Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период - время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распозновать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребенок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и сильными тревогами, страхами и опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем мире.
ЯНАО,
г.Салехард,
МАДОУ Детский сад «Журавушка,
воспитатель
Нисина Наталья Викторовна
Памятка для педагогов и родителей
«Этапы развития эмпатии в раннем возрасте по М. Хофману»
Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.
Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания.
№
Этапы
Возраст появления
Характеристики
1.
Глобальная эмпатия
На первом году
Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним
2.
«Эгоцентр ическая» эмпатия
На втором году
Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое
3.
Эмпатия на чувства другого
Между вторым и третьим годом
Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом
4.
Эмпатия на жизненную ситуацию другого
Позднее детство
Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания