Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

История возникновения вятской гармоники. Работа №307786

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Гармоника всегда была средством народного самовыражения, символом народного духа. На вятскую землю гармонику завез Данил Нелюбин, крестьянский парень из села Истобенского Оричевского уезда, в 1841-1842 гг. Он решил сделать свою истинно-вятскую гармонь. И вот в 1842 году появилась нелюбинская гармонь. В 1900 году на первой Парижской выставке вятские гармоники получили признание специалистов Европы. И в наше время вятская гармонь также поднимает настроение своим слушателям, триумфально шагает по зрительным залам, скверам, паркам и садам.

Работа:

История возникновения вятской гармоники

 

Зорина Галина Николаевна – преподаватель КОГПОАУ «Вятский колледж культуры»

 

И все же для России гармоника нечто большее, чем музыкальный инструмент. Она была средством народного самовыражения, символом народного духа. Ведь что-то же заставляло русского мужика, знавшего цену трудовой копейке, покупать эту безделицу (а гармонику в Вятке вначале так и называли - "игрушка") по цене коровы. Ведь почему-то создатель первой хроматической гармони туляк Николай Иванович Белобородов на настойчивые уговоры австрийской фирмы продать ей патент, несмотря на свое бедственное материальное положение, ответил отказом: "Это русское изобретение, пусть оно в России и останется". Ведь отчего-то российские любители гармоники не довольствовались зарубежными образцами а создавали свои, с родным и понятным, милым сердцу распевом: тульские, саратовские, елецские, сибирские гармоники, "хромку", ливенку, "вяточку".

Около 180 лет назад появилась гармонь на вятской земле, а если чуть точнее, то в 1841-1842 гг. А завез ее на нашу землю Данил Нелюбин, крестьянский парень из села Истобенского Оричевского уезда. Требовала душа вятского крестьянина чего-то особенного, а вот чего?...

Жители села Истобенское, как и ряда других деревень, пахотных земель почти не имели, а потому занимались отхожими промыслами и, главным образом, бурлачеством. С ранней весны и до глубокой осени работали они на речных судах. Молодежь, глядя на старших, тоже готовилась к бурлачеству. Однажды взял отец Данилу Нелюбина на ярмарку весной 1841 года. О гармони молодой парень слышал много и давно мечтал купить ее. И вот с разрешения отца Нелюбин покупает гармонь, но она скоро поломалась. Нижегородский мастер Воронцов отремонтировал ее, да к тому же показал Даниле, как ее и впредь ремонтировать. Этот случай, вероятно, и послужил первым шагом по пути распространения гармонного промысла в Вятской губернии.

В долгие зимние вечера Данила Нелюбин учился ладить гармони, играть на них. Вскоре все секреты устройства гармони были усвоены, и он решил сделать свою истинно-Вятскую, чтобы она была непременно лучше Тульской. И вот в 1842 году появилась нелюбинская гармонь. Какая она была, как играла мы можем лишь догадываться, но одно известно, что гармонных дел мастер Данила Нелюбин сразу же получил широкую популярность. К нему посылались заказы и просьбы на изготовление гармоней. Сначала от друзей, соседей и потом из других деревень.

У Нелюбина появилось множество учеников, которые высоко понесли славу Вятской гармони. В губернии стали зарождаться кустарные мастерские, артели по изготовлению гармони. позднее - первые фабрики, всего их было более 20и. С годами наши мастера так освоили свое дело, что Вятская гармонь шагнула далеко за пределы губернии, даже за Урал и в Сибирь.

Наступал 20 й век. Слава о гармони была в расцвете. в 1900 году на первой Парижской выставке вятские гармонии получили признание специалистов Европы.

Сначала "вяточки" были двухголосными. К концу прошлого века в них делали уже до пяти голосов - на октаву выше и ниже остальных. На правой стороне было до пяти регистров - движков, позволяющих подбирать и комбинировать звуки различной силы и оттенка. На левой стороне добавляли гудочек - подголосок ("пискун"), а сверху нередко ставили еще и два колокольчика, звеневших при нажиме на верхний клапан.

В начале нашего века торговыми фирмами издавались руководства и самоучители для гармоник рояльного строя. В них имелись в виду и вятские гармоники, но специальных пособий для этой гармоники не печаталось.

Музыкальные данные гармоники невелики: исполнение мелодий возможно лишь в одной тональности (в которой настроен инструмент) состоящей из звуков натурального мажора. В аккомпанементе звуки при смене движения меха разные "на разжим звучит тоника, на сжим - доминанта". Поэтому удобно исполнять мелодии с равномерным чередованием гармонических функций. Звуки правой клавиатуры не изменяются при смене движения меха, что является большим удобством.

Специфический мягкий оригинальный тембр звука выделял "вяточку" из общего хора. немалое значение для покупателей имел и внешний вид инструмента: ведь что не говори был он в первую очередь своеобразным спутником редкого досуга, праздника, общего веселья. И на отделку гармони и качество лака для корпуса и яркость ситца или цветной бумаги на мехи, и чистота и цвет клавиш и "пуговок" и буйная роскошь инкрустации, ни времени, ни сил, ни средств не жалели. "Вяточка" в лучших своих образцах счастливо соединила яркую внешность и буквально берущий за душу голос.

Играя на ней, можно не стесняться в смысле особой осторожности обращения с ней. Во время зимнего деревенского раздолья она одинаково звучна как на морозе, при игре на улице, так и в жарко истопленной избе. Летом - и в сухую, и в ненастную погоду.

Русский фольклор, народные обычаи, праздники и гуляния, старинные обряды и народные инструменты, а среди них, прежде всего, гармонь, нуждаются в бережном сохранении и возрождении их былой российской славы.

Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. С древнейших времени и до наших дней они были спутниками человека. От тетивы лука до скрипки Страдивари, от примитивных инструментов эпохи палеолита до современных синтезаторов - вот путь их развития. Надо заметить, что в древности музыкальное искусство почитали, ему даже приписывали божественное происхождение. Подтверждением этому является то, что большинство богов Древней Греции изображалось с лирами (музыкальный инструмент), которые воспевали поэты.

Беречь, хранить народные инструменты и обряды - не значит не трогать, не пользоваться ими.

Все чаще входят в наш современный быт старинные элементы забытых обрядов и ритуалов. Среди них, конечно, свадьбы. А какая свадьба без баяна, без гармони?

Когда-то незаслуженно забытая, обиженная, наша русская гармонь вновь поднимает настроение своим слушателям, триумфально шагает по эстрадам и зрительным залам, скверам, паркам и садам.

Список использованных источников информации

Булычев

,

В.Т. Играй, гармонь, рассказывай!

/ В.Т. Булычев.

- Киров, 1993.

- 66 с.: ноты.- Текст: непосредственный.

Василевич

,

В.А

.

Нелюбинская

хромка

.- Текст: непосредственный / В.А. Василевич

//

Вятский край

.-

2002.

Венец вятских талантов:

сборник,

посвящен 625-летию города Кирова /

с

ост. Ф.С.

Фридный

.-

Киров, 1999.

-

72 с.: ил.-

Текст: непосредственный.

Газарян

,

С. В мире музыкальных инструментов

/ С.

Газарян

.-

М

осква

:

Просвещение, 1989.

- 158 с.: ил.- Текст: непосредственный.

Мирек

,

А. Гармоника

/ А.

Мирек

.- М

осква

:

Интерпракс

, 1994.

- 5

34 с.- Текст:

непсоредственный

.

Сапожников

,

А. Вятская гармоника / А. Сапожников, В. Фокин. - Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991.

- Текст: непосредственный.

Шулятьев

,

В. Сам сыграет, спляшет и споет

/ В.

Шулятьев

.- Текст: непосредственный //

Вятский

кра

й.-

2004.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×