Семинар для родителей "Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании"

Автор: Галушкина Светлана Александровна

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 

«Детский сад № 68»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар для родителей

 

«Использование нетрадиционных

 

методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Подготовила: старший

 

                                                                           воспитатель Галушкина С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск- 2016

 

 

 

 

 

На данном семинаре рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей раннего возраста в семейном воспитании. Предложено несколько нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для проведения их в домашних условий в совместной деятельности родителей с ребенком.

 

 

 

Задачи:

 

·        создание творческого союза матери (отца) и ребенка на ранних этапах детского творческого развития;

 

·        предоставить родителям уникальную возможность узнать, как ребенок видит мир, посмотреть его рисунки, поучаствовать в совместном творчестве;

 

·        научить родителей вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон;

 

·        привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу;

 

·        развивать у детей мелкую моторику пальцев рук на занятиях по изобразительной деятельности и дома;

 

·        создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности;

 

 

 

Ход семинара

 

1 часть: Теоретическая. «Развитие творческих способностей детей раннего возраста в изобразительной деятельности».

 

Привить ребенку любовь к рисованию - значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что это занятие поможет навсегда решить проблему свободного времени, разовьет память, наблюдательность и фантазию.

 

Обучать детей рисованию можно сразу после 1-го года и даже раньше.

 

У детей первых лет жизни активно работает правое полушарие мозга, левое же только начинает включаться в работу. А правое полушарие больше художественное, чем «логическое». Кроме того, и это очень важно, дети еще не настолько хорошо владеют речью, чтобы выразить свои чувства, переживания, страхи и отношение к окружающему миру. В этом им и помогает рисунок.

 

1-3 года ЯРКИЙ ДЕБЮТ.

 

Дети довольно рано осваивают карандаши, ручки, фломастеры. Годовалые малыши азартно чертят, чиркают, «калякают» на всем, что подвернется им под руку. Открыв тайну «волшебных палочек», которые оставляют разноцветные линии, дети начинают испытывать их возможности всеми доступными способами. Это важный предварительный этап, репетиция. Трудность настоящего периода детского творчества для родителей заключается в том, что маленькие художники пока еще не знают ограничений. Их цветные каракули можно увидеть где угодно: на одежде, на стенах, скатерти, в тетрадях старших братьев и сестер.

 

Именно поэтому мамам и папам нужно запастись терпением. Любые ограничения, которые устанавливают взрослые, зачастую воспринимаются детьми как запрет: «нельзя рисовать на стене» они понимают как «нельзя рисовать». Поэтому на первых домашних уроках маленький художник должен усвоить правило: рисовать на бумаге гораздо интереснее, чем на чем-либо еще. Со временем вы можете предложить ему и другие материалы холст, картон, керамику), но для начала большой белый лист - идеальный плацдарм для экспериментов. Не обязательно следить за тем, чтобы ребенком в этом возрасте было достигнуто точное сходство с реальными предметами. 1-3-летний малыш только знакомится с цветами и красками, и задача взрослых - показать ему их разнообразные возможности: карандаш и кисть могут рисовать прямую линию, а могут оставлять плавные волны, острые молнии, кудрявые загогулины. Яркие цветовые пятна, которые делает кисточка, сами по себе красивы. Если какие-то из них напоминают вам животное или еще что-то, можно показать ребенку чудесное превращение желтого пятна в цыпленка, зеленого в крону дерева, голубого – в тучу, из которой накрапывает дождь.

 

И Д Е Я: Чтобы не ограничивать творчество настоящего живописца рамками форматного листа, расстелите на полу большой лист бумаги (можно использовать также чистую сторону старых плакатов, обоев и календарей), по которому можно ползать и рисовать каракули любого размера.

 

Для экспериментов с красками могут пригодиться самые неожиданные вещи: катушки от ниток, ластики, пробки - (их можно использовать в качестве печатей), кусочки поролона, старые зубные щетки, перышки.

 

Для совместных занятий матери и ребенка необходимо наличие хорошо оборудованной комнаты, где имеется не только умывальник, но и душ. Кисть ребенку дается после года. С этого времени, чем больше ребенок будет работать с кистью, восковыми мелками и фломастерами, тем лучше его рука будет подготовлена к письму. Все работы следует складывать в отдельные папки, что позволит в дальнейшем исследовать динамику творческого развития детей.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ: До начала занятий желательно дать возможность детям проявить себя творчески. Если ребенок никогда не рисовал красками, ему потребуется время (3-4 занятия), чтобы понять, как это делать, научиться самостоятельно выбирать цвет, рисовать можно кистью, а еще лучше - пальцами, если малыш этого хочет.

 

Необходимо постоянно обращать внимание детей на цвет, форму, размеры изображаемых предметов.

 

Занятие хорошо проводить под тихую спокойную музыку (лучше классическую).

 

Водой желательно не пользоваться. Лучше иметь кисти в количестве, соответствующем числу используемых в работе красок.

 

Необходимо выработать у ребенка уважение к своим работам. Для этого можно организовать выставку рисунков.

 

Последнее и самое главное - чаще хвалите малыша!

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

 

ü фартук или спецодежда для проведения занятий (старая мужская рубашка, отрезать манжеты и вставить резинку);

 

ü восковые мелки;

 

ü цветные толстые карандаши для маленьких детей, их диаметр примерно в 2 раза больше, чем у обычных карандашей.

 

ü бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон;

 

ü клеящий карандаш;

 

ü трафареты различных фигур геометрических форм для подготовки материала к аппликации;

 

ü ватман для занятий по живописи;

 

ü гуашь 6 цветов (детская, нетоксичная);

 

ü кисти - щетина № 16, 24, 20. (сверху на кисть для безопасности можно надеть соску).

 

О ЧЕМ НАДО ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ: Не думайте, что, придя в детский сад, ребенок сразу научится рисовать красивые пейзажи, особенно касается это ваших детей, то есть период от 2 до 3 лет. В данном возрасте на занятиях по изобразительной деятельности у детей формируем представление о том, что карандашами, красками рисуют, а из пластилина можно лепить. Учим рисовать детей разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные). Учим правильно держать кисть за железным наконечником - тремя пальцами. Набирать на кисть краску, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску о край баночки.

 

Формируем правильную позу при рисовании (не наклоняться над листом слишком низко).

 

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ЖДЕТ ПОХВАЛЫ: Хвалите юного Репина за усердие, а не за гениальность исполнения рисунка, чтобы у него не сложилось превратное отношение к работам других детей из-за завышенной самооценки.

 

НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ РИСОВАНИЯ КУЛЬТА: Ребенок не должен просиживать за мольбертом все свободное время, даже если он обладает незаурядными способностями. Чередуйте рисование с подвижными играми на свежем воздухе и другими, не менее интересными занятиями.

 

НЕ ПЕРЕБОРЩИТЕ С КРИТИКОЙ: Если уж мастистые художники болезненно относятся к неудачам, то что говорить о детях. Критикуя, постарайтесь не задеть самолюбия начинающего художника. А лучше ни в коем случае не сравнивайте работу своего ребенка с тем, что нарисовали другие дети. Тем самым вы незаслуженно травмируете личность малыша, создадите ситуацию неуспеха.

 

СОЗДАВАЙТЕ УСЛОВИЯ: Если ребенок захочет посещать художественную студию или поступить в специальное училище, обеспечьте его хорошими рабочими материалами, специальными книгами и пособиями.

 

А САМОЕ ГЛАВНОЕ, РИСУЯ С ДЕТЬМИ, ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА: РИСУЙТЕ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ!

 

Рисуйте то, что умеет ребенок, что не требует пока специальных навыков. Двигайтесь от простого к сложному, не перегружайте рисунок лишними деталями.

 

ГДЕ И ЧЕМ МОЖНО РИСОВАТЬ?

 

- Во время прогулок не упускайте возможность использовать любую ровную и чистую поверхность. Зимой рисуйте палочкой на снегу, летом - на мокром песке, асфальте.

 

РИСОВАТЬ МОЖНО:

 

ü на мятой бумаге и мятой бумагой;

 

ü ладошкой;

 

ü пальчиками;

 

ü свечой;

 

ü пластилином;

 

ü выдувать трубочкой;

 

ü ушными палочками;

 

ü щетинистой кистью;

 

ü тонкой острой палочкой (графика);

 

ü и даже скотчем.

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ У ВАС, РОДИТЕЛЕЙ, БЫЛО ОГРОМНОЕ ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ!

 

 

 

2 часть: Практическая с родителями.

 

Рассказать родителям, какие навыки и умения получают дети раннего возраста на занятиях по изобразительной деятельности, какие из этих навыков родители могут закреплять с детьми дома (умение держать кисть, ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, использовать умение рисовать свечой, пальчиками).

 

Задание 1 «Волшебный рисунок» (рисование свечой). Родителям предлагается лист бумаги и свеча. Сначала они наносят линии или изображение предмета, затем с помощью акварели покрывают лист краской.

 

Задание 2 «Рисование тычком» (рисование иголок у ежа). Родителям предлагается контур ежа с нарисованной мордочкой, но без иголок. С помощью тычка (или ватной палочки, или кусочка поролона, прикрепленного к деревянной палочке) родители наносят черно-серые пятна на тело ежика, изображая иголки.

 

 

 

3 часть: Практическая родители и детьми.

 

Знакомясь с нетрадиционными техниками рисования, малыши совместно с родителями экспериментируют. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, взрослые и дети создают ситуацию свободного выбора так необходимую в творческой деятельности.

 

Воспитатель предлагает малышам отправиться в путешествие по временам года. Первая остановка – лето.

 

Задание 1: «Нарисуем дорожки для машин» (рисование прямых горизонтальных линий). На листе бумаги слева нарисованы машины. Малышам с помощью толстого маркера предлагается нарисовать дорогу для машины. Родители помогают малышам.

 

После лета наступает красавица осень.

 

Задание 2: «Разноцветные листочки» (рисование пальчиками листочков на деревьях). На листе бумаги нарисован ствол дерева без листвы. Дети гуашевыми красками пальчиком рисуют разноцветные осенние листья на ветках, в воздухе и на земле. Родители помогают, затем вытирают детям пальчики влажной салфеткой.

 

Осень прошла, подул сильный холодный ветер, и наступила зима.

 

Задание 3: «На крылечко, на лужок выпал беленький снежок» (рисование тычком падающего снега). Лист тонированной бумаги с изображением дерева и сугроба. Дети с помощью тычка и белой гуашевой краски наносят белые пятна на лист бумаги.

 

В конце семинара устраивается выставка детских и взрослых работ, дети любуются ими.

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x