Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Образ материнства в народной культуре. Традиции и современная практика.". Работа №304475

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В выступлении представлен опыт работы воспитателя по формированию нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения, раскрыт образ материнства в народной культуре от древних времён и до сегодняшних дней. Приведены исторические факты. Педагог раскрывает формы и методы работы с тряпичными куклами в группе раннего возраста дошкольного образовательного учреждения. Поясняется опыт взаимодействия воспитателя и мам малышей по созданию куколок-берегинь. Акцент сделан на формирование духовно-нравственных ценностей в семье. 

Работа:

Образ материнства в народной культуре. Традиции и современная практика.

«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим». Вадим Шафнер.

Сегодняшняя жизнь такова, что мы очень устаем от сумасшедшего темпа городской повседневности, огромного объема работы, бытовых неурядиц, проблем со здоровьем. Испытывая постоянные стрессы, наша душа подсознательно тянется к природе, к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Поэтому в современном обществе бурно возрождается интерес к истории русского народа, к его культуре и быту. Все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. Мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к культурным истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта, а сейчас переживает свое второе рождение.

Тряпичная кукла произошла от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, домашнего очага. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Оберег для счастливого материнства представлен в виде куклы-женщины с младенцами, всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе. Такой оберег символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей. Образ куклы был реален и узнаваем. Простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.  Кукла становилась оберегом. Женщины создавали куклы для своих деток. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Так воспитывалось уважение к образу материнства, к жизни семьи, интерес к культуре.

Кукла считалась лучшим подарком. Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из прошлых веков. 

Самое главное для матери благополучие детей. Как уберечь их, когда мы не рядом с ними? На Руси из покон веков велось делать людям обереги, а для маленьких детей кукол берегинь. Перед началом учебного года я предложила мамам деток моей группы совместно сделать куклу-оберег для малышей. В древности считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Чтобы мамы творили куклу Берегиню с особым трепетом, рассказываю им притчу о дорогой работе:

«Полетел однажды ангел посмотреть, как люди трудятся. Увидел он тяжёлый труд крестьянина. В один год крестьянин получил богатый урожай, а другой год выдался неурожайным. Увидел ангел художника, который много лет работал над картиной, но бедствовал. Увидел богача, который скопил богатство, а потом разорился.
— Многие люди упорно трудятся, — рассказал ангел, вернувшись на небо, — но редко их работа оплачивается по достоинству.
— Есть на Земле работа, которая оплачивается достойно, — ответил старший ангел. — Это работа матери.
— Матери трудятся днём и ночью, но я ни разу не увидел, чтобы им платили! — воскликнул молодой ангел.
— Работа матери — самая высокооплачиваемая, потому что за неё платят любовью».

Поблагодарим наших детей за такую заработную плату и подарим им частичку своей души, заботы и силы материнской любви. Куколка, бережно сделанная ласковыми руками матерей, будет охранять наших малышей от невзгод. Для работы нам потребовалось всего лишь несколько обрезков ткани, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.

На следующий день я представила эту куклу детям, рассказала, как мамы старались, что делала мама Маши, чем помогала в работе над куклой мама Арсения. Дети оживлялись радостью, чувствовали материнскую заботу о них. Кукле определили место в уголке русской народной культуры. Брали ее для тематических бесед «Народные промыслы»,  «Что бывает из соломы, дерева, ткани». Играли с ней в дидактические игры «Угадай на ощупь, что внутри куклы», «Одень куклу», в подвижные игры «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори, ясно», хороводные игры: «Как пошли наши подружки»; «Со вьюном я хожу», в сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «У бабушки в гостях», «День рождения куклы». Знакомились с подружками и сестричками нашей Берегини, рассматривая фотоальбом «Народные куклы». Читали литературно-художественные произведения М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек», стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков. На занятиях по художественно-эстетическому развитию делали аппликацию: «Украсим кукле фартук», рисовали платочки, из пластилина лепили «Подарки для куклы»: сладости, посуду, игрушки. На занятиях по конструированию строили «Домик для куклы». В общем, приняли куклу в нашу повседневную детсадовую жизнь. Кукла Берегиня помогала мне как педагогу в разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, которые возникали между детьми.

При организации мероприятий, посвященных Дню матери, у меня появилась идея ввести в группу образ матери, не тот, что на фотографиях из семейного альбома, выставочных портретах, которые мы ежегодно собираем для оформления выставки «Моя мама лучще всех», а такой образ, который можно потрогать, обнять, поиграть с ним. Так у нас в группе поселилась кукла - матушка Матренушка (показ). Основываясь на традициях русской народной культуры и, добавив черты современности, в совместном творческом процессе с откликнувшимися мамочками мы сшили вот такой кусочек доброты. Есть пословица: «При солнышке – тепло, а при матушке – добро». Исходя из современной практики, младшим дошкольникам, с еще не сформированным воображением, трудно воспринимать куклу без лица. Поэтому у нашей Матренушки есть большие глазки, чтобы все-все видеть, что с детками происходит. Есть длинные ручки, чтобы нежно обнять и пожалеть всех-всех своих ребяток, Ну и, конечно же, неотъемлемый аксессуар современной женщины - сумочка, чтобы создавать сюрпризные моменты и класть в нее все-все, что может пригодиться.

Моим воспитанникам очень понравилась эта куколка. Она восполнила для них отсутствие в детском саду родной матери. Я убедила детей в том, что матушка Матренушка как вторая мама, все выслушает, если ты захочешь ей что-то рассказать, поделиться секретом, вытрет слезы и пожалеет, если тебе станет грустно или вдруг кто-то обидит, даст совет, как поступить в том или ином случае, но может и поругать, если ты поступил плохо. Куклу мы разместили в уголке уединения за ширмой. То и дело дети заходили к ней в гости, кто-то из любопытства, кто-то со своими радостями (показать красивый рисунок, похвалиться новой одеждой или игрушкой), кто-то с обидой (рассказать, что с ним не дружат или отобрали игрушку), да у детей столько всего! Вы можете возмутиться и сказать, что второй мамой для ребенка в детском саду должна стать я - воспитатель. Но практики с вами не согласятся, зная, что в индивидуальной paбoтe c peбёнкoм бывaют oпpeдeлeнныe cлoжнocтикак порой тяжело дocтyчaтьcя дo нeгo, зaвoeвaть дoвepиe, пoлyчить cвoeгo poдa paзpeшeниe нa oкaзaниe пoмoщи. И психологи констатируют факт, что ребенок гораздо охотнее и быстрее раскроет свою душу игрушке, чем взрослому. Игpacaмaя нopмaльнaя cpeдa для peбёнкa, способствующая дoвepию, быcтpoмy и мягкoмy pacкpeпoщeнию. И кукла здесь выступает симпатичным посредником, который мягко и тaктичнo помогает педагогу зaглянyть вo внyтpeнний миp малыша и, глaвнoe, пoзвoляет cдeлaть тaк, чтo пoмoщь взpocлoгo бyдeт пpинятa, a вce вaжныe cлoвa и coвeтыпo-нacтoящeмy ycлышaны. Ведь пpaктичecки вce дeти вepят в тo, чтo нa caмoм дeлe кyклы живыe, пpocтo cкpывaют cвoю тaйнy взpocлых, притворяясь игрушечными. Вcпoмнитe «Щeлкyнчикa», «Гoлyбyю cтpeлy», или дaжe диcнeeвcкyю «Иcтopию игpyшeк», когда по ночам все они оживали. Кyклaм дeти paccкaзывaют o самом сокровенном, pядoм c ними cлaдкo зacыпaют пo нoчaм. Взpocлыe для детей этo пpeдcтaвитeли дpyгoгo миpa, пopoй вocпpинимaeмoгo дeтьми кaк вpaждeбный. A кyклaэтo «cвoй пapeнь», oнa нe мoжeт oбидeть, выcмeять, выдaть твoй ceкpeт. Кyклe мoжнo кpытьcя, не нужно бoятьcя. А ecли эта куколка сделана eщё и руками твоей мамочки, то она поистине становится родной. А для меня – педагога, матушка Матренушка стала зaмeчательной помощницей в воспитании у детей нравственных качеств, в формировании детского коллектива. Бесценной оказалась эта куколка в период адаптации к детскому саду впервые поступивших детей, болезненно переживающих расставание с мамой. Стала своеобразным коммуникативным мостиком в отношениях мeждy peбёнкoм и взpocлым, мeждy peбёнкoм и peбёнкoм. Кукла может развлечь малыша, заинтересовать, создать игровую ситуацию. Расположение ширмы и конструкция игрушки такова, что я могу, не подходя близко к ребенку, шевелить куколкой, прошептать ласковые слова на ушко ребенку, рассказать сказку, потешку, спеть песенку, как мама. Сумочка у матушки Матренушки стала своеобразной обратной связью. В нее дети клали свои рисунки, поделки, игрушки, чтобы порадовать куколку, а из нее доставали конфетки, новые книжки-малышки, занимательные игры, картинки. Присутствие в группе такого образа материнства способствует поддержанию благоприятного психологического климата, более раскрепощенному общению и, конечно же, воспитанию почитания и уважения своих матерей. А это одна из заповедей божьих: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Вот таким опытом применения народной куклы в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников я хотела с вам поделиться. Спасибо за внимание! Будут ли ко мне какие вопросы?

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×