Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя». Работа №232589

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Консультация для педагогов в которой раскрываются профессиональные компетенции педагога.

Работа:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №8 города Свободный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

 

«Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Калугина Анна Григорьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Свободный

2017

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми.

Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

Ведь образование — это не только передача опыта от одного поколения другому, но это и трансляция культуры, ее сохранение и приумножение, это социализация личности. В такой ситуации наиболее значимой и незаменимой фигурой становится педагог — носитель культуры, знающий ответы на вопросы не только в рамках своего предмета, умеющий научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях, отстаивать собственную позицию и т. п.

Вопрос о компетенциях вообще, а об общекультурной, в частности, остается нерешенным до настоящего времени. Мы исходим из положения о том, что культура, это сложное, многогранное явление, являющееся созданием человека, регулятором человеческой деятельности, именно в ней человек создает свой образ жизни, образ деятельности, именно культура влияет на становление человека как личности

Основные характеристики общекультурной компетенции:

- мировоззренческая культура (знание основ мировой и национальной культуры, духовных и нравственных основы жизнедеятельности человека, ценностные ориентиры),

- социокультурные нормы (система правил поведения в обществе, общности, группе, поведение личности),

- культура речи (знание родного языка и иностранного и умения грамотно излагать мысли),

- культура общения.

- культура межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, толерантность, сострадание, сочувствие и т. д.).

Мировоззренческая культура формируется во взаимосвязи с мировоззренческой культурой общества, которая представляет исторически сложившиеся идеалы, ценностные представления, национальные ценности, традиции, которая и является фундаментальной личностной характеристикой, определяющей социокультурные мировоззренческие ориентации. Мировоззренческая позиция выявляет взгляды и убеждения, социальные установки и нравственные принципы поведения в отношении личности к обществу, к другим людям, к себе в процессах познавательной, коммуникативной и профессиональной деятельности в социуме. Мировоззренческая культура — это сложный комплекс устойчивых качеств и свойств личности, который характеризует духовно-нравственную зрелость специалиста. Показателями высокого уровня мировоззренческой культуры выступает позиция глубокого осознания духовно-культурных ценностей своего народа, деятельность по сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры, готовность к активной социокультурной деятельности в обществе.

Социокультурные нормы — это правила или руководящие начала, регулирующие взаимодействие индивидов, отношения человека в обществе. Одним из важнейших признаков социокультурной нормы является императивность, то есть поведение, не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей. Социокультурные нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе социализации человек, учитывая исторический предшествующий опыт, усваивает и сохраняет то, что представляет наибольшую значимость, ценность. Таким образом, норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство. Нормы включают различные виды предписаний, которые и образуют сферу должного. Регуляторами поведения выступают ценности, общественные идеалы, жизненные принципы, которые и заключают в себе зарождение и формирование новых норм. Социализация личности в образовательном процессе, ее профессиональное становление обеспечивается через усвоение норм морали, права, общения.

Другим критерием общекультурной компетенции выступает культура речи или речевая культура. Речевая деятельность человека является не только самой распространенной, но и очень сложной. Она составляет основу любой другой деятельности человека: научной, образовательной, производственной и др. Культура речи предполагает высокий уровень общей культуры человека, культуру его мышления, знание языка как родного, так и иностранного. Еще К. Д. Ушинский указывал на значимость родного языка, который не только выражает жизненность народа, но и есть сама жизнь. Когда исчезнет народный язык, предупреждал педагог, — народа нет более.

Культура речи — это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей. В определении речевой культуры обращается внимание на три формы языка: нормативная, коммуникативная, этикетная. При этом ученые называют критерии речевой культуры: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность, уместность. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступления. Специалисты утверждают, что литературный язык сегодня претерпевает серьезные изменения. Идет вытеснение коренных русских слов, вместе с этим происходит искажение национального образа мира (А. С. Запесоцкий). Существенно изменился не только нормативный, но и бытовой, этикетный язык. Родной язык перестает быть инструментом приобщения к культуре. Вот почему так важна культура речи педагога в любом образовательном учреждении. Ведь правильность речи, богатство индивидуального словаря не только повышает эффективность общения, усиливает действенность устного слова, но это и передача норм, опыта, регламентирующих человеческую жизнь. И овладение основами речевой культуры для каждого педагога — не только необходимость, но и обязанность. Речевая культура человека напрямую выводит на культуру общения.

Культура общения — это неотъемлемая часть культуры личности. Понятие «общение» находится в тесной связи с понятием «отношение». Эти понятия являются сопряженными в том смысле, что отношения формируются и проявляются в общении. Психологический словарь дает такое определение общению: «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». Именно общение формирует общество и является способом развития членов этого общества. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Именно через общение людей осуществляется перевод объективного в субъективное, общественного в личностное, социального в индивидуальное и наоборот. Позиция ученых сводится к общему знаменателю: культура общения — это культура личности. Обратимся к некоторым положениям по проблеме педагогического общения. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми, связана не просто с передачей информации, а с активным обменом ею. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Перцептивная сторона общения — это процесс восприятия и понимания другого человека и установление на этой основе взаимопонимания. Отсюда вытекают и специфические функции общения: функция познания друг друга; функция приобщения обучающегося к опыту и ценностям педагога; функция созидания собственного «Я» через ориентацию на ценности другого; функция стимулирования обучающегося на духовные новообразования. Кроме обозначенных, безусловно, следует назвать информационную функцию, обеспечивающую процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям. Педагог как носитель определенной знаний в различных областях науки, литературы, искусства, практической деятельности через общение способствует трансформации имеющейся у него информации обучающимся. В своей деятельности каждый педагог любого образовательного заведения должен реализовать все функции общения, ибо каждая из них имеет важное значение в профессиональной деятельности для достижения поставленных целей образования. Общение, как следует из сказанного, одновременно выступает как процесс взаимодействия индивидов, как информационный процесс, как процесс взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания. И следует помнить слова Д. Лихачева: «Общаясь, люди создают друг друга».

Культура межличностных отношений позволяет обеспечить высокий уровень психологического комфорта, обладая признаками общей культуры личности, является проявлением внутренней культуры личности педагога, существенно влияющей на результативность педагогической деятельности. Обращение к работам А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, В. М. Мясищева и др. позволило рассматривать культуру межличностных отношений как совокупность духовных, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, необходимых для успешного взаимодействия и регулирования своего поведения на основе нравственных норм и правил общения. Сущностью культуры межличностных отношений в образовательном пространстве является ориентация на приоритеты социальной ответственности, общность целей-ценностей всех субъектов образовательного процесса. Межличностные отношения влияют на результат педагогической деятельности в целом и на личность самих педагогов, в частности, на развитие профессионально значимых качеств. Межличностные отношения характеризуются эмоциональной стабильностью, лояльностью, перцептивностью, эмпатийностью, что обеспечивает положительный морально-психологический климат в образовательном пространстве. Формирование культуры межличностных отношений будет зависеть от таких условий, как: мотивационно-ценностная установка в образовательном пространстве, на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог; высокая требовательность к себе и другим; специально организованная программа, включающая проведение семинаров, тренингов и мероприятий, направленных на развитие общекультурной компетенции.

Представленные характеристики общекультурной компетенции показывают, что преподаватель высшего учебного заведения должен обладать высоким уровнем профессиональной и общей культуры, включающей сформированное научное мировоззрение, систему духовных ценностей, быть человеком культуры, высококомпетентным специалистом, от которого требуются огромные умственные, эмоционально-волевые, эмоционально-нравственные затраты.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×