Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название статьи:

Разработка урока по физике "Простые механизмы"

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок для 7 класса. Тема изучается в раделе "Работа. Мощность. Энергия". В содержании урока описыватся различные простые механизы. Их описание, особенности, предназначение. На уроке дети изучат: винт, клин, блок, наклонная плоскость и другие механизмы. Также рассматривается подробно такой механизм, как рычаг. Научаться различать рычаги первого и второго рода, применение рычага, особеннсти рычага. В конце урока прелагается ответить на вопросы: 1. Для чего же служат простые механизмы? (для преобразования силы)

 

2. Какие существую виды простых механизмов? (рычаг – блок, ворот, наклонная плоскость – клин, винт)

 

3. Каково устройство рычага? (точка опоры, силы, плечи сил)

4. Когда рычаг находится в равновесии?

Технологическая карта

1. Ф.И.О. учителя: __________Митрофанова Е.Г._____________________________________________________________________

2. Класс: ________7_______ Дата: ______________Предмет___физика___ № урока по расписанию: _________________________

3. Тема урока:___ Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

5. Цель урока: объяснить назначение простых механизмов, дать понятие выигрыша в силе, установить условие равновесия рычага.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

 

 

 

 

Предметные

УУД

Организационный момент

 Приветствует учеников, отмечает отсутствующих

 Приветствуют учителя

 

 

 коммуникативные

Повторение

Задает вопросы по предыдущему материалу

Отвечают на вопросы

 

Решение экзаменнационных задач на тему мощность, работа

 

 

Изучение нового материала

Ставит проблемные вопросы

 

Объясняет новый материал

 

 

 Высказывают свое мнение

 

Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают основные понятия в тетрадь

 

Делают выводы на основе опытов

1. Многие полагают, чтобы найти что-нибудь необыкновенное, надо отправиться очень далеко, лучше всего в космос. В обыденной жизни вокруг нас всё хорошо известно, и ничего интересного нет. Какое заблуждение! Мы окружены загадочными явлениями, но не задумываемся над ними, потому что они привычны. Мы пользуемся многими предметами, даже не задумываясь об их сущности.

Давайте разгадаем загадки и узнаем, что это за предметы. <слайд № 2>

На слайде загадки находятся за картинками с ответами.

2. Великий путешественник, наш современник, Тур Хейердал, посетив остров Пасхи в Тихом океане, с изумлением обнаружил, что когда-то жители этого благодатнейшего острова с обилием тепла и пищи занимались престранным делом: вытёсывали огромных каменных истуканов и ставили их вертикально по всему острову. Всего этих истуканов было 600. Высота каждого из них 22 метра, а вес 1 млн. тонн. Особенно Хейердала поразила трёхтонная шляпа на одном из них. Как людям древности удавалось это сделать? <слайд № 3>

Я думаю, что вы тоже знаете знаменитые великие сооружения древности, которые были построены без современной техники. Какие? Конечно же, это знаменитые египетские пирамиды. Три тысячи лет назад в Древнем Египте передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты. Как это происходило?

На некоторые из этих вопросов мы сможем ответить уже сегодня в конце урока.

3. Когда-то Архимед воскликнул: “Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю”. Я же прошу вашего внимания, и, очень надеюсь, что вы поймёте, как Архимед хотел это сделать.

Человек – существо разумное. Именно разум всегда давал ему возможность создавать приспособления, делавшие его сильнее или быстрее зверя, жить в условиях, в которых он без этих вещей не мог бы выжить. Эти приспособления служили для преобразования силы, то есть с их помощью можно было получить выигрыш в силе.

Может быть, вы сами можете привести примеры простых механизмов?

Что такое простые механизмы, и какие разновидности их существуют? <слайды № 4 – 6>

Простые механизмы – это приспособления, служащие для преобразования силы.

В подавляющем большинстве случаев простые механизмы используются, чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить силу, действующую на тело в несколько раз.

Хорошо знаком вам из собственного опыта и такой простой механизм, как наклонная плоскость и его разновидности: клин и винт. Топор представляет собой, например, совокупность двух простых механизмов: рычага и клина.

4. Используя палку, и прикладывая к ней силу, меньшую, чем вес камня, мы получаем силу в несколько раз больше приложенной. Таким образом, мы используем простой механизм. В данном случае – рычаг.

Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

<слайд № 7>

Чем он характеризуется?

Точка опоры. Это единственная неподвижная точка на рычаге. Ось, которая проходит через точку опоры, называется осью вращения.

Точка приложения сил.

Плечи сил.

Плечо силы – это перпендикуляр, проведённый из точки опоры на линию действия силы. <слайд № 8>

Давайте рассмотрим рисунки и определим плечи приложенных сил. <слайд № 9>

Учащиеся по вариантам перерисовывают рисунки в тетрадь и изображают плечи сил, затем проверяем по слайду № 9 на экране. ( В начале слайда – только задание и рычаги, ответы по клику мышкой)

5. Исследовательская работа “Установление условия равновесия рычага” <слайд № 10>

Что может происходить с рычагом под действием сил?

а) вращаться по или против часовой стрелки;

б) находиться в равновесии.

Сейчас мы с вами выясним, при каком условии рычаг будет находиться в равновесии (по ходу выполнения задания заполняется таблица).

По рисункам на экране определяем численное значение сил и плеч, устанавливаем соответствие между ними. <слайд № 11>

Обратите внимание: мы с помощью меньшей силы можем уравновесить большую, то есть получить выигрыш в силе.

Как называется такая зависимость в математике?

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.

Вывод: с помощью меньшей силы можно уравновесить большую. Во сколько раз одна сила больше другой, во столько же раз плечо меньшей силы должно быть больше плеча большей.

Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

Исходя из условия равновесия рычага, объясните, почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удалённому от оси вращения двери? Ведь дверь – это рычаг. Давайте рассмотрим, где у двери ось вращения? (Увеличивая плечо силы, уменьшаем силу воздействия на дверь)

Куда должен на качелях сесть взрослый, чтобы уравновесить ребёнка?

Почему ножницы по металлу имеют длинные ручки?

 

Простые механизмы

Рычаг

Условие равновесия рычагов

 

 Познавательные

регулятивные

Закрепление нового материала

 Предлагает ответить на вопросы

 

Отвечают на вопросы

 

Итак, мы с вами изучили лишь один из простых механизмов – рычаг. Но он обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах – скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев.

Давайте рассмотрим рычаги первого и второго рода. Род рычага зависит от расположения оси вращения. В зависимости от этого такие рычаги могут давать выигрыш либо в силе, либо в расстоянии.

<слайды № 12 – 15>

Человек – часть природы, а это значит, что наш организм устроен по законам физики. В нашем теле то же есть “рычаг силы” и “рычаг равновесия”.

1. Для чего же служат простые механизмы? (для преобразования силы)

2. Какие существую виды простых механизмов? (рычаг – блок, ворот, наклонная плоскость – клин, винт)

3. Каково устройство рычага? (точка опоры, силы, плечи сил)

4. Когда рычаг находится в равновесии?

 

 регулятивные познавательные

Рефлексия

Задает вопросы 

Подводит итоги

Выставляет оценки за урок

 Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Что мы сегодня изучали на уроке?

Сегодня на уроке я научился…

Мои достижения на уроке…

Поделимся впечатлением о нашем уроке

 

Личностные

Коммуникативные

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×