Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Речевое развитие детей. Работа №235098

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Структурные компоненты речи и их развитие. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь, развитие связной, грамматически правильной речи. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря -лексикология, развитием связной, грамматически правильной речи – грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка.

Работа:

Семинар «Речевое развитие детей»

Выступление на семинаре:

«Структурные компоненты речевого развития,

развитие словаря» (возрастные нормативы)

Подготовила: Е.А. Дубровина, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №34», январь 2020г

 

Структурные компоненты речи и их развитие. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь, развитие связной, грамматически правильной речи. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря ексикология, развитием связной, грамматически правильной речи – грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка.

Академик В.В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, связная, грамматически правильная речь, словарный состав. Следует помнить, как указывал В.В. Виноградов, что словарный состав обладает наибольшей обобщающей силой и, соответственно, наибольшей степенью охвата других элементов.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями ребенка на пути его речевого развития. В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой. Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи – диалога и монолога.

Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи – диалог и монолог – неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимоотношения с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребенка, является серьезным тормозом речевого развития. Диалог – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.

В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь на пятом году жизни. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.

Однако блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопеда. Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязано – решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.

Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребенка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

Итак, перед взрослыми стоит цель:

в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;

в дошкольном возрасте (3-7лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи).

Задачи развития речи детей 3-4 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире.

Учить детей различать и называть части предметов. Знакомить со словами – обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.д.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей; движения животных). Поощрять стремление детей использовать определения (характеристики предметов, явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние).

Формирование грамматического строя речи

.

Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на).

Начинать формировать у детей процессы словообразования. Учить употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе. Закреплять в речи умение называть животных и их детенышей (кроме сложных форм) в единственном и во множественном числе: кошка-котенок, котята, утка–утенок, утята, лиса-лисенок, лисята и др. Учить составлять предложения с однородными членами.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; вызывать, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка; развивать речевое внимание и речевой слух.

Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе (с опорой на картинку и без нее).

Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом-кот, машина-барабан и др. Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию (с опорой на картинки): дом - ком, удочка-уточка (дудочка), бабушка – бабочка, мишка – мышка и т.д.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные звуки и часть согласных (кроме шипящих и сонорных). Вырабатывать правильный темп речи и интонационную выразительность.

Развитие связной речи детей.

Продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова; фразы; основы речевого этикета). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и с другими детьми.

Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых произведений с помощью взрослого, с использованием средств драматизации. Упражнять в составлении простых высказываний с элементами описания (перечисления) и повествования (динамики событий или действий).

Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.

Задачи развития речи детей 4-5 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и желание узнать, что они обозначают.

Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов.

Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту.

Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

Знакомить с простейшими антонимами.

Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручка, ножки; гладить, ходить; новый, сильный).

Формирование грамматического строя речи

.

Упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без.

Учить употреблять названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе (не используя трудные формы слов), в родительном падеже множественного числа (не вижу утят, котят, лисят, медвежат и т.д.)

Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе).

Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании).

Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать детей спряжению глагола хотеть.

Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.).

Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой.

Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.).

Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (-ищ-, -иц-, -ец-).

Учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина - малиновый, дерево – деревянный и т.д.).

Знакомить с приемами словообразования существительных при изучении темы «Животные и их детеныши» (слон – слоненок, лев – львенок, тигр – тигренок, кошка – котенок, лиса – лисенок и т.д.).

Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций. Начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Развивать фонематический слух. Определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом («Скажи, есть ли в этом слове звук (ж): жаба»). Осуществлять выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук (звук (з) – кролик, заяц). Производить самостоятельный отбор детьми предметов с заданным звуком, длительно произнося звук; произнося звук громче, чем остальные звуки в слове. Подбирать слово с заданным звуком (интонационное выделение педагогом определенного звука).

Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности.

В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить артикуляционные упражнения (артикуляционную гимнастику); специальные упражнения на развитие речевого дыхания (через игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов, на одном выдохе), речевого внимания и т.д.

Развитие связной речи детей.

Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить в соответствии с услышанным).

Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.

Монологическая речь. Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2-4 предложений.

Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад» - например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» и т.д.), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в картинках, собственным рисункам и т.д.).

Задачи развития речи детей 5-6 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствовать произношение слов. Произносить слова сложной слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т.д.).

Учиться употреблять существительные, обозначающие профессии; прилагательные обозначающие признаки предметов; наречия характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова, со сходным значением, с обобщающим значением.

Формирование грамматического строя речи

.

Учить согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными.

Учить использовать несклоняемые существительные.

Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Учить составлять простые и сложные предложения.

Учить пользоваться прямой и косвенной речью.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Развивать фонематический слух.

Учить в освоении чистого произношения звуков (Л).

Упражнять в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов.

Упражнять в использовании средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

Развитие связной речи детей.

Учить самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание.

Учить определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия.

Учить сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования.

Задачи развития речи детей 6-7 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого словаря.

Упражнять в расширении запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Учить использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Учить употреблять разные части речи точно по смыслу.

Формирование грамматического строя речи

.

Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Учить строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (союзы: чтобы, когда, потому что, если и т.д.).

Учить образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина).

Учить самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Учить различать на слух и произносить все звуки родного языка.

Учить отрабатывать дикцию, внятно, отчетливо, с естественными интонациями произносить слова и словосочетания.

Развивать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить их в предложении, определять место звука в слове.

Развитие связной речи детей.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, формировать культуру речевого общения.

Учить самостоятельно, выразительно, без повторов передавать содержание литературных текстов, использовать различные средства выразительности.

Учить составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картин, из личного опыта, рассказы творческого характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные нормативы речевого развития детей

 

Развитие словаря

3-4 года

4 – 5 лет

5 - 6 лет

6 – 7 лет

Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток; характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы.

Употребляют существительные, обозначающие профессии; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прил., сущ., глаголы, наречия, предлоги употребляются правильно и точно по смыслу.

Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу

 

Развитие грамматического строя речи

Раздел грамматики

Возраст детей

 

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Морфология

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами в, на, под, за.

Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов хотеть, бежать, ехать, лежать.

Совершенствуется умение согласовывать в предложении сущ. с числит., прил-ми; формируется умение использовать несклоняемые сущ.

Закрепляется умение согласовывать сущ. с числ-ми прилагательными и местоимениями.

Словообразование

Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн.ч. существительных в Р. падеже (ленточек, яблок, рук).

Образуют форму мн.ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в им., род. падежах (котята-котят), правильно используют форму мн.ч. род. пад. существительных.

Образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

Синтаксис

Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении.

Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложно сочиненных и сложноподчиненных предложений.

Продолжают учиться составлять простые и сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью.

Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений.

 

Развитие связной речи

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Односложно отвечают на вопросы при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу, правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на вопросы. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого; самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по серии картин, по плану, по образцу, из личного опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картин, из личного опыта, рассказы творческого характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая группа раннего возраста

(1,5 - 2 года)

Речевое развитие

Общая характеристика речи

К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослыми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше – на 8-9 месяце жизни, мальчики позже – на 11-12-м месяце. Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т.д. Все существительные употребляются в именительном падеже и единственном числе.

К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!, усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «ДАЙ!», «ПОЛОЖИ!», выражающих его желание и потому имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА-КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов.

Поскольку он уже задает первый вопрос: «Что это?», он усваивает названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся для него сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия действий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ.

Звуки речи

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки – п, пь, б, бь, м, мь; губно-зубные – ф, фь, в, вь; переднеязычные – т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль; заднеязычные – к, кь, г, гь, х, хь.

Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ему определить игрушку по звукоподражанию (используя озвученные собачку, кошку и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан и т.д.).

Мы произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила, объем этих движений развиваются у ребенка постепенно. Мы можем помочь ему в этом упражнениями артикуляционной гимнастики. С детьми от 1 года до 2 лет можно поиграть в ЛОШАДКУ – пощелкать языком, широко раскрывая рот, причем лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» способствует укреплению мышц языка и его подъему вверх за счет подтягивания подъязычной связки.

Пользуясь тем, что от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков, очень важно воспитывать у него потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая младшая группа

(2 - 3года)

Речевое развитие

Общая характеристика речи

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом – огромная работа и самого ребенка, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний ребенок уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? Зачем?- не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни ребенок с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения – идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года – 300 слов, к трем годам – до 1000 – 1200 слов.

В словаре ребенка представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: "Митя хочет спать", "Митя идет гулять".

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка - овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш), а также сонорные (л,р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан - БАЛЯБАН, горка - ГОЛЬКА).

Для развития артикуляционной моторики ребенку можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любимыми сюжетными импровизациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая младшая группа

(3 - 4года)

Речевое развитие

Общая характеристика речи

Три года – возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Ребенок хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась, он легко внушаем и раним.

К четырем годам все это принимает сложные формы, а главное – совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка – это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т.д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.

У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные» - нередко это происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называя их, определяя величину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы.

В этом возрасте продолжается развитие коммуникативных способностей, основой которых является речь.

К трем годам ребенок:

- имеет достаточно большой словарный запас (до 1500 слов), включающий существительные, глаголы, прилагательные, местоимения;

- использует в общении предметные действия, движения, мимику, жесты.

Речь ребенка:

- непроизвольная и ситуативная;

- изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы;

- состоит из простых предложений (используются однородные члены);

- характеризуется нестандартным порядком и преобразованием слов;

- экспрессивна, динамична, энергична;

- отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Часть информации в первых предложениях ребенка передается движениями, мимикой, жестом, взглядом, прикосновением, предметным действием, часть - словесно. Речевые и неречевые способы общения сосуществуют. в дальнейшем их соотношение меняется в пользу речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя группа

(4 - 5лет)

Речевое развитие

Общая характеристика речи

К 4-5 годам ребенок овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: "Почему?"

Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается.

К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще используются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т.д., сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью речи - заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обращает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словарный запас, и речь становится выразительной, грамотной, четкой.

Процесс формирования активной речи завершается к пяти годам. Общение выходит за рамки наглядной ситуации: ребенок учится мыслить абстрактно, описывать предметы, явления, которые не воспринимает в данный момент. Значительно пополняется словарный запас, он учится правильно строить предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа

(5 - 6лет)

Речевое развитие

Общая характеристика речи

К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 - 3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произношение слов слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т.д.). Ребенок уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов. Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки (ш), звук р заменяется звуком л, либо произносится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный "р"). Иногда не дифференцированы свистящие и шипящие звуки (с, ш, з, ж).

Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. Увеличивается объем сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Происходит увеличение объема простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в роли однородных членов предложения.

Сложные предложения ребенок использует чаще в разговорной речи, чем при пересказах.

Увеличение объема отдельных предложений, входящих в состав сложного и простых предложений, происходит в речи ребенка почти одновременно.

В 5-6 лет продолжается развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

На данном этапе необходимо развивать уже усвоенные ребенком умения: совершенствовать диалогическую форму речи, пересказ, описание - и формировать новые. В 5-6 лет дошкольники должны:

- осваивать монологическую форму речи;

- с помощью взрослого по образцу описывать предмет, сюжет картины, составлять по картинкам рассказ с последовательно развивающимся действием;

- развернуто говорить о событиях из личного опыта;

- придумывать свои концовки к сказкам;

- сочинять небольшие рассказы на заданную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная к школе группа

(6 - 7лет)

Речевое развитие

Общая характеристика речи

Речь становится интеллектуальной деятельностью - орудием мышления и познания, отрывается от конкретной ситуации, превращаясь в универсальное средство общения. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом, учится излагать свои мысли, логично, решать интеллектуальные задачи рассуждая.

В 6-7 лет у ребенка продолжает развиваться свободное общение со взрослыми и сверстниками. В этот период взрослый:

- учит проявлять инициативу для получения новых знаний;

- выясняет желания ребенка (что бы он хотел увидеть, услышать, повторить и почему);

- подбирает наглядный материал для самостоятельной работы;

- обсуждает с ребенком увиденное и услышанное;

- учит высказывать предположения и делать простейшие выводы на основе обобщения факторов;

- преподает нормы речевого этикета в практической ситуации;

- развивать все компоненты устной речи.

Работая над звуковой культурой речи ребенка:

- совершенствует его умение различать на слух и произносить все звуки родного языка;

- отрабатывает дикцию: учит внятно, отчетливо, с естественными интонациями произносить слова и словосочетания;

- совершенствует фонематический слух: учит называть слова с определенным звуком, находить их в предложении, определять место звука в слове.

Продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого словаря. Взрослый:

- побуждает детей интересоваться смыслом слов;

- учит использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания;

- помогает детям осваивать выразительные средства языка.

Развивая грамматический строй речи:

- продолжает упражнять детей в согласовании слов в предложении;

- совершенствует умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- помогает правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (союзы: чтобы, когда, потому что, если и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Второй год жизни. 2 группа раннего возраста.

Задачи образовательной деятельности

Развитие умений понимать речь взрослого:

- учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить

действия со словом, выполнять несложные просьбы;

- побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы «Где?», «Куда?»;

- учить наблюдать за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом;

- понимать, что одно и то же действие можно совершать с разными игрушками, с одной и той же игрушкой — разные действия.

Развитие активной речи:

- побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов);

- учить отвечать на вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»);

- побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми);

- стимулировать подражание речи за взрослым человеком;

- активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации.

Содержание образовательной деятельности

Выполнение несложных поручений по слову воспитателя, отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними.

Самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывание, как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя предметную деятельность, а так же речевая активность ребенка в процессе отобразительной игры.

Наблюдения детей за живыми объектами и движущимся транспортом. Эти объекты привлекают внимание малышей и вызывают яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь.

Взрослый в любом контакте с ребенком поддерживает речевую активность малыша, а именно дает развернутое речевое описание происходящего, того, что малыш пока может выразить лишь в однословном высказывании.

Игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто приехал на машине?»). В них объекты и действия обозначаются словом, одноименные действия выполняются разными игрушками, одна и та же игрушка действует многообразными способами.

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ребенок проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий;

- эмоционально позитивно реагирует на песенки и потешки;

- демонстрирует достаточный активный словарь (называет предметы и их части, частично действия и качества предметов);

- способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа).

 

 

- не проявляет интерес к книгам;

- не стремиться рассматривать картинки, повторять слова, имитировать звуки окружающего мира;

- демонстрирует бедный активный словарь;

- не способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Третий год жизни. Первая младшая группа.

Задачи образовательной деятельности

- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

- Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

- Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Содержание образовательной деятельности

Связная речь.

Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания.

Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

В словарь входят:

названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;

- названия некоторых трудовых действий и собственных действий;

- имена близких людей, имена детей группы;

- обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.

Грамматическая правильность речи.

Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-четырех словных предложений. Самостоятельная речь детей.

Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела:

В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

В слово произношение ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми;

- проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его;

- самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

 

- ребенок не проявляет интереса к общению: в общении с воспитателем недоверчив и насторожен, в общении со сверстниками недоброжелателен или замкнут;

- понимает речь только на наглядной основе, нуждается в повторении обращенной к нему речи;

- отвечает на вопросы преимущественно жестом или использованием упрощенных слов.

- самостоятельно вступает в речевой контакт только с воспитателем

- элементарные формулы речевого этикета

(приветствие, прощания, просьбы и благодарности) использует фрагментарно, только по напоминанию взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры.

Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова;

Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)

Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.

Обогащение активного словаря.

Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.

Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра – у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).

Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка («Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;

- проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;

- по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений;

- называет предметы и объекты ближайшего окружения;

- речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием;

- узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него;

- совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.

 

- Не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь обращенную только к нему;

- на вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь (язык нянь);

- отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения;

- не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками;

- не использует элементарные формы вежливого речевого общения

- быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание;

 

 

 

 

 

 

 

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Пятый год жизни. Средняя группа

Задачи образовательной деятельности

- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

- Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

- Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.

- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

- Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить).

Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников;

Использование средств интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).

Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов;

Освоение и использование вариативных формы приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарностью (спасибо; большое спасибо), обидой, жалобой.

Обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени и отчеству.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Использование в речи полных, распространенных простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?); составление описательных рассказов из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи.

Развитие речевого творчества: сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.

Обогащение активного словаря.

Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоение произношения наиболее трудных — свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению).

Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Проявление интереса к слушаю литературных произведений. Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка («Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;

- без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;

- инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи;

- большинство звуков произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;

- самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и рассказы и загадки;

- проявляет словотворчество, интерес к языку,

- слышит слова с заданным первым звуком;

- с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.

 

- Малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками;

- на вопросы отвечает одно словно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений;

- в речи отмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает;

- при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого;

- описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов;

- не проявляет словотворчества;

- не различает слово и звук.

- Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.

 

 

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Шестой год жизни. Старшая группа

Задачи образовательной деятельности

- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

- обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

- Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

- Воспитывать интерес к письменным формам речи.

- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

- Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

- Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры.

Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа;

грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик).

Развитие речевого творчества: проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.

Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д.), его состояния и настроения, внутренние переживания ; социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный, и т.д.), оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.);

Освоение способов обобщения - объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).

Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Освоение чистого произношения сложных звуков ( Л, Р); упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Освоение представления о существовании разных языков;

Освоение терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова;

Освоение умений: делить на слоги двух-трех слоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трех звуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстам познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий).

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.

- Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.

- С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

- Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.

- Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

- Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове.

- Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки;

- Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.

- Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.

- Различает основные жанры:

Стихотворение, сказка, рассказ, имеет

представление о некоторых их особенностях.

 

 

 

- Не проявляет инициативы в общении со сверстниками.

- Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.

- Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.

- В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).

- Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством.

- Допускает отдельные грамматические ошибки.

- Имеются существенные недостатки звукопроизношения.

- Речь не выразительна.

- Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.

- Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.

- Не может назвать любимых литературных произведений.

- Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

Задачи образовательной деятельности

- Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

- Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

- Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

- Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

- Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

- Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

- Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.

- Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры.

Освоение умений:

- коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении);

- использовать вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть». «Как я по вам соскучился», «Как хорошо, что мы встретились»), в ситуациях прощания (С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»;

- использовать правила этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое препятствие;

- представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым: девочку или мальчика, мужчину или женщину;

- познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;

- следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприятности в семье);

- использовать формулы речевого этикета в процессе спора.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Освоение умений:

- пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников;

- в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;

- составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;

- составлять рассказы контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение;

- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

- соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения;

- самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

- образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);

- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Развитие речевого творчества. Освоение умений: самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа;

- в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;

- внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их;

Обогащение активного словаря:

Освоение умений: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: Автоматизация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Освоение звукового анализа четырех звуковых и пяти звуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый- мягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове;

Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

 

- Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.

 

 

- Не стремится к сотрудничеству со сверстниками при выполнении заданий, поручений.

 

- задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;

- участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.

- в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

- успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр

- речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

- владеет звуковым анализом слов,

- проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.

 

- неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях, затрудняется в выполнении творческих заданий: придумать загадку, поучаствовать в сочинении сказки, не использует формы речи-рассуждения.

- не проявляет интереса к письменной речи;

- в обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь настоять на собственном мнении, не проявляет творчества в процессе общения и речи;

- используемые формулы речевого этикета однообразны, правила этикета соблюдает только по напоминанию взрослого;

- допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов.

- при восприятии литературного произведения понимает его содержание, но затрудняется интерпретировать подтекст, не может понять авторской позиции, не чувствителен к языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×