Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Низамутдинова Гульсина Габдулкадировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

       В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики и сенсорики.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма, и формируется художественный вкус

 

Хотелось бы остановиться на каждом возрастном  этапе  поподробнее, итак

1-2 года

Возраст 1-2 года – один из важнейших этапов развития.

В этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Ведь мозговые центры, отвечающие за речевые и двигательные навыки, расположены рядом. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

При правильном сенсорном развитии в этом возрасте  ребенок сможет:

  • нанизывать на стержень пирамидки в 4-5 колец (от большого к маленькому);
  • соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с отверстиями подобной формы.
  • Игры: «Подбери по цвету», «Прокати шарик»

2 – 3 года

важный и сложный период в развитии ребенка. Развитие мелкой моторики остается наиболее важной задачей. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него использования точных, скоординированных движений его пальчиков. Это связано с тем, что малыш учится выполнять множество ранее не доступных ему действий: одеваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Поэтому в возрасте 2 - 3 года сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах разных предметов. Накапливая знания об их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве, ребенок получает не только полезные навыки, но и бесценные знания об окружающем мире. Так сенсорное развитие становится основой развития интеллекта.

При правильном сенсорном развитии в этом возрасте ребенок сможет:

  • выполнять руками самые разнообразные действия (открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать и разбирать на части и т.д.);
  • подбирать предметы по форме, цвету, размеру.
  • знать и правильно использовать разнообразные строительные детали (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр и др.);
  • подбирать для этих игр дополнительные сюжетные игрушки в соответствии с размерами построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д.);
  • обращаться с самыми простыми пластмассовыми и мягкими конструкторами.

3 – 4 года период очень сложный и интересный

Мелкая моторика рук остается одним из важнейших направлений в развитии малыша. Она активно воздействует на такие свойства сознания, как внимание, мышление, координация движений, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В возрасте 3 - 4 лет ведущая задача в сенсорном воспитании детей - закрепить знания об общепринятых сенсорных эталонах (цвет, форма, размер) и научиться точным и скоординированным движениям.

При правильном сенсорном развитии   ребенок сможет:

  • распределять самые разные предметы по группам на основании их сенсорного изучения и по образцу сенсорного эталона (цвет, форма, размер и т.д.);
  • строить логические цепочки предметов от большего к меньшему и наоборот, от короткого до самого длинного и т.д.

В возрасте 3 - 4 лет   ребенок готов в полной мере знакомиться с миром конструкторов и мозаики.  В процессе игры с конструкторами у ребенка совершенствуются конструктивные умения. Кроме этого работа с небольшими деталями благотворно влияет на мелкую моторику и координацию, сборка различных деталей в единое целое развивает у детей пространственное мышление, креативность, фантазию, воображение. А также завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам, задания на развитие мускулатуры пальцев рук: подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на шнурок по величине и цвету.

4 – 5 лет

Возраст 4 - 5 лет - наиболее важный этап в формировании систематических знаний. 

В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать связь «глаз-рука». Сенсомоторное воспитание в этот период подразумевает совершенствование органов чувств, восприятия, систематизацию представлений об окружающем мире. 

В средним возрасте идёт усложнение, добавляются игры с крупами, пуговицами, цветными скрепками, счетными палочками, семенами, закручивание и раскручивание крышек по цвету,  аппликация из мелко нарезанных ниток,  сминание бумаги в мелкие комочки, раскрашивание.  Используется пальчиковая гимнастика сопровождающаяся песенками, потешками, стишками. Широко используется экспериментальная деятельность: переливание воды разными способами: с помощью ложки, губки.   Игры с песком сырым и сухим. Аппликация из мелко оборванной бумаги.     

 Ребенок может:

  • соотносить и подбирать предметы по форме, цвету, размеру;
  •   работать обеими руками несинхронно;
  • укрепить пальцы и всю кисть руки, что очень важно для последующего формирования навыка письма;
  • выполнять сложносогласованные движения - попадать в цель, набрасывать и т.д.

Старший дошкольный возраст

5 – 7 лет

В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать умение играть, придумывая, обсуждая и соблюдая правила. Кроме того, это отличный способ для развития творческих способностей ребенка. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).

Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

Теневой, пальчиковый театр.

Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой»и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).

Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами, смешивание просеивание и разбор круп, игры с водой и песком, игры с прищепками, массаж кистей рук, работа на магнитных досках с буквами и цифрами, тестопластика.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

В этом возрасте:

  • У ребёнка развит сенсомоторный интеллект, он умеет выполнять сложносогласованные движения, устанавливать равновесие;
  • Укрепляются  пальцы и   кисть руки;

 

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×