Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Экологический кружок для старшей группы дошкольного учреждения ☼. Работа №308067

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

 

Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

658222,Алтайский край г. Рубцовск, ул. Северная, 18 т. 8-385-57-6-17-44,

detsadik48@yandex.ru

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Совет учреждения

Протокол № _____

От«___»___________20___г.

 

 

 

ПРИНЯТО:

Педагогически советом

Протокол № ____ от«____» ________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

ЗаведующийМБДОУ

«Детский сад № 48 «Ручеёк»

__________ Н.Б Дроздова

Приказ № ___ от «____»_________20__г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

КРУЖОК «ПРИРОДА И МЫ» С ДЕТЬМИ 5-6ЛЕТ,

СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Светлячок»

на 2022 – 2023 учебный год

 

 

Срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

 

Составитель/Разработчик программы

Воспитатель: Королёва Надежда Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов

 

 

1

Целевой раздел

2

1.1.

Пояснительная записка

2

1.2

Планируемые результаты освоения программы

5

2

Содержательный раздел

6

2.1

Содержание образовательной деятельности

6

2.2

Методы и материально – техническая база, используемые для реализации работы кружка

13

2.3

Способы и направления поддержки детской инициативы

14

2.4

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

15

3

Организационный раздел

15

3.1

Методическое обеспечение Программы

15

3.2

Расписание кружковой деятельности

16

3.3

Организация развивающей предметно-пространственной среды

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел 1.1

Пояснительная записка

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Познавательное развитие. Экологическое воспитание.

 

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования; Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 48 «Ручеек» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2019 г.) и парциальной программой С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» обеспечивает реализацию образовательной области «Познавательное развитие.

 

 

 

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 5-6 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной

деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Целесообразность. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания интереса учащегося, как к индивидуальной деятельности, так и к коллективной.

Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи.

Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у учащихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.

 

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.

Задачи программы.

Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.

Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.

Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.

Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)

Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).

Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников

желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
-Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
-Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

-Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

- Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.

 

 

 

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

Общие:

 

 

 

Средняя группа.

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

 

Содержательный раздел

 

2.1 Содержание образовательной деятельности.

 

Содержание программы включает в себя пять блоков:

особенности сезонных изменений в природе;

животный мир;

растительный мир;

неживая природа;

человек и природа;

Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Дети средней группы имеют возможность проведения экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д. Формируется способность узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы; формируется желание составлять и изучать мини-коллекции.

Работа по программе включает в себя развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов,

поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями).

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в старшей группе с детьми 5-6 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Программа рассчитана на 1 год. Организованная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в старшей группе во вторую половину дня по 20 минут.

 

Тематический план занятий.

 

п/п

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на природе.

 Учить доброму и бережному отношению к природе.

Рассматривание иллюстраций

«Что хорошото плохо»

Наблюдения за живой и неживой природой
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно»..
-Беседа "Юные друзья природы"
-Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки»

 

«Гуляем в осеннем парке»

(беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях

Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание иллюстраций «Парк осенью»
-Лепка "Деревья и кустарники»
-Опыт "Тепло - холодно"
Беседа об осени.

–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

– Чтение художественной литературы.

–Рассматривание почвы на клумбе.

Октябрь

"Куда исчезают насекомые.

(беседа)

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций о насекомых
-Видео фильм «Жизнь насекомых»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 

«Что нам осень принесла»

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно».
«Угадай, что съел?».
-Беседа "Дары осени"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
-Игра "Дорисуй овощ"

 

«Вырастим цветок»

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага)азвитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

 

«Участок детского сада»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

– Наблюдение за осенними изменениями участка детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»

Ноябрь

«Осенние хлопоты человека»

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой»

Отгадывание загадок об  овощах и фруктах

Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью»

 

«Где живут дикие животные»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.

– Чтение познавательной литературы о диких животных.

Рассматривание схемы-модели «Звери».

 

«Жизнь домашних животных»

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
-Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о кроликах и утках.

– Рассматривание схемы-модели «Животные».

 

«Дорога к доброму здоровью»

Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам.

– Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»

– Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом)

Декабрь

«Какие разные деревья»

Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ  Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Диафильм "Деревья»",
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди листок к дереву".

 

 «Хвойные деревья: сосна»

 Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

 

« Птицы»

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

- Мультимедийная гра «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

– Отгадывание загадок.

 

«Как узнать птиц»

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок 
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Игра "Птички-невелички"

Январь

 «Волшебница- зима»

Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой.

Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.

Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме

 

«Комнатные растения»

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

 

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями

Февраль

Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека

Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

 

«Органы дыхания человека»

Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

. Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

 

 «Кто такие рыбы»

 

Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д.

Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных»

Беседа «Среда обитания рыб»

Игра "Расскажи и покажи"

Рассматривание альбома «Рыбы»

Март

 «Весна- красна»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"

 

«Для чего нужна Красная книга»

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

Мультфильм «Животные Красной Книги»Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа

 

«Всем нужна вода»

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

--Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой

Апрель

«Зеленая аптека»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Загадывание загадок о лекарственных растениях

Дидактическая игра «Айболит»

Беседа «Правила сбора лекарственных растений»

 

  «Кто такие насекомые?»

 

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

Видеофильм «Жизнь весной»

Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам

 

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)оспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы"
" Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

Май

Земля-наш общий дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

Рассматривание картины "Семья дома"
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

 

Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 

-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

 

«Кто больше всех радуется весне»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Слушание стихов о весне

Беседа «Кто больше всех радуется весне»

Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии

 

СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
для организации образовательной деятельности

 

п/п

Ф. И. ребенка

1

Куликов Максим

2

Брылякова Ксения

3

Артеменко Лев

4

Калашникова Полина

5

Сумзин Кирилл

6

Кожемякин Илья

7

Бакулина Алиса

8

Михейкина Милана

9

Глок Артём

10

Азарных Василиса

 

2.2 Методы и материально – техническая база, используемые для реализации работы кружка:

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- экспериментирование;

-исследовательская деятельность;

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

-просмотр видеосюжетов.

Специфической чертой организованной образовательной деятельности по данной программе является тесная связь с игрой.

 

Материально-техническая база представляет собой:

экологический уголок в группе (растения экологического уголка, оборудование по уходу за комнатными растениями);

уголок экспериментирования (в группе);

эколого-краеведческий центр (растения уголка природы, оборудование по уходу за растениями

)

;

 

Материалы: оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; природный материал в контейнерах; оборудование для опытов, исследований; художественная литература: рассказы, стихотворения, загадки; наглядные пособия(плакаты. картинки, картины); картотека дидактических игр; театры: кукольные, фланелеграфные; канцелярские принадлежности.

 

Способы и направления поддержки детской инициативы

.

 

Приоритетная сфера развития детей 4-5 лет являются : познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержания детской инициативы взрослым необходимо:

- поощрять самостоятельность в продуктивной познавательной деятельности.

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания наблюдать, исследовать, экспериментировать;

- создавать условия для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования;

-обеспечивать использование детьми собственных действий в познании различных объектов;

- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей, поощрять стремление научиться делать что-то новое;

- помогать ребёнку спланировать действия по улучшению результата;

- при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры

-побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

 

2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Цели взаимодействия с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области экологического воспитания.

-Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности, сбору экспериментального материала ,изготовлению пособий.

 

План работы с родителями .

 

Организационное родите

льское собрание «Дополнительное

обучение детей» Помочь родителям лучше разбираться в особенностях дополнительного обучения.

2.Консультация «Экологическое воспитание дошкольников».

3.Папка –передвижка «Знай и береги природу».

4. Консультация «Растить любознательных».

5. Памятка для родителей «Как вести себя в природе».

6. Рекомендации «Наблюдения в природе с детьми».

7.Советы«Читаем детям о природе».

8.Акция «Помоги птицам!»зготовление кормушек из бросового материала.

9.Консультация «Мусор-это проблема нашего города!».

10. Выставка рисунков «Мой красивый , чистый город».

 

 

 

3. Организационный раздел

3.1 Методическое обеспечение .

1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Паршукова И.Л. Маленький исследователь в детском саду. – СПб, 2001.

3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Исар, 1998.

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995.

6. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.

7.  Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2000.

 

 

 

3.2. Расписание кружковой деятельности

 

Организованная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в старшей группе по 20 минут.

Дни недели

Возраст

Время

среда

5-6 лет

16 часов

 

3.3.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение.

Развивающая предметно – пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.  

  Экологическая - развивающая предметная среда, может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников. Создаёт условия для:

1.Познавательно-речевого развития

2. Эколого-эстетического развития

3. Оздоровление ребенка

4. Формирование нравственных качеств

5.Экологизации различных видов детской деятельности.

 

В группе имеется уголок природы и экспериментальный уголок, имеется возможность использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности .

Позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Уголок природы в группе эстетически оформлен и оснащен разными материалами и пособиями. Например:

- комнатными растениями (с учётом возрастных особенностей воспитанников) и необходимыми инструментами по уходу за ними;

- дидактическими играми («Чьи детки с ветки?», «Времена года» и т.д.);

- наглядно-дидактическими пособиями из серии «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.)

- моделями «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери» и т.д.);

- макетами природных и климатических зон («Север», «Юг», «Лес»);

- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;

- гербарии, поделки из природного материала;

- аудиозаписи со звуками природы.

Развивать память и мышление помогают наблюдения за явлениями природы и фиксация их результатов в календаре погода и календаре наблюдений. Это приучает ребёнка бережнее относиться и к своему здоровью, и к природе родного края.

Экспериментальный уголок имеет всё необходимое для проведения опытов:, увеличительные стёкла, магниты, разнообразные ёмкости, мерные ложки, материал для игр с песком, водой, мыльной пеной, с тенью, природные материалы и другие материалы.

Всё предназначено для возможности ребёнку самостоятельно экспериментировать, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Собранный природный материал, можно использовать не только при формировании элементарных естественнонаучных представлений, но и для изобразительной и трудовой деятельности. Подготовлены все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×