто кого видел»
3
«Домашние животные и их детеныши»
1Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание»
2 Арт.г. «Фокус», «Чашечка», «Бублик».»Лошадка»
3Пальчиковые игры «Кошка», «Собачка», «Человечек»
4 «Кошка» из геометрических фигур
5 Игра «Кто у кого»
4
«Дикие животные и их детеныши»
1 Упр. для жевательно- артикул. мышц, щек и губ «Бобры пилят дерево», «Зайчик», «Сердитый волк»
2 Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»
3 Пластические этюды «Медведь в берлоге», «Медвежата и пчелы».
4 Игры с бумагой
5 Повторение чистоговорок по теме
1-2-3
Май
«Моя страна. Республика. День победы»
1 Арт.г. «Окошко», «Иголочка», «Лошадка», «Качели»
2 «Дом» из счетных палочек
3 Подвижная игра «Плечом к плечу»
4 «Флаг»- обведи по точкам
5 Заучивание четверостишия о «Дне Победы»
1 Упражн.на речевое дыхание «Футбол», «Бабочка», «Ветерок»
2 Подвижная игра «Топай- хлопай»
3 заучивание стихотворения о городе.
4 Повторение чистоговорок
«Мой город. Поселок. Улица»
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: Подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Список литературы
Бачина
О.В.,
Самородова
Л.Н.
Взаимодействие
логопеда
и
семьи
ребенка
с
недостатками
речи
. — М.: ТЦ
Сфера
, 2009.
Детско
– родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей
.
/
а
вт. – сост. Н. М.
Сертакова
. – Волгоград: Учитель, 2014.
Микляева
Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.:
Мозиака
– синтез, 2011.
Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ:
Астрель
, 2010.
Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.