Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей на уроках чтения | Капитонова Юлия Геннадиевна. Работа №252472

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Капитонова Юлия Геннадиевна
Приемы развития творческих способностей.

РАВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА РОДНОМ (УДМУРТСКОМ) ЯЗЫКЕ

Ю.Г. Капитонова

МБОУ «Лельвижская средняя школа»

 

Актуальность исследования определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточно умелым использованием на уроках литературного чтения различных приемов, направленных на развитие творческих способностей.

Литературное чтение на родном (удмуртском) языке – один из основных предметов в обучении и литературном образовании младших школьников в национальной школе (в школе с изучением удмуртского языка). Ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования является раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)». В нём названы такие приёмы интерпретации текста в творческой деятельности младших школьников, которые обобщенно можно представить в виде трех групп: приёмы драматизации, приёмы творческого пересказа, приёмы иллюстрирования.

В результате анализа учебника по литературному чтению на удмуртском языке можно сделать вывод о разнообразии творческих работ. В связи с этим проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: от чего зависит выбор вида творческой работы на уроках литературного чтения.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения на родном (удмуртском) языке.

Предмет исследования: виды творческих работ и методика их организации на уроке литературного чтения на родном (удмуртском) языке.

Цель исследования: разработка комплекса творческих работ для уроков литературного чтения на родном (удмуртском) языке во 2 классе и экспериментально проверить его эффективность.

Гипотеза исследования: уровень сформированности предметных умений младших школьников по литературному чтению на родном (удмуртском) языке повысится, если

-выбор творческой работы для урока осуществлять с учетом родо жанровой специфики художественного произведения;

-систематически включать творческие работы в уроки литературного чтения на родном (удмуртском) языке.

Задачи исследования:

Изучить содержание учебника и программы по

литературному чтению на

родном (

удмуртском) языке, выявить и систематизировать творческие работы, предлагаемые авторами;

В

ыявить особенности методики проведения разных видов творческих работ на уроке литературного чтения

родном (

удмуртском) языке

и

разработать уроки;

Провести

опытно-экспериментальную

работу во 2классе и обобщить ее.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; опытно-экспериментальная работа.

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

В методической науке выделяется следующая классификация видов творческих работ на основе прочитанного (О.В. Кубасова, Л.Д. Мали):

Творческий пересказ

.

Идея творческого пересказа заключается в создании нового на основе оригинального произведения: изменив какое-либо событие, изложенное в прочитанном, или рассказав историю от лица одного из героев, продолжить рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или,

наоборот, в прошлом и т.д.

Иллюстрирование: а) словесное рисование, б) графическое и

в) музыкальное иллюстрирование. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности.

Драматизация во всех ее формах: а) чтение по ролям, б) пантомима, в) постановка живых картин, г)

инсценирование

произведения, д) собственно драматизация.

Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоци

ональный фон занятия.

Создание собственного текста на основе прочитанного (по аналогии).

Создание собственных высказываний (реалистических и фантастических историй, нелепиц и небылиц,

загадок).

Творческая деятельность на уроках литературного чтения на удмуртском языке организуется благодаря использованию разнообразных творческих работ. Творческие работы на уроках чтения – это в основном устные (или письменные) словесные высказывания. Конечный результат творческой работы: рассказ, словесная иллюстрация, сценка – становится своеобразным показателем уровня речевого развития школьника, степени сформированности основных умений в области оформления связного высказывания.

Необходимым изначальным этапом процесса выполнения творческой работы является особая подготовительная работа, в ходе которой происходит знакомство с текстом произведения, осмысление творческой задачи, выбор из текста того материала, который необходим для ее решения, обдумывание содержания этого материала, его редактирование (если необходимо) с точки зрения творческого замысла.

Следующим этапом процесса выполнения творческой работы учащимися будет представление, воссоздание в воображении прочитанного, творческое переосмысление его, оформление в виде мысленного «плана», «проекта» новой художественной формы: иллюстрации, сцены, импровизации и др.

Следующим этапом процесса выполнения творческой работы будет словесное оформление возникшего представления.

На следующем, четвертом, этапе происходит окончательная доработка проекта, в ряде случаев исполнение работы: «рисование» картин красками, маслом, карандашом, исполнение музыкального произведения, разыгрывание сценки или целого спектакля.

Опытно-экспериментальная работа по организации творческих работ на уроке литературного чтения на родном (удмуртском) языке

В опытно-экспериментальной работе приняло участие 11 учеников 2 класса. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностическая работа, целью которой являлось узнать уровень предметных умений в разделе «Творческая деятельность» обучающихся данного класса.

Диагностическая работа № 1

Умение придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными

произведениями.

Задание: Прочитай рассказ и придумай свою историю про зайца.

Умение: читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных

средств.

Задание: Прочитай выразительно стихотворение. Подчеркни прямой линией в стихотворении слова, которое нужно выделить голосом. Наклонной линией отметь паузы.

3.Умение инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

Задание: Прочитай и определи, сколько человек понадобится для инсценировки произведения? Напиши каждому персонажу, каким голосом необходимо произнести его речь.

4.Умение составлять тексты разных жанров.

Задание: Закончи текст.

5. Умения писать отзыв на книгу.

Задание: Напишите отзыв к стихотворению.

Диагностика для выявления творческих способностей показала, что большинство детей неправильно ответили на задания. Некоторые учащиеся вообще не имели четкого представления о символических обозначениях эмоциональных состояний и отношений и не могли выразить свое отношение к ним.

На формирующем этапе с учащимися были проведены: иллюстрирование, составление собственного рассказа, выразительное чтение, чтение по ролям, словесное рисование, театрализация.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностическая работа. Выполняли диагностическую работу те же обучающиеся. Повторное проведение данной диагностики позволило нам выяснить, что уровень сформированности предметных умений повысился.

Таким образом, применение творческих работ на уроках литературного чтения привело к таким результатам:

1.У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера;

2.Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности;

3. Научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста.

Литература

Кряжева

Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Яро

славль: Академия развития, 1997

205

с.

Винокурова

Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 1999

144

с.

Новолодская

Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации

здравотворческого

подхода к образованию / Начальная школа. - М., 2008 - № 5 – 43 с.

Иванова Т.С.,

Тимирзянова

И.Ф. Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на удмуртском языке» для уровня начального общего образования. Ижевск: Удмуртия, 2011.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×