Адаптация детей раннего возраста к ДОУ Джалилова Элвира Агамурадовна

Предлагаю вашему вниманию консультацию для  родителей  "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ". Данная консультация будет интересна родителям в период адаптации детей к ДОУ, так как многие родители сталкиваются с  трудностями  в этот период.Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.Детям  трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. 


Автор: Джалилова Элвира Агамурадовна
Работа:

Консультация для родителей.

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

 

В группу раннего возраста в ДОУ чаще всего могут зачисляться дети 1.5–3 лет. Переход на новую стадию социализации редко проходит для детей такого возраста легко, прежде всего им необходимо пройти адаптационный период. Чаще всего родители не готовят своих детей к новым обстоятельствам заранее, что способствует появлению тех, или иных сложностей.

В связи с этим крайне важно, чтобы мероприятия по смягчению адаптационного периода проводились в детском саду. Для этого важно разобраться в специфике самой адаптации детей к ДОУ и определить, какие диагностические методы помогут специалистам определять успешность прохождения адаптации у конкретного ребенка.

Адаптация (от лат. adaptare – приспосабливать), это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне.

Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Букова описывают в своей работе результаты комплексных исследований, проведенных учеными, в результате которых было выделено три фазы адаптационного процесса детей при поступлении в детский сад.

1. Острая фаза (длительность до 1 месяца). Здесь наблюдаются разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе ребенка. Может наблюдаться некоторое снижение веса, частые респираторными заболевания, нарушения сна, регресс в речевом развитии и коммуникативном развитии. Ребенок может быть чрезмерно капризен, плаксив, быстро переутомляться.

2. Подострая фаза (длительность от 3-х до 5-и месяцев). Поведение ребенка становится более привычным и адекватным. Все изменения соматического и психического плана сглаживаются, проявляются менее ярко и сохраняются лишь по отдельным параметрам.

3. Фаза компенсации. Здесь имеет место ускорение темпа развития и преодоление задержки темпов развития, возникающих в период острой и подострой фаз адаптационного процесса. Ребенок полностью адаптируется к детскому саду.

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. Само по себе возникновение сложностей в первый период знакомства ребенка с ДОУ, группой, воспитателями и детьми, является нормой. Под нарушением адаптации чаще всего подразумевается ситуация, когда острая, или подострая фаза растягиваются на более длительный срок, или имеют чрезмерно интенсивные проявления.

Успешность протекания периода адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада и группы зависят, в первую очередь, от готовности родителей и семьи, общего психологического климата дома, сформировавшегося типа привязанности, и т. д.

Также, можно выделить несколько видов проживания адаптационного периода детьми раннего возраста.

Благоприятная адаптация.

Характеризуется легким течением адаптационного периода, когда острая фаза длится недолго. За короткий период времени дети могут столкнуться с незначительными психосоматическими проявлениями, которые проходят спустя непродолжительное время.

В первое время дети, во время нахождения в группе, могут быть капризны, не проявлять достаточной активности при установлении контакта с воспитателями, или другими детьми. Однако, проявляют положительные эмоциональные реакции в соответствующих ситуациях: когда их увлекают интересной игрушкой, или читают любимую сказку.

Спустя непродолжительное время ребенок может проявить заинтересованность в общении с воспитателем, начать доверять ему, адекватно реагировать на его речь и тактильный контакт.

Со временем дети из этой категории начинают спокойнее реагировать на разлуку с родителями утром, проявляют меньше ярких негативных реакции при расставании. По утрам некоторое время может сохраняться слезливое настроение, однако, после ухода родителя дети этой группы быстро успокаиваются и приступают к занятиям. Когда родители приходят забирать ребенка, он проявляет позитивные эмоции и рад встрече с ними.

Адаптация средней тяжести.

Негативные изменения в поведении ребенка и в общем его состоянии выражены ярче, и привыкание к новым социальным условиям может длиться дольше нормативного срока. Острые реакции сохраняются на протяжении до 1 месяца и даже более.

Дети из этой группы долго не отпускают родителей утром, вплоть до истерик. После ухода родителя ребенок может долго не успокаиваться и в течение дня продолжать периодически плакать.

Ребенок может длительное время капризничать, проявлять признаки беспокойства. Могут проявляться довольно острые соматические реакции (тошнота, рвота, высокая температура тела, боль в животе, и т. д.).

В группе дети данной категории довольно долго остаются пассивными, сложнее идут на контакт с детьми и воспитателями, проявляют меньше интереса к игрушкам.

Их довольно трудно отвлечь, они меньше проявляют положительных эмоций.

Со временем, когда у детей появляется чуть больше доверия к воспитателю, им становится легче успокаиваться, отвлекаться и дожидаться родителей.

 

 

Тяжелая адаптация.

Наблюдается в том случае, если острая фаза растягивается на долгие недели, или даже месяцы и привыкания к группе не происходит. А, возможно, негативные реакции в группе продолжают обостряться.

У детей могут остро проявляться соматические расстройства, возможно снижение аппетита вплоть до полного отказа от еды. В этот период у детей начинают проявляться нарушения сна (как в учреждении, так и дома).

При расставании с родителем у детей данной группы регулярно начинается истерика (причем, начаться она может еще до детского сада: на улице, или дома, во время сборов), которая может продлиться довольно долго. После ухода родителя ребенок не успокаивается, не идет на контакт с воспитателями, не позволяет себя утешить, плачет до изнеможения.

В группе может быть крайне подавлен, в течение дня снова срываться на плач. Либо периоды заторможенности будут сменяться периодами резкого возбуждения. Может начать проявляться аутоагрессия в виде расчесывания, выдергивания волос и проч.

По отношению к сверстникам у ребенка также может проявляться агрессия. Либо, напротив, дети из этой категории будут крайне пассивны и будут игнорировать других детей и их игру.

Со взрослыми ребенок может крайне долго не идти на контакт, демонстрируя испуг, недовольство, агрессию. Либо, напротив, ребенок после ухода родителя будет настойчиво искать контакта с воспитателем, не отходя от него и не вовлекаясь в какую-либо деятельность.

При встрече с родителем дети данной группы могут снова начать плакать, или будут игнорировать родителя, бояться подойти к нему, продолжая контактировать с воспитателем, проявлять агрессию, или не проявят каких-либо специфических эмоциональных реакций, принимая отрешенный, отсутствующий вид. Помимо всего прочего такое поведение может говорить о расстройстве привязанности.

Сложность протекания адаптации зависит от ряда факторов, в том числе и от возраста поступления ребенка в дошкольное учреждение и сформировавшийся тип семейных отношений.

Каждая ситуация индивидуальна и невозможно точно определить, какой возраст является наиболее благоприятным для поступления в детский сад. Однако, можно уверенно утверждать, что слишком ранние длительные разлуки с родителями будут способствовать тяжелой адаптации. Если у родителей есть острая необходимость отдать ребенка в детский сад до 1.5–2 лет, важно серьезно подготовиться к этому шагу и, совместно со специалистами учреждения, разработать крайне щадящий адаптационный режим.

Также больше вероятность столкнуться с тяжелыми адаптационными проявлениями, если поступление в детский сад совпадает с наступлением кризиса 3-х лет. Однако, при грамотном подходе со стороны педагогов и родителей, этих проявлений удастся избежать, или же помочь ребенка легче с ними справиться.

Также больше вероятность столкнуться с проявлениями тяжелой адаптации у детей, имеющих соматические, или психические нарушения, у детей из неблагополучных семей, или семей, находящихся в кризисной ситуации. В первом случае необходимо разъяснить семье, как важно сотрудничество с медицинскими специалистами, а также как соблюдать щадящий адаптационный режим после выхода ребенка с больничного.

Во втором случае важно активное участие службы психологического сопровождения детского сада, с привлечением социального педагога и налаживанием тесного, доверительного контакта с членами семьи в интересах ребенка.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу

Получить программу семинаров

Получить программу семинаров

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
×