Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Преподавание современной литературы в колледже Медведева Евгения Андреевна

Методика преподавания современной литературы в рамках среднего профессионального образования имеет особый характер. Прежде всего, обучающиеся ориентированы на получение специального образования и профессиональной квалификации. Однако кроме профессиональных навыков и компетенций учащимся необходимо развивать эрудицию и культурный кругозор. И.А. Бродский одной из главных задач литературы считал «дать человеку подлинный масштаб происходящего. Что касается средств, то они всегда индивидуальны, у каждого писателя они другие. Я думаю, что русская литература всегда решала эту задачу более успешно, чем русская политическая мысль, и, как русский литератор, я смею думать, что не слишком выпадаю из традиции. Со всеми вытекающими последствиями»[1].

Вслед за нобелевским лауреатом можно сказать, что литература в развитие обучающихся занимает особое место. Безусловно, многие современные подростки недооценивают важность гуманитарного знания, обуславливая это тем, что бессмысленно обращаться к биографиям и трудам человека, который уже давно умер, что нового он скажет нам сейчас… 

[1] Бродский, И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 7. СПб. : Пушкинский фонд, 2001. 343 с.


Автор: Медведева Евгения Андреевна
Работа:
ПРЕПОДАВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ
Ключевые слова: литература, концептуализм, соц-арт, писатель, постмодернизм, новый реализм, брутальная проза, молодая проза, проза Великой Отечественной войны.
Методика преподавания современной литературы в рамках среднего профессионального образования имеет особый характер. Прежде всего, обучающиеся ориентированы на получение специального образования и профессиональной квалификации. Однако кроме профессиональных навыков и компетенций учащимся необходимо развивать эрудицию и культурный кругозор. И.А. Бродский одной из главных задач литературы считал дать человеку подлинный масштаб происходящего. Что касается средств, то они всегда индивидуальны, у каждого писателя они другие. Я думаю, что русская литература всегда решала эту задачу более успешно, чем русская политическая мысль, и, как русский литератор, я смею думать, что не слишком выпадаю из традиции. Со всеми вытекающими последствиями.
Вслед за нобелевским лауреатом можно сказать, что литература в развитие обучающихся занимает особое место. Безусловно, многие современные подростки недооценивают важность гуманитарного знания, обуславливая это тем, что бессмысленно обращаться к биографиям и трудам человека, который уже давно умер, что нового он скажет нам сейчас…
На примере концептуализма – направления совершенно нового для современного подростка, можно провести несколько параллелей. Здесь нет единого языка, а есть разные языки, в тексте языки сплетаются друг с другом. Работают на мусоре, который накапливается в языке. Работают на школьном толковании классики, на идеологемах и мифологемах, закрепленных в общественном сознании. Концепт понимается как содержание непрямой связи с языковой формой. Для концептуалистов это затертое до дыр советское клише, вербальное и невербальное. Владимир Сорокин написал текст Роман. Герой – Роман. Приезжает к дяде в деревню (стилизованно близко к романам И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). В конце концов, главный герой убивает самого себя. Смысл довольно прост – роман умер. Литература кончилась. Прогулка по всему жанровому спектру романов.
Одна из форм концептуализма – ремейк. Слово, знакомое в нынешнее время каждому подростку. Как правило, все идет только на травестировании и понижении. Гамлет, Чайка Бориса Акунина, Евгений Попов Накануне накануне. Сейчас пишутся ремейки на сакральные тексты. Смысл – перевести проблематику классики в современную жизнь и в проблемы современного человека. Возможно, данные тексты заинтересуют учащихся, которые с классикой находятся в довольно непростых отношениях.
Следующее направление, способное разбудить интерес к чтению у современного подростка, постмодернизм, его философия, эстетика, поэтика. Постмодернизм – явление очень широко в мире распространенное. В контексте современного искусства оно способно на большее. Существуют и другие культурные менталитеты в мировом масштабе. Постмодернизм уже себя полностью выявил и проявил. Он исторически еще жив, а логически уже кончился. Его возможности так часто эксплуатируются, что носители этого сознания говорят о постпостмодернизме.
Именно постмодернизм повлиял на все другие направления. Один из самых ярких представителей – Виктор Пелевин. Можно выделить игровое начало в его произведениях, судя по всему, именно оно привлекает внимание современного читателя. Многовариантность и неоднозначность событий и точек зрения – Ника, Затворник и Шестипалый; языковая игра – Generation “П”; синкретизм стилей – Девятый сон Веры Павловны; игра с пространством – рассказы Принц Госплана. Какая реальность верна – виртуальная или настоящая непонятно; Чапаев и Пустота - герой раздваивается и существует одновременно в двух реальностях, и в какой он на самом деле, так и остается невыясненным.
Совсем недавно мне посчастливилось услышать интересный факт, о гиперссылочности сознания современной молодежи, оно связано с тем, что в течение дня подросток может пролистывать огромное количество страниц в интернете, придавая внимания тем или иным фактам, в зависимости от интересов, поэтому его сознание приобрело гиперссылочный характер, оно может усваивать информацию в малом количестве и в течение короткого времени.
Современная литература. Высокая, беллетристика и массовая литература. На данный момент, единого литературного процесса нет, есть отдельные локусы. Серьезных критиков мало, авторы особо не прислушиваются к критикам. Слишком большое место занимает массовая литература. Она так широко развилась и так тесно взаимодействует с беллетристикой и высокой литературой, что сложно становится сложно ориентироваться. В данном случае внимание подростка нацелено на общественное мнение и выбор. Это бестселлеры, кинематограф и компьютерные игры.
Чтобы приобщить обучающихся к чтению, нужно помочь им с выбором той или иной литературы. На моей практике мне пришлось столкнуться с тем, что детям неинтересно читать классическую литературу, а о современных писателях они были не осведомлены. В аудитории прозвучал вопрос: А есть ли сейчас такие же знаменитые писатели?
На основе этого, я подготовила некоторые книги, которые возможно откроют для учащихся что-то новое, близкое. Это мой первый опыт, в подобном деле, поэтому возможно, некоторые тексты, по вашему мнению, заслуживают большего внимание. Здесь я думаю, дело вкуса. Произведений, написанных в реалистическом ключе довольно много. Постепенное постижение истории и современности – одна из их главных задач. Писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне Виктор Астафьев Прокляты и убиты, Г. Владимов Генерал и его армия, Л. Бородин Ушел отряд, С. Алексеевич У войны – не женское лицо. Современному читателю повезло, что отсутствие цензуры в XXI веке позволяет знакомиться с книгами разного контекста, не боясь при этом быть наказанными и отвергнутыми миром и страной.
Молодая проза. Авторы данного направления имеют новый жизненный опыт. Это опыт Афганской и Чеченской войн. Те, кто там воюют, часто не понимают, за что они воюют. Эти войны происходят локально. Аркадий Бабченко, повести Алхан-Юрт, Взлетка. Захар Прилепин – Патологии, С. Алексеевич Цинковые мальчики. Человек пытается понять, что происходит с ним, с другими людьми, что такое человек. Постепенно воинское сообщество дается как ценность – взаимовыручки, желания спасти товарища. Война – зло, противостояние людей друг другу – это совсем не то, что движет на войне солдатами.
Брутальная проза, брутальный герой. Захар Прилепин – Обитель (о Соловках). Мир уголовный, бараки. Центральный герой – сильный, попадающий в безвыходные обстоятельства.
Новые формы – родственная душа лейтенантской прозы, которая унаследовала толстовскую традицию Севастопольских рассказов и шаламовскую эстетику). Своеобразие данных текстов в том, что они очень дорожат документальностью, правдой. Стремление рассказать все, как есть, передача собственного самочувствия.
Новый реализм. Жанр манифеста. Писателей не устраивал постмодернизм. Не нравилось отсутствие глубоких трагических проблем. Они говорили, что создают совершенно новый метод. Сергей Шаргунов повесть Ура написал в 20 лет. Писатель рассказывает о своем поколении со всей силой, правдой выкрика. Из его поколения очень многие спились, скололись. Человек сам все может сделать. В 2012 году Шаргунов переделывает повесть. Теперь она написана от 3 лица. Отец – уже не священник, а преподаватель. Это произведение подвигло других авторов передать свой опыт. Получился эгоцентрический реализм. Таких повестей было очень много – это была боль поколения. О том, как жесток мир, который они увидели. М. Кошкина Без слез, цикл пьес Волчок.
Новый реализм по существу не был новым. Авторы отказались от размытости, растянутости постмодернизма и обратились к другим техникам письма.
Развитие их творчества уже более разнообразно. С. Шаргунов написал роман 1993. Он попытался изобразить этот переломный год (год расстрела парламента, год противостояния Ельцина и оппозиции Белого дома). Попробовал через одну простую семью посмотреть, как люди жили в этот год. Попытка в двух неправдах найти свой жизненных код.
Соц-арт – направление в живописи, художниками которого были В. Комар, А. Меламид, А. Петров, Э. Булатов. Основные черты: использование штампов социалистического сознания, внесение, совмещение этих штампов в ином контексте, ирония, провокативность, плакатность образов.
В поэзии представителями соц-арта являются Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров, Игорь Иртеньев.
Концептуалистское искусство получило бурное развитие именно на советской почве (прежде всего в изобразительном искусстве и литературе) по разным причинам. Но важнейшими были причины общественного, идеологического порядка. В стране концептуализм предстал, прежде всего, в его соц-артовской версии, то есть в более социологизированном, идеологизированном варианте, как искусство игры обломками идеологии тоталитарного государства. Четкой границы между концептуализмом и соц-артом провести невозможно. Например, поэзию Дмитрия Пригова разные исследователи относят то к соц-арту, то к концептуализму. Концептуализм – понятие более широкое, чем соц-арт, и в отличие от соц-арта, суть концептуализма не исчерпывается только стремлением к развенчанию и разрушению.
Основные цели, которые ставили перед собой концептуалисты:
развенчание официальной идеологии, соцреализма;
язык для концептуалиста является своеобразным полигоном, где он очищается от обветшалых систем, штампов;
концептуализм предлагает разнообразные модели, формулы, конструкции, которые стимулируют развитие художественной мысли, могут пригодиться в будущем.
Основным приемом отечественного концептуализма стала тотальная ирония. Ирония тем более злая и действенная, что выступала под маской привычных штампов и схем. Причем штамп доводился до абсурда, обнажался полностью и превращался в свою убийственную противоположность. Можно назвать этот прием искусством игры осколками идеологии тоталитарного государства, поскольку авторы-концептуалисты отражали в своих произведениях не действительность, а соцреалистическое идеологическое отражение этой действительности. Смысл таких произведений однозначен, в них нет тайны, они плоскостные, им свойственна плакатная ясность и четкость понятий.
Например, не так давно был распространен штамп выдающийся герой. Можно было быть не только дважды и трижды Героем, но и четыре и даже пять раз. А насколько, так сказать, героичнее обычного героя тот, кто является выдающимся героем, несколько раз героем? И появляется стихотворение –размышление на эту тему, о том, чем отличается выдающийся герой от обычного героя:
Выдающийся герой
Он вперед идет без страха
А обычный наш герой –
Тоже уж почти без страха
Но сначала обождет:
Может все и обойдется
Ну, а нет – так он идет
И все людям остается.
Д. Пригов
Вместе с иронией и тотальным скептицизмом характерной особенностью концептуализма является его язык. Корни концептуализма кроются не только в его противостоянии официальному искусству, но и в стремлении раскрыть богатые возможности языка, в стремлении поиграть словом, обыграть различные собственно языковые стереотипы и столкнуть различные значения слова, тем более что русский язык предоставляет для такой словесной игры богатейшие возможности. Поэтика концептуализма – это поэтика парадоксов, игры словом, сталкивания различных значений слова. Например, в одном из ранних стихотворений отца русского концептуализма Д. Пригова читаем:
И даже эта птица козодой,
Что доит коз на утренней заре,
Не знает, отчего так на заре,
Так смертельно пахнет резедой.
И даже эта птица воробей,
Что бьет воров на утренней заре,
Не знает, отчего так на заре,
Так опасность чувствуется слабей.
И даже эта травка зверобой,
Что бьет зверей на утренней заре,
Не знает, отчего так на заре,
Так нету больше силы властвовать собой.
Язык концептуализма – это язык сплошных цитат (цитируются известные произведения, лозунги, ситуации и т.д.). Язык для концептуалистов – это своеобразный испытательный полигон, где происходит очищение от штампов, обветшалых систем. Оригинальное определение концептуализма дал критик М. Эпштейн Концептуализм – система канализации, отводящая мусор современной культуры в отстойники.
Основным принципом создания концептуалистских текстов стал центон (от греч. лоскутное одеяло), то есть составление произведений из цитат. Центон – литературный текст (чаще всего стихотворный), полностью составленный из строк разных литературных произведений. Художественный эффект центона – в контрасте прежних контекстов каждого фрагмента при логической упорядоченности нового целого.
Т. Кибиров, автор книг Сантиметры (1994), Парафразис (1997). Литературные реминисценции. Тонкая самоирония. Шутовство. Цитаты:
Чайник кипит. Телик гудит.Так незаметно и жизнь пролетит.Жизнь пролетит, и приблизится то,что атеист называет Ничто,что Баратынский не хочет назватьдочерью тьмы, ибо кто ж тогда мать?Выкипит чайник. Окислится медь.Дымом взовьется бетонная твердь.Дымом развеются стол и кровать,эти обои и эта тетрадь.Так что покуда чаевничай, друг.Время подумать, да все недосуг.Время подумать уже о душе,а о другом поздновато уже.Думать. Лежать в темноте. Вспоминать.Только не врать. Если б только не врать!Вспомнить, как пахла в серванте халваи подобрать для серванта слова.Вспомнить, как дедушка голову брил.Он на ремне свою бритву точил.С этим ремнем по общаге ночнойшел я, шатаясь. И вспомнить какойцвет, и какая фактура, и каксолнце, садясь, освещало чердак.Чайник кипел. Примус гудел.Толик Шмелев мастерил самострел.
Особое место занимает женская проза. Пессимистические интонации, повышенная эмоциональность, интуитивизм. Произведения Людмилы Петрушевской и Людмилы Улицкой посвящены судьбе современной женщины, ее бедам. Хула на жизнь.
Л. Петрушевская – произведения о жизни человека в семье. Мельчайшие физиологические подробности Дама с собаками, Новый Фауст, Свой круг, Время ночь.
Время ночь - тяжелая семейная жизнь, построенная на крайностях. Любовь и ненависть. Анна Андриановна пишет стихи на краешке стола на кухне. Стихов в тексте нет. Вспоминаются строки Ахматовой Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда…. Любовь к внуку. Возвращается сын из тюрьмы, не хочет работать. Время ночь. Ночью – стук времени. И стук – соседка собирает кости, долбит и варит. Бедность. Чувство нелюбви. Болезнь. Она никому не нужна. Ссоры с дочерью. Дочь хочет забрать внука. Но мы понимаем, что в человеке есть неразрушимая струна. Что его держит.
Постмодернизм в прозе. Первый рассказ Т.Толстой На золотом крыльце сидели… был опубликован в журнале Аврора в 1983. С того времени вышло в свет 19 рассказов, новелла Сюжет. Тринадцать из них составили сборник рассказов На золотом крыльце сидели… (Факир, Круг, Потере, Милая Шура, Река Оккервиль и др.). В 1988 — Сомнамбула в тумане. Толстую относят к новой волне в литературе, называют одним из ярких имен артистической прозы, уходящей своими корнями к игровой прозе М. Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского я. Сюжет - изложение истории дуэли Пушкина. Вторжение случайности. Штампы среднего знания истории, культуры и литературы. Поток сознания. Вариант сюжета истории (Пушкин, Ленин, Сталин).
Литература 2000-х годов. Постмодернизм – не вершина русской литературы – как считают писатели нулевых. Смерть истории, Бога, автора и читателя. Нет глубины, нет истины. Мир хаотичен, нет центра мироздания. Осколки. Человек разорван на части. Развлечение (этимология слова) – разорванность В. Пелевин, Т. Толстая.
Но есть и христианская литература. Мир видят в христианском понимании А.И. Солженицын, В.Г. Распутин, В. Астафьев, Ю. Кублановский, С.В. Кекова. Тяготение к реализму. Традиции XIX века (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов).
Рубен Давид Гонcалес Гальего – Белое на чёрном. Мнение о том, что книга Гальего — это человеческий документ, сила которого в достоверности, часто разделяют даже те, кто принял ее с восторженным сочувствием. Меж тем впечатление безыскусности прозы Гонсалеса Гальего достигается не литературной неискушенностью автора, но чувством формы и чувством слова, которыми он прекрасно владеет. Да, жизненный материал, лежащий в основе цикла лаконичных рассказов, страшен, необычен и выразителен. Но если отвлечься от литературы — разве мало писалось в прессе о страшных вещах, творящихся в детских домах и домах престарелых? О тяжелой участи детей, больных ДЦП? Разве не рассказывали журналисты о нравах, царящих в детских приютах, о воровстве, равнодушии персонала, забитости детей, обстановке концлагеря? Разве не били тревогу правозащитники, не распространяли докладов, в которых изложены факты пострашнее?
В Белом на черном дети едят плохо и невкусно, но не голодают. Они страдают от равнодушия и черствости взрослых, но их никто не бьет и в карцере не держит. Знали ли мы, что быть сиротой-инвалидом куда страшнее, чем просто сиротой? Без сомнения. Почему же эту книгу читали как откровение? Да потому, что автор нашел художественный язык, адекватный материалу. Это не значит, что биография писателя не имеет значения для восприятия текста. Имеет, и очень большое. В литературе такое случается нередко. Записки из Мертвого дома произвели на читающую публику особое впечатление именно потому, что рассматривались в свете судьбы самого автора.
Главная задача преподавателя, заинтересовать молодого читателя, пусть это будут тексты, далекие от классических образцов, однако в них история судеб, нисколько им не уступающих. Пожалуй, это самое малое, что мы могли сказать, многие тексты останутся в недрах бесконечного литературного пространства. Но хочется верить, что учащиеся даже далеких от литературы специальностей, приоткроют для себя завесу не только литературной, но и общекультурной традиции...
Бродский, И.А. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 7. СПб. : Пушкинский фонд, 2001. 343 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×