Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Анютины глазки для моей мамулечки". Работа №238089

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проектная деятельность в старшей разновозрастной группе, по выращиванию цветочка "Виола" или как в народе называют "Анютины глазки". на подарок маме в Международный женский день.

Работа:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тисовская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Тисовский детский сад

Пермский край Суксунский городской округ, село Тис, улица Злобина д.16

 

 

 

Познавательно-экологический проект

«Анютины глазки для моей мамулечки

Срок реализации: январь март 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор МАОУ «Тисовская СОШ-ДС» Тисовский детский сад

Федосеева Н.В.

 

Подготовила и провела: воспитатель-

Мехоношина Е.М.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной

группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Тис 2020г.

 

 

 

 

Название: «Анютины глазки для мамулечки».

Вид проекта: познавательно-исследовательский, экологический, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь, февраля, март).

Участники

воспитатель старшей группы Е.М.

Мехоношина

;

дети старшей

разновозрастной

группы (4-8 лет)

Тисовского

детского сада

.

Актуальность исследовательской деятельности:

В наше время дети очень мало знают о цветах. Я рассказывала им о разных цветах с целью пробудить у детей любопытство, желание наблюдать за изменениями происходящими с цветами, побудить детей самих ухаживать за прекрасными созданиями природы и детей привлек внимание один яркий и красивый цветок анютиных глазок. Ребята предложили мне вырастить эти цветы в детском саду. Я спросила у ребят, хотели бы они подарить эти цветы мамам на 8 марта? И они сказали, что это хорошая идея, это красивый и неожиданный подарок. Так родилась эта идея – вырастить и подарить каждой маме, выращенный самостоятельно цветок.

Цель: познакомить и расширить знания детей о цветах анютины глазки, создать условия для развития познавательных, трудовых способностей у детей для самостоятельного выращивания цветка.

Задачи проекта:

Познакомить детей

с

цветами 

анютины глазки

и легендами

.

Развивать у детей умение сравнивать и анализировать, способствовать развитию мыслительной деятельности.

Развивать познавательный интерес, обогащать и развивать словарный запас.

Познакомить детей со значением расцветки каждого лепестка, полезных

свойствах

цветка 

анютины глазки

.

Развивать у детей желание посадить и ухаживать за цветами 

анютины глазки

.

Способствовать развитию творческих способностей у детей, желания отражать чувства в своем творчестве.

7. Провести выставку рисунков «Анютины глазки – волшебство из сказки».

 

Формы работы по реализации проекта:

Б

еседы с детьми 

«

Анютины глазки – чудо природы

»

«Полезные свойства цветов 

Анютины глазки

»

«Почему их так назвали?»

.

Р

ассматривание картин

,

фотографий

.

Заучивание стихов

, чтение худ

.

л

итературы

, легенды о цветах

.

Наблюдение

.

Дидактические игры: «Узнай цветок

по описанию

», «Какого цветка не стало

?»,

«Четвертый лишний»

,  

«Сложи цветок»

.

С/

р

игры «Ц

веточный магазин»

.

Практикум «Правила ухода за цветами»

Л

епка 

(

пластилинография

)

 

«

Анютины глазки

»

; аппликация 

«

Анютины глазки

»

, рисование 

«

Анютины глазки

»

 (нетрадиционная техника рисования пальцами, 

«

Анютины глазки в вазе

»

; конструирование и ручной труд – 

«

Анютины глазки

»

 (оригами, цветок из гофрированной бумаги 

«

Анютины глазки

»

Презентация

«Анютины глазки».

 

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

Лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка

, горшки для пикировки цветов

;

Энциклопедические и справочные издания;

Использование ИКТ.

Методы:

Наглядные.

Словесные.

Практические

.

 

Ожидаемый результат:

Р

азвития познавательно-

исследовательской

деятельн

ости детей.

Р

азвитие у детей инициативы и самостоятельности.

У детей сформируются представления о

выращивании

цвет

ов.

Формирование у детей уважительного отношения к труду.

 

По реализации проекта «Анютины глазки моей мамулечки» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

3. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию и пикировке цветов в отдельные горшки, они очень активно участвовали в уходе и поливке, рыхлению и удобрению цветов. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

4. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, подвижных игр и дидактических.

5. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

6. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

 

Продукт исследовательской деятельности:

Создание

лэпбука

«

Цветы

»

В

ыставка про

дуктов детской деятельности

«Анютины глазки волшебство из сказки»

.

Презентация: « Подарок маме».

 

Краткое описание этапов реализации проекта

 

1 этап – подготовительный 9 января по 17 января)

1. Подбор литературы по данной тематике.

2. Составление плана выполнения поставленных задач.

3. Подбор информации, фотографий, картин и рисунков с изображением цветов анютины глазки.

Сбор и подготовка всех технических средств для проведения проекта.

 

2 этап – практическая работа (с 18 января по 29 февраля). Интегрирование проектной деятельности в образовательные области.

1. Речевое развитиечтение«Анютины глазки» Цикл «Иринушкины сказки», Ирис Ревю «Анютины глазки», А. Лопатина «Анютины глазки», загадок, стихотворения В. Набоков «Анютины глазки», В. Шушуев «Анютины глазки», легенды про цветы анютины глазки; рассматривание фотографий, картин А. М. Шилов «Анютины глазки», Ю. Арсенюк «Анютины глазки», В. Жеребятин «Анютины глазки» и рисунков.

2. Познавательное развитие: беседы с детьми «Анютины глазки – чудо природы»«Полезные свойства цветов Анютины глазки»«Почему их так назвали?».

3.Художественно-эстетическое развитие: лепка (пластилинография) «Анютины глазки»; аппликация «Анютины глазки», рисование «Анютины глазки» (нетрадиционная техника рисования пальцами, «Анютины глазки в вазе»; конструирование и ручной труд – «Анютины глазки» (оригами, цветок из гофрированной бумаги «Анютины глазки». Создание альбома с фотоматериалом о цветах «Анютины глазки».

4. Физическое развитие: игра с мячом «Назови цветок»«бабочка на клумбе», эстафета «сложи цветок».

5. Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры «Четвертый лишний»«Узнай цветок по описанию»«цветочный магазин»«Сложи цветок».

 

3 этапЗаключительный этап (с 1 марта по 6 марта)

1. Проведение выставки рисунка«Анютины глазки – волшебство из сказки».

2. Рассказы детей о выполнении работ по посадке цветов анютины глазки, как дети заботятся о них.

 

Вывод: В процессе изучения темы проекта у детей появилось желание узнать больше о цветах анютины глазки. Дети с интересом знакомились с новым для них материалом. Расширился и обогатился словарный запас. Совместный труд во время посадки анютиных глазок создал условия для взаимопомощи, укрепил дружеские отношения между ребятами. Дети научились сравнивать цветы, делать простейшие выводы и выполнять поручения по уходу за цветами. Они с восторгом рассказывали родителям о выполненной ними работе. Дети научились передавать свое эмоциональное состояние в рисунках и поделках.

Видимый результат своего труда наглядно показывает детям что трудолюбие, терпение и умение работать в команде приводит к положительным итогам, а желание детей поздравить своих мам с праздником 8 марта и преподнести необычный, оригинальный подарок, выращенный своими руками, воспитывает в детях стремление дарить радость родным и близким людям.

 

 

Литература.

1. А. Лопатина «Анютины глазки»».

2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

3. Ирис Ревю «Анютины глазки»

4. Кудрявец Д.Д., Петренко Н.А. «Как вырастить цветы» М. Просвещение, 2001 г

5. «Цветы». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький Гений-Пресс Е. А. Алябьева Природа

6. Энциклопедия для детей. Т. 2 Биология, 19991 г.

7.https://yandex.ru/search/?text=картины%20русских%20художников%20анютины% 20глазки%20для%20дошкольников&lr=2&clid=9403

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

История растения.

Об этом цветке существует замечательная легенда, в которой говорится о том, что в одном из древнейших городов Греции жила прекрасная девушка Анна. Отцом Анны был бедный рыбак, а мать умерла, когда Анна была еще очень маленькой. Лицо девушки было подобно реке при закате — гладкое и румяное. Кудрявые локоны водопадом рассыпались по ее плечам. Руки были похожи на крылья самой прекрасной птицы. Но красивее всего - глаза: голубые и глубокие, как бездонное озеро, но было в них что-то странное. Стоило Анюте посмотреть кому-нибудь в лицо, как тот полностью был в ее власти. За это девушку ненавидели

 

многие злые люди. Однажды они попытались ослепить красавицу, напоив ее водой с корнем снотворного растения. Но боги любили Анюту, поэтому они спасли ее. После этого Афродита наложила на глаза Анюты заклятье: даже после смерти девушки глаза ее останутся жить навеки После того, как душа Анны покинула людское царство, на месте, г де она ходила и жита, выросли необычайно красивые цветы. Именно их люди и назвали Анютины.

Анютины глазки знает каждый — нежная, неодинаковая окраска лепестков у цветков этого растения еще в начале прошлого века привлекала внимание цветоводов. Так дикорастущая трехцветная фиалка стала родоначальницей великого множества форм и расцветок садовых анютиных глазок.

Теперь все старания садоводов обращены на получение махровых и сильно-пахучих цветов, так как единственное, чего не достает этому прелестному цветку — это запаха.

Внешний вид, особенности выращивания.

Фиалка трехцветная — одно- или двулетнее растение семейства фиалковых, высотой от 10 до 30 см. Среди ранних и красиво цветущих растений они занимают одно из первых мест. Многие имеют крупные цветки, окраска различная: от белой, кремовой, желтой до красной, синей и густо-фиолетовойЦветки бывают однотонные, пестрые с глазком, а также двух- и трехцветные.

Особая ценность заключается в раннем цветении растения. В средней полосе России анютины глазки зацветают уже в конце апреля. В большом количестве растет по лугам, полям всей европейской части России и кое-где за ее пределами.

Размножают анютины глазки в основном семенами и зелеными черенками. В зависимости от Намеченных сроков цветения посев делают в разное время. Для получения цветения ранней весной семена высевают летом предшествующего года. Уход, как и за всеми цветами: полив, рыхление междурядий, влажная, но не сырая земля.

Красивые и крупные анютины глазки чаще вырастают там, где много солнечного света.

Применение.

Анютины глазки прекрасно украшают не только садовые участки, но и городские клумбы. Высаживая цветы разного цвета, можно с их помощью на больших клумбах «нарисовать» различные узоры.

В народной медицине анютины глазки применяют как успокоительное средство. Настой фиалки помогает при лечении кашля, при повышенной температуре, снимает воспаление. Применяется в лечении различных кожных заболеваний Примочки и ванны в сочетании с травой фиалки рекомендуют детям при диатезе.

 

Алгоритм выращивания Анютиных глазок

Особенности выращивания цветка

под названием Анютины глазки

•Анютины глазки предпочитают расти на солнечных местах.

•Растения отличаются хорошей выносливостью и могут выжить даже при наступлении небольших заморозках и снегопадах.

•После высаживания анютиных глазок семенами, растение в первый год жизни одаривает садовода-любителя только лишь обилием зелени и только на второй год даёт цветочки и семена.

•Поливают анютины глазки в зависимости от погодных условий 1-2 раза в две недели.

•Подкормку анютиным глазкам вносят еженедельно для лучшего образования бутонов и цветения.

•Также нужно помнить, что анютины глазки должны быть высажены на площадки, прогреваемые и освещаемые солнцем не менее чем по 6 часов в день.

 

Анютины глазки: болезни и вредители

Очень часто садоводы сталкиваются с болезнями и вредителями анютиных глазок. Этот цветок достаточно сильно подвержен как заболеваниям, так и нашествию вредных насекомых.

Вот самые часто встречающиеся из них:

• Мучнистая роса – на листочках и стебельках растений она проявляется, образуя на них беловатый налёт. Зелень цветка становится коричневой. При обнаружении начальной стадии этой болезни необходимо обработать анютины глазки фунгицидами. Если же болезнь уже прогрессирует, можно применять такие средства, как «Чистоцвет» или «топаз». Самые поражённые растения необходимо без сожаления убирать с грядки или клумбы.

• Серая гниль – в результате этого недуга на анютиных глазках появляется сероватый налёт, листочки и стебли делаются мягкими и водянистыми. Это заболевание зачастую появляется из-за сильной влажности, стремительно развивается и поражает всю рассаду. При появлении такой проблемы садоводу нужно удалить поражённые растения уменьшить полив и температуру парника или обработать средством под названием «Фундозол».

• Бактериальная пятнистость – проявляет себя жёлтыми или коричневыми пятнышками, которые практически полностью покрывают листочки растения. Рекомендуется больные растения с клумбы убрать, а здоровые кусты обработать оксихлоридом меди.

• Тля – о поражении ею можно узнать по сохнущим и желтеющим листочкам, бутонам растений и клейким её выделениям. Цветы растения погибают, и справится, с нашествием тли можно лишь опрыскиванием мыльным раствором или «АктелликЗубром».

• Слизни – появление дырочек и борозд на листочках растения, вот что определит вредителя. В борьбе с улитками и слизнями можно справиться, уменьшив полив, организовать сбор вредителей вручную. Если же растения сильно поражены, то их можно обработать метальдегидом.

Осуществлять уход за анютиными глазками в принципе несложно, главное, знать основные правила и согласно им, выращивать эти непритязательные, но очаровательные цветочки.

 

 

Анютины глазки: посадка, выбор сорта

Выращивать анютины глазки можно как осенью, так и зимой. Знающие садоводы рекомендуют в июле высаживать семена в помещении, а через два месяца уже готовые саженцы переносить в грунт вместе с прикорневым клубнем земли, после того, как уйдёт жара и наступит прохлада.

Любые действия производить при посадке этих цветочков необходимо в тени, когда солнышко зайдёт за горизонт, а почва будет увлажнена и обогащена перегноем. Высаживать анютины глазки необходимо на расстоянии 20-25 см друг от друга, так как куст в дальнейшем имеет тенденцию разрастаться.

Анютины глазки, посадка которых, требует выполнения определённых правил, например, добавления в почву клумбы необходимого удобрения и костной муки всё же не очень прихотливы в уходе, чем привлекательны для любителей-садоводов. Главное обеспечить эти цветы поливом, в особенности после высадки в грунт, питанием присыпав почву вокруг растений на несколько сантиметров мульчирующим слоем и дальнейшей заботой, направленной на укрытие саженцев от ветра и низких температур.

Важно! Сажать необходимо анютины глазки таким образом, чтобы верхушка земляного кома на корешках совпадала с уровнем грунта в местечке для посадки.

 

Анютины глазки подразделяются:

• На мелкорослые;

• Крупноцветковые;

• Исполинские сорта.

Различаются эти сорта между собой диной стебля, размером и окраской цветочка, но имеют сходные условия выращивания и могут высаживаться в любых регионах.

Наиболее популярными видами анютиных глазок являются:

• «Fireking» - мелкорослый гибрид, имеющий фиолетово желтоватую окраску бутонов.

• «Abendglut» - крупноцветковый сорт с небольшой высотой кустика и крупными до 6-8 см в диаметре цветочками тёмно-красного цвета с коричневыми пятнышками.

• «Iceking» - сорт с ярко-белыми цветочками.

• «Weiss» - исполинский сорт с чисто-белыми цветами и волнистым обрамлением.

• «Himmelstigen» - гибрид, представленный синего окраса цветами.

Важно! Все перечисленные сорта имеют тенденцию переопыляться, что даёт последующим поколениям характеристики, которые не всегда радуют любителей этих дивных цветов.

 

 

 

 

 

Анютины глазки: уход

Расположение цветов

Для правильного осуществления ухода за анютиными глазками необходимо, прежде всего, в знойное время и жару затенять растение от прямых лучей солнца, попадание которых негативно действует на рост бутонов, задерживая его. Места, где растут анютины глазки, должны быть проветриваемые, а грунт увлажнённый.

Почва и полив анютиных глазок

Осуществляя за анютиными глазками уход, необходимо обеспечить эти цветы мягкой и взрыхлённой почвой, которая к тому же должна быть насыщена органическими веществами. К тому же почва произрастания анютиных глазок должна быть удобрена, а цветы снабжены подкормкой.

Для того чтобы анютины глазки выросли крупными и с сочно окрашенными лепестками этим цветам необходимо обеспечить частые поливы. Между поливами почва должна хорошо просохнуть, для того чтобы не случился застой воды и не произошло загнивание корневой системы.

Анютины глазки - уход за цветами и важные моменты:

• Для того чтобы продлить цветение необходимо с постоянной регулярностью убирать с куста все увядшие цветочки, чтобы не образовывались семена.

• Нужно прищипывать вытянутые и неудачные побеги.

• Если анютины глазки стали подсыхать необходимо растение обрезать и хорошенько подкормить кустики.

Осуществление правильного ухода за анютиными глазками даст им возможность одарить любителей этих растений восхитительными и красочными цветами.

Анютины глазки: подкормки

Подкормка для анютиных глазок необходимо вносить регулярно, а именно проводить их в сезон не меньше двух раз. Основная подкормка проводится, когда растение набирает бутоны, такими удобрениями, как нитрофоска и «Агрикола». Последующая подкормка делается во время бурного цветения растения, используя удобрение под названием «Агрикола-7».

Для подкормки анютиных глазок нужны минеральные удобрения с входящими в их состав калием, азотом, фосфором и другими микроэлементами. После высадки рассаду нужно удобрить суперфосфатом, селитрой. Свежий навоз вносить в почву, где обитают анютины глазки, запрещается.

С момента понижения температур объём подкормок уменьшают и, подготавливая растение к зимовке, накрывают клумбу опилками, торфом или другим утеплителем.

 

Лечебные свойства фиалки трехцветной

Фиалка трехцветная используется в народной медицине, поскольку обладает следующими полезными свойствами:

оказывает противовоспалительное воздействие внутреннего и наружного применения;

антисептическое воздействие;

бронхолитическое

и отхаркивающее действие при заболеваниях органов дыхательной системы;

можно использовать в качестве желчегонного и спазмолитического натурального препарата.

 

Представленное растение используется как в чистом виде, так и в виде отваров и настоев. К примеру, свежий сок фиалки трехцветной используют в обработке кожных заболеваний – гнойничковых и язвенных образований.

Настой из листьев используют в лечении дерматита, заболеваний дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и прочих недугах.

 

Приложение 2.

 

Сказки "Анютины глазки" Цикл "Иринушкины сказки" (для детей 5-10 лет)

Цель: дать первоначальное понятие о цветке анютины глазки.

Задачи:

познакомить с понятиями «десятилетие», «век»; «пядь», «страж»; «сорт», «посев», «самосев», «неприхотливость»;

расширять кругозор, развивать речь детей, обогащать их словарный запас;

воспитывать эстетические чувства и моральные качества – сострадание, великодушие, благородство, справедливость.

 

Сказка «Анютины глазки»

Жила-была на свете королева Виола. И была у нёё маленькая дочка с глазами фиалкового цвета. Эти прелестные глазки были всегда удивлённо распахнуты навстречу окружающему миру, а брови изумлённо приподняты. Звали эту девчушку Анюта.

Время летит очень быстро. Принцесса выросла, превратившись в прелестную девушку. В день своего семнадцатилетия Анюта отправилась в лес на прогулку по грибы да по ягоды и встретилась с дряхлой сгорбленной старушкой. Это была Гелла – лесная колдунья с чёрным сердцем. Ей недавно исполнилось триста лет. До этого возраста лесные ведьмы выглядят прекрасно, они похожи на юных красавиц, а после третьего века жизни они начинают стремительно стареть. И буквально за один год превращаются в безобразных сморщенных старух. Так произошло и с Геллой. Она давно уже мечтала вернуть свою молодость и свежесть.

А способ сделать это был только один – забрать жизнь юной девушки из королевской династии. Встретив прелестную Анюту в дремучей чаще леса, Гелла моментально решила использовать свой шанс. Она хотела забрать молодую жизнь прямо в лесу, но заглянув в невинные широко распахнутые и ясные Анютины глаза, Гелла смягчилась и передумала. Она решила поступить не настолько жестоко, но для свершения колдовства нужно было заманить принцессу к себе домой.

Милая девушка, я – бедная старая женщина, заблудилась в лесу, отведи меня домой, будь добра! Я живу на опушке леса за той вон скалой… - вкрадчиво сказала ведьма наивной девушке.
-Конечно, бабушка! - ответила Анюта нежнейшим голоском, глядя на старуху любопытными фиалковыми глазами.

Когда Гелла с Анютой достигли жилища коварной колдуньи, та решила действовать незамедлительно. Под предлогом того, что следует отблагодарить юную красавицу, Гелла угостила её чаем на травах, от которого Анюта превратилась в милое цветущее растение! Вы догадались, как называется цветок? Конечно, это анютины глазки! В тот же самый миг коварная Гелла обернулась молодой красавицей, многих десятилетий жизни как будто и не бывало!

Гелла поместила свой новый цветок в глиняный горшочек. И поставила его на подоконник своей кухни.

Но у этого колдовства была одна особенность. Чары работали только днём! А по ночам всё вставало на свои места. Каждую ночь ведьма снова превращалась в старуху и отправлялась почивать, а Анюта обретала своё прежнее обличие, то есть становилась земной девушкой. Она бродила по дому, выполняя домашнюю работу, и плакала горючими слезами, ведь она страшно тосковала по матушке и родному дворцу. А с рассветом девушка снова превращалась в цветок – анютины глазки.

Выйти за дверь Анюта не осмеливалась, потому что в саду бегали, охраняя дом злой колдуньи, семь голодных кровожадных псов.

А тем временем мама Анюты – королева Виола сбилась с ног, разыскивая единственную ненаглядную дочь. Сто королевских стражей пядь за пядью ежедневно прочёсывали густой лес в поисках Анюты. Но всё безрезультатно! Прошел уже целый месяц со дня пропажи принцессы. Никто уже не искал её, ибо надежда отыскать девушку была уже утрачена!

И только мать, поседевшая от горя, не оставляла попыток найти пропавшую дочку. Три дня она шла и три ночи, не отдыхала и не спала, и наконец-то набрела на дом Геллы! Достаточно странно было то, что свирепые псы не тронули Виолу, напротив, они сочувственно заскулили, увидев женщину с заплаканными глазами, которая очень грустно вздыхала….

Постучавшись в двери и войдя в дом лесной колдуньи, Виола сказала дрожащим от надежды и волнения голосом:

-Здравствуй, добрая женщина! Не встречалась ли тебе моя дочь – Анюта?

-Нет, голубушка, не встречалась…

Но тут взгляд Виолы упал на подоконник, где цвели анютины глазки. Мать моментально узнала свою дочку! Эти синие глазки, которые наблюдали за происходящим пристально, наивно и удивлённо, заглянули матушке в самое сердце! К тому же в этот момент на цветочек брызнули капельки водицы, это были слезы Анюты!

- Ах ты, негодная ведьма! – набросилась на Геллу разъярённая Виола.

-Немедленно расколдуй моего ребёнка!

Колдунья страшно перепугалась:

- Прости, не губи меня, королева! Прости, но я бессильна снять злые чары, потому что наложены они сроком на семь лет, к тому же разрушится колдовство только в том случае, если принцессу полюбит принц и женится на ней, не смотря ни на что!

Королева не знала, радоваться ей или плакать…. Она поселилась неподалёку от дома Геллы, чтобы не выпускать из вида свою Анюту и наблюдать за дальнейшим развитием событий.

Той же ночью заблудившийся в лесу принц набрёл на избушку Геллы и увидев Анюту, влюбился в неё без памяти! Вскоре он женился на ней и, попав под заклятие Геллы, тоже стал цветком, и теперь на подоконнике у колдуньи красовались уже два сорта анюток!

Поскольку принц благородно разделил с Анютой её цветочно – человеческую жизнь, у них вскоре родилось много хорошеньких ребятишек.

Когда минуло семь лет со дня наложения заклятия, Гелла снова стала безобразной старухой, и теперь уже - бесповоротно! Так сама жизнь наказала её за злые козни. А прекрасная Анюта с добрым принцем и ребятишками превратились в людей и жили дружной большой семьёй долго и счастливо!
А какими любимыми цветами они заполнили свой сад, Вы уже догадались?

Конечно, догадались! Эти очаровательные неприхотливые цветы легко размножаются как семенами, так и самосевом, образуя многообразие видов и окрасок, и радуя глаз своей яркой красотой всё лето и осень!

Вопросы по содержанию
- Что такое «десятилетие», «век»?
- Что значит слово «сорт»?
- Что такое "самосев"?
- Почему анютины глазки так называются?
- Какие качества характера проявил принц, когда женился на заколдованной принцессе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка про анютины глазки.

Сказки про цветы каждый раз удивляют нас какой-нибудь хитринкой, интересной мыслью, оригинальной находкой. Милые цветы – анютины глазки! О них говорят, сочиняют песни, пишут сказки…

Сказка «Анютины глазки»
Автор: Ирис Ревю

Жила-была девочка Анюта. Любопытная такая девчонка! До всего ей было дело. Особенно до цветов. Анюта очень любила цветы. Колокольчики звенели – Анюта пела песенку, розы благоухали – Анюта рассказывала стихи. Ландыши дарили ей жемчужины, ромашки – счастье. Они всегда делали так, что последний лепесток выпадал на слово «любит».

И было у Анюты заветное желание: если появятся на свете новые цветы, то их название будет связано с именем Анюта. Но пока новые цветы на свете не появлялись, всё шло своим чередом.

И вот однажды была страшная гроза, а потом пошёл сильный дождь. Когда всё прекратилось, то Анюта увидела на своей цветочной клумбе новые маленькие ростки. Цветочная клумба у Ани была большая, настоящий Цветочный город. И всем цветам хватало места.

Новые маленькие ростки выглядели весёлыми. Но день проходил за днем, ростки улыбались, но не вытягивались вверх. Аня никак не могла понять, почему такое происходит.

А тем временем новые ростки стали настоящими Анютиными помощниками. Они подсказывали, когда надо подрезать пионы, полить астры, подрыхлить георгины, привязать вьюны. Они всё видели.

— Настоящие Анютины глазки, — сказала о ростках как-то Цветочная фея.

Услышав своё имя, молодые росточки как-то сразу приободрились, улыбнулись, закивали и… подросли. За ними закрепилось название «анютины глазки».

Ах, какими они стали красивыми, когда выросли! Они не были великанами, остались небольшого роста. Но были такими милыми, нежными, яркими.

Они стали настоящим украшением Цветочного города!

 

Вопросы и задания к сказке

Как звали девочку, которая любила цветы?

Какое заветное желание было у Анюты?

Когда появились маленькие ростки?

Кто назвал ростки «Анютиными глазками»?

Почему ростки внезапно начали расти?

Нарисуй Цветочный город.

 

Какие пословицы подходят к сказке?

Имя красит человека.
Всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать.

Главный смысл сказки заключается в том, что «как вы корабль назовёте, так он и поплывёт». Как только ростки услышали своё имя, они сразу обрели своё место в жизни, почувствовали себя значительнее, и быстро выросли.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Легенды и поверья о цветах анютиныглазки

По весне во многих садах расцветает радующий глаз многообразием красок цветок анютины глазки. Легенды и поверья разных народов рассказывают немало интересных историй о происхождении и названии этих растений. Познакомимся с ними и мы.

Легенды и поверья о цветах анютины глазки дают различное толкование их появления. Многие из видов, разводимых сегодня, - это гибриды, полученные путем скрещивания их диких прародичей с садовой фиалкой. А первые результаты подобной селекции появились еще в XVI веке при дворе принца Вильгельма Гессен-Кассельского. Сегодня это один из самых распространенных садовых цветков. Фиалка (виола) трехцветная, анютки, братки, Иван-да-Марья – таковы самые распространенные названия этого прекрасного растения.

 

Русская легенда про анютины глазки

Жила добрая, доверчивая, чистая сердцем девушка. Как-то она познакомилась с парнем, приехавшим в их деревню. Анюта полюбила молодого человека, верила в его искренность. А он перед отъездом обещал вернуться и забрать ее с собой. Каждый день выходила девушка на дорогу и ждала любимого, но он так и не появился. Закончилось все трагически: девушка зачахла от тоски и умерла. А на ее могиле выросли удивительные растения с трехцветными лепестками. По версии народа, окраска их соотносится с разными периодами жизни Анюты. Белый цвет символизирует надежду героини на взаимность и счастье в самом начале отношений. Желтый - удивление от того, что жених долго не приезжает. Фиолетовый – печаль, крах всех мечтаний и смерть.

Эта легенда про цветок анютины глазки имеет и другие вариации. Первая гласит, что богатого юношу женили против его воли на другой, и девушка умерла от боли и горя. По второй – любимый ушел на войну и там погиб. А Анюта со временем превратилась в цветок, который все еще продолжает ждать милого у дороги.

История о братках

У белорусов, украинцев и поляков есть своя версия происхождения цветка анютины глазки. Легенды и поверья у этих народов тоже несколько отличаются, но суть их - в греховной любви брата и сестры. Самой трогательной является история, относящаяся к временам набегов турок. Войско завоевателей напало на украинское село и захватило в плен мирных жителей. Рядом с красивой чернобровой девушкой, заливавшейся слезами, ехал молодой янычар. Пленница пришлась ему по душе, и он поддерживал ее всю дорогу. А потом предложил бежать, обещая вернуть ее на родину и жениться. Во время одного из привалов им удалось совершить задуманное. А после того, как они стали близки, янычар рассказал историю своей жизни. Что родился там же, где был дом его подруги. Что еще ребенком попал в плен. Что отец его был кузнецом, а рядом с домом росла груша и бушевал поток. Поняла тут девушка, что янычар – это ее пропавший старший брат, и горько расплакалась. Осознали они, какой грех совершили, и что счастье теперь невозможно. Молодые люди превратились в прекрасные цветы, которые народ стал любовно называть братками.

 

Мифы об Афродите и Венере

Давным-давно боги играли большую роль в жизни людей. Вера в их сверхспособности, волшебную силу, возможность вмешиваться в земную жизнь породила немало интересных историй. К их числу относится и легенда о цветах анютины глазки, которая объясняет, почему растение имеет такую форму. Красивая Афродита в жаркий день решила искупаться. И хотя она выбрала укрытый от посторонних взглядов водоем, вскоре заметила, что за ней восхищенно наблюдает целая толпа людей. Возмущенная богиня обратилась к Зевсу с просьбой наказать осмелившихся на подобный поступок. Но громовержец в тот день был в хорошем настроении и потому просто превратил любопытных в цветы. У древних римлян есть аналогичный миф о том, как за купающейся Венерой подглядывали мужчины. Всех их постигла та же участь. Кстати, эта легенда о растении анютины глазки перекликается с распространенной историей, в которой обычная земная женщина обратила свой взор на то, что было под запретом. Наказанием для нее стало превращение в цветок, который по окраске на самом деле напоминает человеческое лицо. А из всех этих историй вытекает еще одно символическое значение анютиных глазок – любопытство.

 

Миф о любви Юпитера

Интересна и другая древнеримская легенда про анютины глазки. Однажды Юпитер спустился на землю и под видом пастуха отправился в храм Юноны. Среди прочих девушек он заметил дочь аргосского царя – Ио, совершавшую жертвоприношение. Гордая и неприступная, она сразу же покорила бога и сама прониклась к нему чувствами. Но вскоре о тайных встречах узнала Юнона, и Юпитер, опасаясь за жизнь любимой, превратил девушку в белую корову. Теперь она целыми днями, никем не узнанная, ходила у дворца в Аргосе. Наконец Ио нашла способ объяснить царю, кем является на самом деле. Наблюдая за страданиями отца и дочери, Юпитер обратился за помощью к богине земли. Та подарила девушке невероятно красивый и лакомый цветок. А окраска его стала символом возникшего любовного треугольника. Это одна из наиболее распространенных версий о судьбе царевны Ио. Похожий миф, опять же, можно найти у древних греков. Там девушку, которой увлекся Зевс, наказала Гера.

Немецкая легенда о цветах анютины глазки

Это история о злой мачехе. Она связана с необычным строением цветка. Согласно легенде, жила злая мачеха – ее символизирует нижний лепесток. Самый большой и красивый. У женщины было две родные дочери – это средние лепесточки. Ну и, как во всякой народной сказке, все беды падали на несчастных падчериц. Потому верхние лепестки на цветке самые маленькие и блеклые. Но это еще не окончание легенды. Далее она гласит, что изначально большой лепесток находился сверху, а символы падчериц – внизу. Чтобы как-то наказать злую мачеху и облегчить жизнь сироток, Бог перевернул цветок. В результате рядом с мачехой оказались острые шпоры. А ее любимые дочки получили не очень привлекательные усики. Так легенда о цветах анютины глазки стала выражением народного сочувствия горю и страданием сироток.

 

Сила внушения

Если любая легенда о цветах анютины глазки, приведенная здесь, чаще всего вызывает сомнения в ее достоверности, то сложившиеся на их основе традиции многими воспринимаются как должное. Например, еще недавно в России бытовало мнение, что это растение умерших, потому его место не в саду, а на могиле. По этой же причине французы и в наше время никогда не дарят букет из белых анютиных глазок. Интересная находка была обнаружена в монастыре траппистов, действовавшем в Средние века. На его стене художник изобразил рядом цветок анютиных глазок и мертвую голову, при этом сделал красноречивую надпись: «Помни о смерти». Но все же в большинстве случаев это растение имеет оптимистичное значение и символизирует настоящую любовь. Так, в Англии анютины глазки было принято дарить любимому человеку в День Святого Валентина. Во Франции же их до сих пор используют для гадания на суженого. А в Польше сохранился такой способ приворота: брызнуть сок цветка на глаза спящему юноше и предстать перед ним в момент его пробуждения. Таким образом, во многих странах популярная народная легенда о весеннем цветке анютины глазки породила различные предрассудки и убеждения, причем некоторые из них действуют и сегодня.

Это любопытно

Очень интересна и познавательна будет каждая приведенная здесь легенда об анютиных глазках для детей. Кроме того, в народной памяти хранятся и реальные факты о чудесном цветке. Так, во Франции анютиным глазкам дали название pensee, что означает «дума, мысль». Многие связывают это со строением коробочки с семенами, которые, кстати, разлетаются на расстояния, в несколько раз превышающие размер самого растения. В христианском мире анютины глазки иногда называют цветком Святой Троицы. Действительно, если присмотреться, у основания лепестков можно увидеть треугольник – символ всевидящего Божьего ока. А отходящие от него лучи – это якобы лики Троицы.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Рисование «Анютины глазки»

(план-конспект НОД в старшей разновозрастной группе)

Цель: учить видеть и передавать в рисунках красоту окружающей природы.

Задачи: Совершенствовать навыки рисования карандашом; учить рисовать цветы, способом деления круга на пять частей. Развивать наблюдательность и воображение.

Раздаточный материал: альбомные листы бумаги, карандаши простые и цветные.

Предварительная работа: Наблюдение за анютиными глазками в природе – обратить внимание на строение цветка и своеобразную окраску лепестков.

Ход занятия

Прочитать детям стихи:

Теплым и солнечным, радостным летом

Синим и белым, и смешанным цветом,

Шепчут весёлые, яркие сказки

Эти цветочки АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ.

(О. Огланова)

Рисуем набросок простым карандашом: сначала рисуем круг, а затем внутри круга пять лепестков – три больших лепестка внизу и два поменьше смыкаются сверху, как бы на заднем плане. Ластиком убираем лишние линии.

При раскрашивании лепестков помним, что у каждого цветка два маленьких лепестка — одноцветные, а три больших разноцветные. На трех лепестках жилки, как лучи расходящиеся из центра цветка. В середине цветка - ярко-жёлтые тычинки.

Анализ работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

ИГРЫ:

Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу»Отгадай, что за растение», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату цветами», «Найди такой же цветок», «Что изменилось?», «Найди растение по названию», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», «Найди о чем расскажу».

Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика), «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино –«Наш сад».

Подвижные игры: «К названному растению беги»Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».

Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».

Сюжетно ролевые игры: «Магазин цветов»,

Словесные игры: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем», загадывание загадок.

Пальчиковые игры: «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».

 

 

 

 

Приложение 6.

Лэпбук «Цветики - цветочки»

Рекомендован воспитателям детских садов, для детей старшего дошкольного возраста.

Закрепление лексической темы «Цветы»

 

Лэпбук содержит следующие упражнения и игры:

 

 

1.«Что сначала, что потом»

Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, развитие логического мышления.

Описание: представлено в виде трех карточек с изображением цветка в разные временные отрезки.

 

 

2.«Найди свой дом»

Цель: Развитие внимания и зрительного восприятия.

Описание: иллюстрация, на которой изображены перепутанные линии. Задача ребенка помочь насекомым найти свой цветок.

 

 

3.«Четвертый лишний»

Цель: Закрепление умений соотносить родовые и видовые понятия, устанавливать смысловые связи.

Описание: лист бумаги сложенный гармошкой, где на каждой грани 4 картинки с изображением цветов.

1. Сирень, ландыш, нарцисс, роза (сирень – куст, а ландыш, нарцисс и роза – цветы)

2. Кливия, тюльпан, ирис, гладиолус (кливия – комнатное растение, а тюльпан, ирис и гладиолус – садовые цветы).

3. Гвоздика, ромашка, колокольчик, лютик (гвоздика – садовый цветок, а ромашка, колокольчик и лютик – луговые)

4.Астра, мать –и – мачеха, одуванчик, подснежник ( астра – цветет летом, а мать – и – мачеха, одуванчик и подснежник – весной, это первоцветы)

 

 

4.«Отгадайкака»

Цель: Закрепление умения отгадывать загадки, развитие мышления.

Описание: представлено в виде цветка ромашки, где на каждом лепестке – загадка, а под лепестком отгадка - картинка с изображением цветка.

 

 

5. «Расскажи – ка»

Цель: Закрепление составления описательного рассказа с опорой на схему, развитие связной речи

Описание: иллюстрация схемы описательного рассказа и набор карточек с изображением цветов (роза, тюльпан, василек, ромашка, водяная лилия, анютины глазки)

 

6. «Сосчитай - ка»

Цель: Закрепление согласования существительных с числительным в роде, числе.

Описание: представлено в виде двух кругов. На первом- по краю окружности в хаотичном порядке наклеены цифры. Второй круг, вращающийся диск с наклеенными на него изображениями цветов и прорезью. При вращении диска в окошечке появляется цифра, с которой ребенок согласует изображение цветка (семь роз, семь маков, семь ромашек)

 

7. «Собери цветок»

Цель: Развитие активного и пассивного словаря.

Описание: изображение цветка, где крупно представлены составляющие его части: лепестки, стебель, пестик, тычинки. Отдельно на ниточках прикреплены названия этих частей, с помощью которых ребенок путем наложения находит их на основном изображении.

 

 

8. «Стихи»

Цель: Формирование эстетического восприятия поэтических текстов, пополнение лексического словаря детей.

Описание: книжечка с подобранными по тематике стихами представлена в форме цветка. Взрослый читает стихи по выбору детей.

В свою очередь крупный шрифт позволяет читающим детям самим прочесть их.

 

9. «Путешествие пчелы»

Цель: Закрепление согласования слов в предложении при употреблении предлогов, развитие зрительного и слухового восприятия.

Описание: представлено в виде иллюстрации, на которой текст чередуется с нарисованными картинками, которые ребенок должен озвучить по ходу чтения рассказа взрослым.

 

 

 

10. «Собери букет»

Цель: Совершенствование понимания обобщающего значения слов: садовые цветы, луговые цветы, первоцветы.

Описание: представлено в виде игровизора: иллюстрация с изображением цветов покрыта прозрачной плотной пленкой. Ребенок при помощи фломастера может распределить все цветы на три группы: садовые, луговые, первоцветы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×