Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование коммуникативного метода при изучении грамматики английского языка . Работа №300638

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Процесс усвоения грамматического материала и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения, манеры преподавания учителя.

По мнению А.Н. Щукина, подход – это базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения.

По мнения Е.Н. Солововой, метод – предполагает наличие определённых шагов, принципов, использование конкретных примеров.

Можно выделить два основных подхода к обучению грамматике: эксплицитный (объяснение правил и явлений) и имплицитный (повторение и заучивание грамматически верных структур без заучивания самих правил).

Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде. Этому способствует множество причин, таких как возраст, уровень знаний обучаемых, цель обучения, особенности грамматического материала и т.д.

Эксплицитный подход предполагает использование двух методов: дедуктивного и индуктивного.

Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях.

Работа:
ООО Инфоурок
проект
Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций
по направлению подготовки
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
слушателя
курса профессиональной переподготовки
Котельниковой Анны Юрьевны
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
Особенности использования коммуникативного метода при изучении грамматики английского языка …………………………………………
Применение современных интерактивных методов для закрепления грамматических навыков ……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………
Цель проекта – описать лингвистические особенности обучения грамматике английского языка. Рассмотреть и оценить методику и основные принципы отработки аспектов грамматики английского языка учащихся образовательных учреждений.
Объект исследования - обучение грамматике английского языка в образовательных учреждениях.
Предмет исследования – грамматика английского языка как средство формирования грамотной устной речи.
Гипотеза – формирование грамматических навыков при помощи коммуникативного метода, с отработкой этих в интерактивных видах учебной деятельности с последующим закреплением в упражнениях и контролем с помощью тестов, более эффективно формирует грамотную устную речь.
Задачи:
- определить методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка;
- описать конкретную методику и план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.
- Привести пример применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.
ВВЕДЕНИЕ
Грамматика- это собрание правил пользования словами и предложениями. Однако в 1965 году можно было услышать следующее: Что касается обучения грамматике, то в этом отношении в наших школах долгое время господствовала крайне нежелательная методическая традиция. Преподаватели в основном стремились к тому, чтобы учащиеся прочно запоминали эти правила. С этой целью учащимся давалось большое количество упражнений, целью которых было как закрепление грамматических правил, так и сознательное применение их при расшифровке и конструировании иноязычных предложений.
Специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка С.Г.Тер-Минасова отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка — иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран.
2.Особенности использования коммуникативного метода при изучении грамматики английского языка
Процесс усвоения грамматического материала и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения, манеры преподавания учителя.
По мнению А.Н. Щукина, подход – это базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения.
По мнения Е.Н. Солововой, метод – предполагает наличие определённых шагов, принципов, использование конкретных примеров.
Можно выделить два основных подхода к обучению грамматике: эксплицитный (объяснение правил и явлений) и имплицитный (повторение и заучивание грамматически верных структур без заучивания самих правил).
Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде. Этому способствует множество причин, таких как возраст, уровень знаний обучаемых, цель обучения, особенности грамматического материала и т.д.
Эксплицитный подход предполагает использование двух методов: дедуктивного и индуктивного.
Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях.
Более подробно можно рассмотреть данный метод на основе последовательности действий и его применения. Правило сначала изучается при помощи изучения грамматических терминов. Ученикам дается задание найти новое грамматическое явление в тексте, назвать форму, объяснить причину её применения, далее ученики выполняют подстановочное упражнение в соответствии с образцом. Осуществляется переход от выполнения подстановочных упражнений к трансформационным. Выполняются упражнения на перевод с русского на английский.
В старшей школе часто используется дедуктивный метод, так как продвинутый уровень изучения языка подразумевает высокий уровень языковой грамотности, что, в свою очередь, позволяет ученикам пользоваться специальной справочной литературой, как в школе, так и дома. Однако грамматические структуры на старшем этапе обучения сложны для самостоятельного понимания, и объяснения учителя помогают ученикам более точно и корректно усвоить новый материал.
При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов:
Ученикам дается текст, в котором часто используется новое грамматическое правило. Учитель просит определить и сформулировать правило. На данном этапе необходимо использовать различные подсказки такие, как выделение текста курсивом или другим цветом, предоставленные тексты или предложения, должны быть понятны, чтобы учащиеся смогли без труда определить новые грамматические формы и вывести правило.
Учащиеся формулируют правило, учитель корректирует его.
Выполняются упражнения на подстановку.
Трансформационные упражнения.
Обучаемые выполняют упражнения на перевод с родного языка на иностранный.
Е.Н. Соловолова выделяет несколько преимуществ использования индуктивного метода на начальном и среднем этапах обучения:
- развитие языковой догадки у учащихся;
- выведенное самостоятельно грамматическое правило учениками легче запоминается и усваивается;
- объясняя и корректируя правило, учитель избегает сложных грамматических терминов.
Имплицитный подход предполагает использование ситуативного и коммуникативного методов.
При использовании ситуативного метода учащимся даются упражнения на отработку ситуативных моделей.
Последовательность действий раскрывает суть этого метода:
Прослушивание предложений или текста с новым грамматическим явлением. Например: I have/She has/He has/ect.
Учащиеся хором или индивидуально проговаривают образец за учителем.
Учащиеся выполняют упражнения с использованием только, что изученной структуры, в парах или вместе с учителем. Например: Has she? – Yes, she has!/ Have you? – No, I haven’t/ ect.
Ученики составляют учебный диалог с несколькими структурами.
При использовании коммуникативного метода, грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке. Коммуникативный метод подразумевает использование частных методов:
- предваряющее слушание (учитель проигрывает определенный текст, содержащий грамматические и лексические единицы, объединенные одним сюжетом);
- имитация речи (учитель просит учеников произнести фразу хором или индивидуально с различными эмоциями, в разной коммуникативной ситуации. Высказывания учащихся могут сопровождаться жестами, рифмоваться, проговариваться под музыку и т.д.);
- группирование схожих фраз по смыслу, форме, что способствует созданию образца речевой ситуации. Например, ситуация знакомства: What’s your name? ; Where are you from? ; What’s your phone number?
- автоматизация изученных структур, встречающихся в разнообразных ситуациях общения, текстах;
- действия по аналогии в схожих ситуациях общения, например, общение в гостинице, на собрании, представлении и т.д.
В настоящее время ни один из методов не используется в чистом виде. Изучение традиционных подходов и методов обучения грамматике позволяет сделать вывод о том, что каждый подход занимает своё определённое место в процессе изучения иностранного языка. На начальном этапе обучения наиболее эффективно будет использование имплицитного подхода, на среднем и старшем – эксплицитного. При этом следует отметить, что какого бы подхода мы не придерживались, методы, содержащиеся в них, следует чередовать, учитывая способности учащихся, содержание грамматического материала и сложность его усвоения учениками, а также условия обучения. На наш взгляд, чередование методов мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и делает образовательный процесс более интересным и легким.
3.Применение современных интерактивных методов для закрепления грамматических навыков
Интерактивное обучение - это современный способ обучения, который состоит во взаимодействии всех участников учебного процесса, то есть учеников и учителя. Эта методика эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащегося. Интерактивные методы обучения английскому языку помогают учащимся обмениваться информацией, получить практические навыки общения на английском языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника.
Одной из форм совместного обучения в малых группах является групповая деятельность. Она наиболее полно отвечает целям и задачам интерактивного обучения. Достижение сотрудничества в группах обеспечивает качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков. При планировании урока нужно ставить организацию взаимодействия (интеракции) и придерживаться её на протяжении всего занятия. Для того чтобы овладеть иноязычной речью вне языковой среды изучаемого языка, ученикам необходимо создать условия для языкового общения на уроке. Учащиеся работают вместе, вырабатывая новые знания совместными усилиями.
Работа в парах является ещё одной формой работы в малых группах. В паре партнеры общаются друг с другом увеличивая время общения на языке, в то время как в группах это время надо делить на всех участников. Данная форма работы хороша в небольшой группе учащихся.
Совместное обучение является также одним из видов интерактивного обучения, при котором класс делится на несколько групп, каждая из которых действует по инструкции преподавателя. Каждая группа работает над своим заданием, которое является частью общей цели. В конце урока все части соединяют в одно целое, получив, таким образом, полную информацию о грамматическом явлении или ситуации. Главная идея этого метода – учиться вместе.
Еще одним примером может служить ролевая игра, которая совмещает учебную, игровую и речевую деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учитель же управляет этой игрой, с его точки зрения цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств. Именно они способствуют развитию речевых навыков и умений, позволяют моделировать общение учащихся в разных речевых ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение грамматике в школе должно занимать одну из ведущих позиций, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения. Грамматика - основа любого языка. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности — аудированием, говорением, чтением и письмом. Усвоение грамматики возможно только с изучением грамматической структуры, грамматического значения этой структуры, а также формирования грамматического навыка. Современные интерактивные методы должны помочь учащимся понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Задания должны быть разнообразны и тщательно отобраны. Наглядность и игры также должны быть частью учебного процесса. При использовании дидактических игр, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков, что имеет огромное практическое значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение. Теория и практика. – М.: Высшая школа 2009 – 280с.
Лисичкина Т.А., Плотникова Л.А., Сельментова Ю.В., Колосс Н.М. Использование инновационных технологий на уроках английского языка: Материалы НПК Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования. – Казань: РИЦ Школа, 2007.
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 372 с.
Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. - №8. - С. 39-42.
Щукин А.Н.. Лингводидактический энциклопедический словарь. - Астрель. Хранитель, 2007 г. – 752с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239с.
8
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×