Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов» | Ирина Вячеславовна Полященко. Работа №267347

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ирина Вячеславовна Полященко
  Решать  задачи  физического развития  дошкольников в системе работы ДОУ призваны  физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены  на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Реализацию этих технологий  на практике  осуществляют не только  инструкторы по физической культуре но и  воспитатели  ДОУ через специально организованне  формы оздоровительной работы и  в разных формах организации педагогического процесса.

«Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов»

Что такое физические качества и способности ребенка? Это такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, прежде всего состояние морфофункционального развития: конституция организма и его физиологические функции . К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. 
У детей дошкольного возраста педагогам нужно сосредоточить внимание на развитии таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила и выносливость. В ФГОС прописано: «Содержание образовательной области  «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: 
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); 
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); 
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима дошкольников. Она направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводя утреннюю гимнастику ежедневно, в спортивном зале, на улице или в групповой комнате мы вырабатываем у детей полезную привычку начинать день с пользой
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12 мин. Она может проводиться с музыкальным сопровождением и без него. Если утренняя гимнастика проводится воспитателем в группе, то можно воспользоваться видеозарядками, которые в большом разнообразии можно найти в интернете. Как показывает практика – нет такого ребенка, который отказался бы позаниматься с веселым мультяшным героем.
Утренняя гимнастика имеет много разных вариантов:
Утренняя гимнастика игрового характера состоит из 2-3 подвижных игр или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия. 
Упражнения на полосе препятствий - детям предлагают упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий. 
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки проводится на воздухе в течении 5-7 мин. Это непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. 
Если в группе имеется набор каких либо тренажеров простейшего типа, то можно провести комплекс упражнений с ними (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск "Здоровье"). 
Комплекс музыкально-ритмических упражнений состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях. 
Комплекс утренней гимнастики следует повторяется в течение двух недель.

Физкультминутка   - это обязательная часть игровой образовательной ситуации, призванная снять признаки утомляемости у детей, с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. Это набор общеразвивающих упражнений   ( упражнения для рук, наклоны , приседания, прыжки, подскоки, ходьба.) с текстовым сопровождением , или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. 

Двигательная разминка проводится  во  время большого перерыва между игровыми образовательными ситуациями. Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин.  для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.
Подвижные игры. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные, к спортивным (элементы спортивных игр) - волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Подвижные игры проводятся ежедневно и во всех возрастных группах.
Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Активное участие в развлечениях не только разнообразит летние прогулки, но и обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность совершенствовать двигательные навыки и умения, приобретать новые. 
Игры-забавы - это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки). 
в своей работе педагог может следующие виды летних игр-забав: кросс с мячом ,
соревнования - поединки гры на асфальте (классики, пятнашки), игры с песком и водой, игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы), народные игры, игры с метанием дисков, колец, различные игры с мячом, веревочками, резинками и прыжками и т.п. Здесь у воспитателя широкое поле для фантазии.
Гимнастика после дневного сна поднимает настроение и мышечный тонус удетей, а также является профилактикой нарушений осанки и стопы. Существуют различныевиды «гимнастики пробуждения», которые носят вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7-15 минут). 
- Гимнастика игрового характера состоит из 2-3 упражнений типа "Потягушки", "Винтики", "Спортсмены". 
- Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений в различных положениях: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег - выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. 
- Пробежки по массажным дорожкам осуществляется ежедневно. Дети занимаются в одних трусах и босиком. После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным закаливающим процедурам (обливание ног от 36 градусов, затем 18-19 градусов; для ослабленных 36-28-36 градусов), обтирание влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем). 

Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур и соблюдением принципов закаливания : постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывания, ножные ванны, обтирания или обливания до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне или открытом водоёме). 
Температура воды должна быть 28-36Сº, тогда вода не вызывает большого напряжения механизмов терморегуляции.

Самостоятельная двигательная деятельность детей занимает значительное место в режиме дня детей старшего дошкольного возраста. Правильное руководство самостоятельной деятельностью в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка. Такая деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей. 
Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Она очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т.д. 
При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисовано или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи). Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.

Конечно же, никакая работа не может быть успешной без взаимодействия с родителями. Просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности в

вопросах развития двигательных способностей детей дошкольного возраста

может осуществляться в разнообразных формах. Это может быть информация в родительских уголках, папки передвижки, книжные выставки; различные консультации, устные журналы; совместные спортивные развлечения, досуги и праздники. Одним из видов такого взаимодействия может служить сайт образовательного учреждения. Наличие сайта расширяет возможности и педагогов и родителей, способно повысить эффективность социального взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников в вопросах физического развития.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×