В статье говорится о том, как эффективно формировать у дошкольников элементарные математические представления, действуя в рамках ФГОС ДО.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Выступление на семинаре воспитателя МБДУ детского сада №12 «Рябинка», Хмызенко Марии Николаевны г. Петровск, Саратовская обл. 2020 год
Для успешного формирования навыков овладения учебной деятельностью детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет интеллектуальное развитие. Накопление знаний в дошкольном возрасте имеет очень быстрые темпы, одновременно с этим формируется речь и совершенствуются познавательные процессы. Дошкольники, имеющие развитый интеллект, как показывает практика, более уверенны в собственных силах, быстрее осваивают и запоминают новый материал, и имеют большее желание учиться. Я считаю, что исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника - это развитие элементарных математических представлений. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, выполняя важную функцию подготовки детей к школе. И успешность его дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок.
После введения ФГОС в систему дошкольного образования воспитатель занимается развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; строит образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми; решает образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Изучая различную педагогическую литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений (далее ФЭМП) можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. В своей работе я ставлю перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Игры позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Еще одним важным условием успешной реализации программы по ФЭМП является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах. Согласно ФГОС ДОУ развивающая предметно - пространственная среда группы должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Уголок занимательной математики, оборудованный мною, полностью соответствует этим требованиям. При организации развивающей среды я серьезно подошла к отбору игр, игрушек, игрового оборудования соответственно возрасту детей и образовательным задачам, которые решаются на данном этапе. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
В процессе овладения ребенка знаниями и умениями нельзя недооценивать роль семьи. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, — родители и дети закрепляли дома. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Литература
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150
с.Веракса,Н.С
.
Формирование единых временно-пространственных представлений. /
Н.С.Веракса
. //
Дошк
. воспитание, 2015, № 5.
Веракса
Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016г.
Водопьянов,Е.Н
.
Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. /
Е.Н.Водопьянов
. //
Дошк
. воспитание, 2016, № 3.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя
дет.сада
/ Сост. А.К. Бондаренко,
А.И.Матусик
. – 2-е изд.,
перераб
. И доп. – М.: Просвещение, 2015.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред.
А.А.Столяра
. -
М.:Просвещение
, 2015.
Данилова,В.В
.
Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. –
М.:Просвещение
, 2016.
Дидактические игры и упражнения, по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд.,
перераб
.
и доп.– М.: Просвещение, 2015.
Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя
дет.сада
. – 2-е
изд
,
перераб
. / Л.С. Метлина. М.: Педагогика, 2015.