Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

integraciya-detey-s-narusheniem-sluha-v-. Работа №275811

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрваются вопросы, связанные с интеграцией детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении комбинированного вида в условиях малого населённого пункта Российской Федерации. Показана актуальность данной проблемы при социализации глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Раскрыты виды интеграции, приемлимые для детей дошкольного возраста: полная интеграция, частичная интеграция, комбинированная интеграция, временная интеграция. Представлен опыт работы по созданию в детском саду перечисленных видов интеграции в историческом аспекте.

Работа:
Интеграция детей с нарушением слуха в ДОО комбинированного вида
Демократические преобразования в обществе способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить её к месту жительства ребёнка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. При интеграции возможны взаимодействия между массовым и специальным образованием. При этом за каждым ребёнком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-методическая помощь и поддержка. Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребёнком с отклонениями в развитии равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключить механическое копирование зарубежных моделей.
Интеграция возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Полноценная интеграция ребёнка с нарушениями в развитии в массовом детском саду возможна при следующих условиях:
- достаточно высокий уровень общего и речевого развития ребёнка. Ребёнок должен уметь участвовать в диалоге, его речь должна быть достаточно понятной для окружающих, глухой ребёнок 4-5 лет должен читать и понимать короткие тексты, уровень физического развития и здоровья, познавательного развития должен соответствовать возрастной норме, уметь пользоваться СА.
- готовность массового дошкольного учреждения к работе с ребёнком: 1.Психологическая готовность педагогов (особенности развития детей с данной патологией, состоянии речи, личностные особенности)
2.Подготовить слышащих детей и их родителей к принятию ребёнка.
3.Уметь обеспечить активное участие ребёнка во всех видах деятельности.
4.Создание специальных условий. Важно, чтобы глухой ребёнок видел лицо педагога, не кричать(СА), не говорить слишком тихо, речь должна быть естественной, возможность использования письменной речи при общении, обеспечить ношение ребёнком СА (знать правила пользования), знать на каком расстоянии ребёнок слышит без и с СА, проверять понял ли ребёнок инструкцию, вопрос и т.д.
- Наблюдение учителя-дефектолога.
- Активное участие родителей ребёнка. Выполнение заданий учителя-дефектолога, воспитателей
В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОО комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно методическим комплексом и материально-техническим обеспечением)
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определённой категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития, а также целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными (сочетанными) нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населённом пункте может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведёт к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В дошкольных учреждениях комбинированного вида с учётом уровня развития и индивидуальных особенностей детей апробированы к российским условиям следующие виды интеграции(З.П.Медведева, Н.Д.Шматко): комбинированная; частичная; временная; полная интеграция.
При комбинированной интеграции дети с уровнем психофизического и речевого уровня соответствующим или близким к возрастной норме, по одному или два человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога.
При частичной интеграции дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, пребывают лишь часть дня в массовой группе.
Временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми детьми. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада, при этом они получают коррекционную помощь.
Также Типовым положением предусматривается комплектование смешанной группы по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом общая наполняемость групп сокращается. Однако должность учителя-дефектолога можно ввести в случае необходимости в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели. Без специалиста полноценное развитие ребёнка с проблемами в развитии невозможно. (Нашу группу посещает мальчик, который будучи проимплантированным обучался в логогруппе, но так и остался глухонемым.)
В 1993 году в нашем ДОУ были открыты 2 специальные группы для детей с нарушениями слуха. Дети были разделены по возрасту. В младшей группе воспитывались дети от 2 до 5 , в старшей от 5 до 7 лет.
Наличие в детском учреждении массовых групп сразу позволило организовать контакты между слышащими детьми и детьми с нарушением слуха. Для совместной деятельности воспитанники с нарушением слуха объединялись с ровесниками массовых групп. Сначала это были совместные утренняя гимнастика, прогулки. В дальнейшем появилась идея организации общих музыкальных занятий, развлечений, праздников. В последние годы ребята стали объединяться на занятиях по экологическому воспитанию. Были и трудности: дети массовых групп не принимали детей с нарушенным слухом в свой коллектив, их родители боялись и не хотели видеть своих детей рядом с не слышащими детьми. Они просили, чтобы не было совместных утренников, потому что у них портится настроение, им жалко этих детей.
90 е годы - это период, когда учёные, практики, теоретики-сурдопедагоги начинали говорить о возможности и необходимости интеграции детей с депривацией слуха. С другой стороны, менялась демографическая обстановка, в результате чего слабослышащих и глухих детей дошкольного возраста в Северодвинске стало меньше, а в сентябре 1998 года в нашем ДОУ вместо двух специализированных групп функционировала уже только одна. Эту группу посещали все дошкольники с нарушением слуха с 2 до 7 лет. Причём состояние слуха и речи у них было также очень различно. Особо остро в той ситуации встала проблема по организации воспитания и обучения двоих детей группы в связи с планируемым на следующий год поступлением девочек в массовый класс. К тому времени они достаточно хорошо понимали речь окружающих, владели развёрнутой фразовой речью. Тогда при поддержке администрации ДОУ было принято решение интегрировать девочек на занятия в массовую группу, т.е. применить в действие модель частичной интеграции. Для её реализации была проведена очень большая работа: воспитателями, родителями слабослышащих детей (была боязнь, что не справятся, присутствовала гиперопёка) и детьми массовой группы. С ребятами массовой группы проводились беседы о слуховой функции, о значении слухового аппарата для человека, который плохо слышит. В результате проделанной работы девочки начали посещать занятия по развитию речи и математике. Они с нетерпением ждали этих занятий, приходили оживлёнными, делились своими впечатлениями. Конечно, дополнительную нагрузку несли воспитатели массовой группы, учитель-дефектолог (осуществлялась предварительная работа, подготовка девочек к этим занятиям). Но эти труды не прошли даром. Эти выпускницы на хорошо и отлично учились классах с обычными детьми, поступили в университеты. В настоящее время одна из них педагог-психолог, а другая – доктор, заведующая отделением. Благодаря тому, что их интеграция началась в дошкольный период, трудностей в школьном и дальнейшем обучении, общении с коллективом детей не возникло. Позже другие две девочки посещали занятия по развитию речи и математике вместе со слышащими детьми и сейчас тоже успешно обучаются в школе со слышащими детьми.
В 2004 – 2005 учебном году впервые в нашем дошкольном учреждении был получен опыт интеграции комбинированного вида. В группу поступило сразу четверо малышей двух – трёх лет. В результате группа стала состоять в основном из детей младшего и среднего дошкольного возраста, их речь была развита очень слабо: либо отсутствовала совсем, либо находилась на уровне отдельных слов, звукоподражаний, элементарных фраз. На начало учебного года в группе находился только один ребёнок старшего дошкольного возраста, хорошо понимающий речь окружающих людей, владеющий развёрнутой фразовой речью. Это был мальчик, с третьей степенью тугоухости пяти с половиной лет. Чтобы не занижать способности ребёнка и создать благотворную среду для его дальнейшего речевого развития, было решено ввести ребёнка в группу слышащих сверстников на занятия по математике и экологическому воспитанию. С занятий ребёнок приходил оживлённым, с интересом рассказывал об увиденном и услышанном, о своих новых друзьях. Педагоги группы, куда интегрировался мальчик, отмечали его активность на занятиях, желание общаться со сверстниками, достаточно высокий уровень речевого развития, успехи на занятиях по математике. Чаще всего приходится встречаться с ситуацией, когда воспитатели с опаской относятся к интеграции слабослышащих детей в свою группу. В этом случае мы встретили понимание и поддержку со стороны коллег. Связано это было с имеющимся у них не малым опытом работы с глухими и слабослышащими детьми, что даёт ребёнку полное принятие его со стороны педагогов, понимание его проблем, связанных с тугоухостью. Изучив возможности и способности ребёнка, а также зная о наших трудностях в организации педагогического процесса, воспитатели и учитель-логопед сами предложили перевести мальчика в свою группу. Таким образом, частичная интеграция переросла в комбинированную. Ребёнок стал посещать группу вместе со слышащими детьми, а на индивидуальные занятия по слуховому восприятию приходил к учителю-дефектологу. При выпуске из детского сада его развитие соответствовало возрастной норме.
С 2008 года в ДОО организована работа смешанной группы детей с пониженным слухом и детей с ФФНР. Хотя работа одного специалиста вызывала большие трудности: обучение по разным программам. Положительные результаты всё же можно отметить. Глухие не говорящие дети видели образец словесного общения, у них появилась мотивация для овладения словесной речью (часть могли общаться только жестами). Результат: все дети говорят, они сами исключили жестовую речь как средство общения. В свою очередь слышащие дети тоже приобрели опыт в общении, стали более выдержанными, терпимыми.
На современном этапе с успехом используются все виды интеграции.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×