рабочая программа по праву 10-11 класс | Ванюшкина Ю.В.. Работа №148459
Автор: Ванюшкина Ю.В.
рабочая программа по праву 10-11 для общеобразовательных школ
Право 10 – 11 класс (68 часов) Ванюшкина Ю.В.
Пояснительная записка
Примерная рабочая учебная программа профильного учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10-11 классов социально-экономического профиля общеобразовательной школы, составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), программы авторов: Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. «Право. Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Профильный уровень». Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса, содержанием темы и формами контроля.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается
поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
- характеризовать : право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов
внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско- правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 часа в неделю в 10 классе и 1 часа в неделю в 11 классе.
Учебно-методическая литература
Право. Учебник для 10
кл
. /Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: «Просвещение», 2013.
Право. Учебник для 11
кл
. /Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: «Просвещение», 2013.
Пронькин
В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. СПб., 2004.
Правовое образование: организация внеурочной работы. Сборник материалов. М.: Новый учебник, 2002.
Источники
Всеобщая декларация прав человека.
Конституция РФ.
Европейская Конвенция о правах человека.
Международный пакт об экономических социальных и культурных правах.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Закон РФ «Об образовании».
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Административный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Название темы, поурочное планирование
Кол-во
часов
Основное содержание темы
Методы, приемы,
формы педагогического
взаимодействия
Формы контроля
уровня достижений
учащихся
Адаптация программы для учащихся с ОВЗ
Тема 1. Право и государство (7 ч.)
1
Происхождение права и государства.
1
Возникновение и развитие права. Происхождение государства.
*вводная беседа. *познавательные и проблемные задания
*развернутый устный рассказ
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
* просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
2
Сущность права.
1
Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие права. Различие подходов к пониманию права.
* эвристическая беседа
*составление плана
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*рассказ по плану
3
Сущность государства.
1
Государство как публичная власть. Отличие государства от негосударственных политических организаций. Деятельность государственного аппарат как система осуществления публичной власти.
*проблемные и познавательные задания
*работа в малых группах
* письменный опрос
4
Формы государства.
1
Понятие формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства. Формы государственного режима.
*объяснение
*составление опорных схем
*описание с элементами беседы
*тестирование
*решение правовых задач
5
Функции государства.
1
Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
* эвристическая беседа
*составление плана
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
* выполнение письменных и устных заданий
6
Демократическое правовое государство. Гражданское общество.
1
Принципы демократии. Демократическое государство. Правовое государство. Идея и принципы правового государства. Условия появления и существования правового государства. Гражданское общество и его правовые черты. Этапы формирования гражданского общества. Элементы гражданского общества.
* эвристическая беседа
задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*тестирование
7
Практикум по теме «Право и государство».
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 2. Форма и структура права (6 ч.)
8
Право в системе социальных регуляторов.
1
Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы. Социальные и технические нормы. Право и мораль. Право и другие социальные регуляторы. Право, принципы права.
* вводная беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*понятийный диктант
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
*просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
9
Нормы права. Система права.
Норма права: понятие, признаки, структура. Элементы структуры нормы права. Основные виды правовых норм. Отрасль права. Основные отрасли права.
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*выполнение письменных заданий
10
Источники права.
Источник права. Основные формы права. Закон. Виды законодательных актов в РФ. Подзаконные акты и их виды. Действие нормативно-правовых актов.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*тестирование
11
Как найти нужный закон.
Реквизиты НПА. Действующая редакция закона.
*проблемные и познавательные задания
*работа в малых группах
*практикум
*дифференцированные карточки с заданиями
12
Правовые системы современности.
Правовые системы, их развитие. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Мусульманская система права. Социалистическая система права. Элементы неосновных правовых систем
*описание с элементами беседы
*составление опорных схем
*рассказ по плану
13
Практикум по теме «Форма и структура права»
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 3. Правотворчество и правореализация (10 ч.)
14
Правотворчество.
1
Правотворчество и формирование права. Принципы и виды правотворческой деятельности государства. Стадии правотворческого процесса. Юридическая техника.
*вводная беседа
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*рассказ
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
*просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
15
Реализация и толкование права.
1
Формы реализации права. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
* эвристическая беседа
*составление плана
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*рассказ по плану
16
-
17
Правовые отношения.
2
Правоотношения и его субъекты. Содержание правоотношения. Понятие и признаки правоотношения. Состав правоотношения. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность физических лиц. Дееспособность несовершеннолетних. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, государственных органов и должностных лиц. Содержание правоотношения. Виды правоотношений. Юридические факты. Объекты правоотношений.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*тестирование
18
Законность и правопорядок.
1
Понятие «законность». Принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*выполнение письменных заданий
19
Механизм правового регулирования.
1
Виды и средства правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права.
*описание с элементами беседы
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*карточки с заданиями
20
Правосознание и правовая культура.
1
Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*практикум
21
Правонарушение и юридическая ответственность.
1
Понятие и признаки правонарушения. Причины правонарушений. Вина и ее формы. Виды правонарушений. Юридическая ответственность, ее принципы и виды.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем и таблиц
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*тестирование
22
Преступление и наказание.
1
Преступность в современной России. Организованная преступность. Терроризм. Борьба с преступностью. Правоохранительные учреждения.
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*сообщение
23
Практикум по теме «Правотворчество и правореализация».
1
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 4. Право и личность (5 ч.)
24
Права человека: понятие, сущность, структура.
1
Понятие и сущность прав человека. Становление и развитие идей о правах человека. Структура прав человека. Поколения прав человека.
*вводная беседа
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*рассказ
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
* просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
25
Правовой статус человека и гражданина.
1
Понятие и элементы правового статуса. Права человека и гражданина. Основания ограничения прав человека и гражданина.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем
*тестирование
26
Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации.
1
Понятие юридического механизма защиты прав человека. Система органов защиты прав и свобод человека в РФ. Юридические гарантии защиты прав человека. Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещенными законом.
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*карточки с заданиями
27
Международная защита прав человека.
1
Устав ООН Международный билль о правах человека. Контрольные органы, учрежденные международными конвенциями по правам человека. Роль и компетенция главных и вспомогательных органов ООН в области прав человека. Деятельность региональных организаций в области прав человека.
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*сообщение
28
Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации
1
Права и обязанности несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Цели государственной политики в интересах детей. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ.
* эвристическая беседа
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*выполнение письменных и устных заданий
29
Практикум по теме «Правотворчество и правореализация»
1
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации (5 ч.)
30
Конституционное право РФ. Основы конституционного строя РФ.
1
Понятие и предмет конституционного права РФ. Методы правового регулирования конституционного права. Конституционное право как отрасль юридической науки. Верховенство Конституции в РФ. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Основы экономической, политической, социальной систем. Федеративное устройство
* вводная беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*карточки с заданиями
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
* просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
31
Система органов государственной власти РФ.
1
Понятие и признаки государственного органа. Органы государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное собрание РФ. Исполнительная власть. Судебная власть. Прокуратура РФ.
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*тестирование
32
Система конституционных прав и свобод в РФ. Гражданство РФ.
1
Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Понятие гражданства и его специфика. Приобретение и утрата гражданства. Многогражданство и безгражданство. Граждане иностранных государств.
* эвристическая беседа
*составление таблиц
*выполнение письменных и устных заданий
33
Избирательное право. Избирательный процесс.
1
Значение и разновидности выборов в РФ. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
* эвристическая беседа
*составление плана
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*рассказ по плану
34
Практикум по теме: «Основы конституционного права Российской Федерации»
1
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
11 класс
№ п/п
Название темы, поурочное планирование
Кол-во
часов
Основное содержание темы
Методы, приемы,
формы педагогического
взаимодействия
Формы контроля
уровня достижений
учащихся
Адаптация программы для учащихся с ОВЗ
Тема 1. Гражданское право (9 ч.)
1
Общие положения гражданского права.
1
Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права. Предмет и метод гражданского права. Функции, цели и принципы гражданского права. Гражданское законодательство.
*вводная беседа. *познавательные и проблемные задания
*тестирование
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
* просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
2
Гражданско-правовые отношения.
1
Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений. Виды гражданских правоотношений. Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
* письменный опрос
3
Субъекты гражданского права.
1
Понятие и виды субъектов гражданского права. Физические лица. Юридические лица. Публично-правовые образования.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем
*описание с элементами беседы
*карточки с заданиями
4
Предпринимательская деятельность и ее регламентация.
1
Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Правовые средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
*описание с элементами беседы
*проблемные и познавательные задания
*тестирование
5
Сделки в гражданском праве. Гражданско-правовой договор.
1
Понятие сделки. Виды сделок. Формы сделок. Условия действительности и недействительности сделок. Последствия недействительности сделок. Понятие и значение договора. Заключение и исполнение договора. Обеспечение исполнения договоров. Отдельные виды договоров.
* объяснение
*составление плана
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*карточки с заданиями
6
Наследование и его правовая регламентация.
1
Понятие наследования и наследуемого имущества. Наследодатель и наследник. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Принятие наследства и отказ от наследства. Наследование несовершеннолетними.
* эвристическая беседа
задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
7
Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве.
1
Формы и способы защиты имущественных и неимущественных прав. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Ответственность без учета вины.
*проблемные и познавательные задания
*работа в малых группах
*карточки с заданиями
8
Права и ответственность несовершеннолетних по гражданскому законодательству.
1
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Опека и попечительство. Недействительность сделок, совершенных несовершеннолетними. Обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетними. Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия.
* эвристическая беседа
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*тестирование
9
Практикум по теме «Гражданское право».
1
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 2. Семейное право (3ч.)
10
Семейное право как отрасль.
1
Особенности семейного права. Юридические понятия семьи и брака. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор.
* вводная беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*понятийный диктант
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
*просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
11
Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Правоотношения родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья.
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*Эссе
12
Практикум по теме «Семейное право»
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений (5 ч.)
13
Трудовые правоотношения.
1
Самостоятельный и наемный труд. Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
*вводная беседа
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*рассказ
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
*просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
14
Трудоустройство и занятость. Дисциплина труда.
1
Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Правила внутреннего распорядка. Поощрения за успехе в труде. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора.
* эвристическая беседа
*составление плана
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*рассказ по плану
15
Защита трудовых прав работников. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
1
Охрана труда. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*тестирование
16
Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству о труде.
1
Трудовой договор: общие положения. Заключение трудового договора. Рабочее время. Время отдыха. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Материальная ответственность несовершеннолетних. Гарантии при расторжении трудового договора с несовершеннолетними.
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*выполнение письменных заданий
17
Практикум по теме: «Правовое регулирование трудовых отношений».
1
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 4. Административное право(4 ч.)
18
Административные правоотношения.
1
Административно-правовые отношения. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
*вводная беседа
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*рассказ
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
* просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
19
Административно-правовой статус гражданина.
1
Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан.
* эвристическая беседа
*составление опорных схем
*тестирование
20
Административные правонарушения. Права и ответственность несовершеннолетних по административному законодательству.
1
Признаки административного правонарушения. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*карточки с заданиями
21
Практикум по теме «Административное право».
1
.
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 5. Уголовное право(5 ч.)
22
Уголовный закон.
1
Основные принципы применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени и пространстве.
* вводная беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*карточки с заданиями
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
* просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
23
Преступление.
1
Понятие и состав преступления.Формы вины. Основные стадии преступления.
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*тестирование
24
Наказание.
1
Цели наказания. Виды наказаний. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Освобождение от уголовной ответственности.
* эвристическая беседа
*составление таблиц
*выполнение письменных и устных заданий
25
Права и ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству.
1
Категории преступлений. Лица подлежащие уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступления против семьи и несовершеннолетних.
* эвристическая беседа
*составление плана
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*эссе
26
Практикум по теме «Уголовное право».
1
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 6. Экологическое и международное право(5 ч.)
27
Экологическое право.
1
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
* вводная беседа
*составление опорных схем
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*устный опрос
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
* просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
28
Международное право.
1
Понятие международного права. Особенности современного международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Акты международных конференций и организаций. Структура международного права.
*описание с элементами беседы
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*тестирование
29
Международное гуманитарное право.
1
Что такое международное гуманитарное право. Из истории возникновения международного гуманитарного права. Источники современного международного гуманитарного права.
* эвристическая беседа
*составление таблиц
*выполнение письменных и устных заданий
30
Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта.
1
Основные принципы международного гуманитарного права. Нормы международного гуманитарного права, направленные на защиту прав человека. Ограничение на введение военных действий. Нарушение международного гуманитарного права.
* эвристическая беседа
*составление таблиц
*выполнение письменных и устных заданий
31
Практикум по теме «Экологическое и международное право».
1
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*работа в малых группах
*решение правовых задач
*групповой проект
Тема 7. Процессуальное право(3 ч.)
32
Гражданский и арбитражный процесс. Конституционное судопроизводство.
1
Основные принципы гражданского и арбитражного судопроизводства. Участники процесса. Прохождение дела в суде. Исполнение и обжалование судебных решений. Компетенции конституционного суда.
*эвристическая беседа
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*тестирование
*составление учителем плана/наводящих вопросов
*использование опорных схем
*составление рассказов по опорному плану
*сокращение задания «подготовить рассказ»
*просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением
33
Уголовный процесс.
1
Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в судебном процессе.
*работа в малых группах
*проблемные и познавательные задания, их обсуждение
*выполнение письменных и устных заданий
34
Игра «Встать! Суд идет!».
1
*ролевая игра