Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа докторов природы» | Людмила Викторовна Коваленко. Работа №275733

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Людмила Викторовна Коваленко
Актуальность данной программы   состоит в том, что она  помогает школьнику сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся. Здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа докторов природы»

 

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе

Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании РФ»,

приказа

Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

(с изменениями и дополнениями);

- письма  Минобрнауки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Положения «О рабочей программе внеурочной деятельности МОУ СШ № 75»,

Основной образовательной программы НОО МОУ СШ № 75

Программа «Школа докторов природы» (4 класс) разработана на основе

письма

Минпросвещения

России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов вне-урочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;

письма

Роспотребнадзора

от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;

приказа

Минпросвещения

России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой

коронавирусной

инфекции на территории Российской Федерации»;

Методических рекомендаций

Минпросвещения

России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и

дополни- тельных

общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

П

рограмма

 составлена

 на основе  авторской  программы  Обуховой  Л.А.,

Ле

мяскиной

 Н.А.,  

Жиренко

О.Е. «

Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя).

Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает школьнику сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся. Здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Перспективность программы «Школа докторов природы» в том, что она способствует формированию у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Возрастная группа учащихся.

Данная программа предназначена для учащихся 4 класса (9-11 лет).

Продолжительность занятий – 40 минут.

Цели и задачи программы

Цели:

формировать

установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

развивать

навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

обучать

способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи программы:

1. Формирование:

представлений

о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других

психоактивных

веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков

конструктивного общения;

потребности

безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

 

формировать у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать

у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить

физическое и психическое саморазвитие;

научить

использовать полученные знания в повседневной жизни;

 

добиться

потребности выполнения элементарных правил

здоровьесбережения

.

Обучение:

осознанному  выбору

модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

правилам

личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

элементарным

навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям

сохранения зрения.

Раздел II. Планируемые результаты

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию, 

- сформированность мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,

- социальные компетентности, личностные качества; 

- сформированность  основ российской, гражданской идентичности.

У ученика могут быть сформированы:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты

       - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

      Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа докторов природы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

Определять и формулировать

 цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать

 последовательность действий на уроке.

Учить 

высказывать

 своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить 

работать 

по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками 

давать

 эмоциональную 

оценку

 деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: 

ориентироваться

 в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: 

находить ответы

 на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: 

делать

 выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

        Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать 

и

 понимать

 речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

      ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

осознание  обучающимися

необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная

адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

       Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

                                   

Раздел III. Содержание курса

Основное содержание (по

 

Характеристика основных видов учебной

темам или разделам)

 

 

деятельности

 

4 класс

Наше здоровье (4 ч.)

Что такое здоровье.

Меры предосторожности и профилактика

коронавируса

Чувства и поступки. Стресс.

Беседа о путях заражения, симптоматике заболевания и профилактических мерах по недопущению распространения заболевания, сохранения здоровья. . Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»

 

Как помочь сохранить себе здоровье(3ч) 

Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

 

Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя». Чтение  и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»

 

 

Что зависит от моего решения(2ч) 

Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение

Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»

Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».

 

Злой волшебник – табак(1ч)  Что мы знаем о курении

 

Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.

 

Почему некоторые привычки называются вредными(5ч)  Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

 

Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».

Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».

Игра «Зеркало и обезьяна».. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.

Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.

 

Помоги себе сам(1ч) 

Волевое поведение.

 

Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.

 

Злой волшебник – алкоголь(3ч) 

Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор                                                                                                                                         

Встреча с медработником. Коллективное рисование. Оздоровительные минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!

Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Это полезно помнить! Психологический тренинг.

Беседа по теме. Игра «Список проблем». Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.

 

 Злой волшебник – наркотик(2ч) 

Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

 

Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».

Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.

 

Мы – одна семья(2ч)  Мальчишки и девчонки. Моя семья.

 

Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.

Повторение (11ч)

Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.

 

Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».

Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.

 Открытие праздника. Игры и соревнования.

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.

Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».

Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».

Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.

порядок (продолжение путешествия).)

Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.

Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.

Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

                                                           

                                                         

Раздел IV. Основные формы организации занятий

1. Путешествие.

2. Викторина.

3. Экскурсия.

4. Устный журнал.

5. Беседа.

6. КВН

7. Проектная деятельность

 

Раздел V. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов

Общее количество часов на

изучение раздела (тем)

1

Наше здоровье.

4

2

Как помочь сохранить здоровье.

3

3

Что зависит от моего решения.

2

4

Злой волшебник – табак.

1

5

Почему некоторые привычки называются вредными.

5

6

Помоги себе сам.

1

7

Злой волшебник – алкоголь.

3

8

Злой волшебник – наркотик.

2

9

Мы – одна семья.

2

10

Повторение.

11

Раздел VI. Календарно – тематическое планирование

Тема по программе.

Тема и номер урока.

Всего

План

Факт

Наше здоровье.

№ 1. Что такое здоровье

 

4 ч.

 

 

 

 

 

 

2. Меры предосторожности и профилактика коронавируса.

 

 

 

 

№ 3. Что такое эмоции?

 

 

 

 

№ 4. Стресс

 

 

 

Как помочь сохранить здоровье.

№ 5. Учимся думать и действовать.

3 ч.

 

 

 

№ 6. Учимся находить причину и последствия событий.

 

 

 

 

№ 7. Умей выбирать.

 

 

 

Что зависит от моего решения

№ 8. Принимаю решение.

2 ч.

 

 

 

№ 9. Я отвечаю за своё решение

 

 

 

Злой волшебник – табак

№ 10. Что мы знаем о курении

 

1 ч.

 

 

Почему некоторые привычки называются вредными(5ч) .

№ 11. Зависимость.

5 ч.

 

 

 

№ 12. Умей сказать НЕТ.

 

 

 

 

№ 13. Как сказать НЕТ

 

 

 

 

№ 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.

 

 

 

 

№ 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

 

 

 

Помоги себе сам.

№ 16. Волевое поведение.

1 ч.

 

 

Злой волшебник – алкоголь.

№ 17. Алкоголь.

3 ч.

 

 

 

№ 18. Алкоголь – ошибка.

 

 

 

 

№ 19. .Алкоголь – сделай выбор                    

 

 

 

   Злой волшебник – наркотик

 

№ 20. Наркотик.

2 ч.

 

 

 

№ 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

 

 

 

 

Мы – одна семья.

№ 22. Мальчишки и девчонки.

2 ч.

 

 

 

№ 23. Моя семья.

 

 

 

 

Повторение(11ч)

 

 

№ 24. Дружба.

11 ч.

 

 

 

№ 25. День здоровья.

 

 

 

 

№ 26. Умеем ли мы правильно питаться.

 

 

 

 

№ 27.Я выбираю кашу.

 

 

 

 

№ 28 Чистота и здоровье.

 

 

 

 

№ 29. Откуда берутся грязнули.

 

 

 

 

№ 30. Чистота и порядок.

 

 

 

 

№ 31. Будем делать хорошо и не будем плохо

 

 

 

 

№ 32. КВН «Наше здоровье».

 

 

 

 

№ 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу

 

 

 

 

№ 34. Будьте здоровы. Проект.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Учебно-методические средства обучения.

1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

2.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

5.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

6.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

7 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

8. Гостюшин А.В. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

15. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980

22 Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.

 

Технические средства обучения

Мультимедийные проектор

Экспозиционный экран

Компьютер.

Сканер.

Принтер

 

 

Интернет-ресурсы

1.http://www.labirint.ru – книги для детского чтения

2. http://www.odinklik.ru/site.aspx?site=vladimir_suteev

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://www.planetaskazok.ru/drzarubskaz -произведения для детского чтения

7. http://detochki-doma.ru/skazki-sovetskih-i-russkih-pisateley/

8.Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

День и время проведения:

 

Список участников:

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×