Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Создание развивающей среды в детском доме семейного типа, как действенный способ социализации воспитанников».. Работа №252264

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 В статье описаны три направления результатов развития личности

Работа:

Автор: Мартынова Лидия Петровна

«Создание развивающей среды в детском доме семейного типа, как действенный способ социализации воспитанников».

Одной из приоритетных образовательных и управленческих задач, которые решаются в нашем детском доме семейного типа, стал процесс создания развивающей среды в рамках каждой отдельно взятой семьи. Создание развивающей среды в семейном детском доме рассматривается как способ социализации детей – сирот, но в большей степени решаются задачи дальнейшего развития личности ребенка: ознакомление со своими возможностями, выбор инструментария развития и перспектив дальнейшей жизни.

Понятие развивающей среды до сих пор не нашло должного отражения в педагогической теории. Наиболее приемлемое определение дает Мазур М.И. , понимая под развивающей средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формируется и проявляет свои свойства. Рассматривая, таким образом, среду, мы можем говорить о том, что результатом взаимодействия с ней выступает развитие личности человека. Б.Г.Ананьев писал: « Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формированное личности), собственной практической деятельности человека». Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, как синоним образования, мы должны признать, что это только один из факторов развития личности .Для управления развитием и её социализацией нам необходимо управлять еще и средой , с которой человек выстраивает и гармонизирует свои отношения.

Цель создания развивающей среды определяется как развитие личности ребенка.

Развивающая среда, таким образом, представляется как многоуровневое, иерархически построенное пространство, целенаправленно организующее развитие личности человека посредством активизации природных, социальных, педагогических и личностных ресурсов природной среды, социума и человека, что выражается в изменении отношений, социальных ролей и освоении новых видов деятельности.

Результаты развития личности могут быть описаны в следующих трех направлениях:

1.Для освоения новых видов деятельности необходимо формировать стремление к субъективной позиции, что проявляется в таких качествах как активность, инициативность ,целеустремленность, энергичность, открытость и др. Совместная деятельность взрослых и детей выступает как основа установления взаимодействия, возможность обрести совместные смыслы, почувствовать доверие.

2. Освоение новых социальных пространств предполагает направленность на присвоение социальных ролей (ученик, лидер, член детского совета и др.)

Социальная роль помогает ребенку идентифицировать себя, строить отношения с другими людьми; апеллировать к своим правам, понимать ответственность за дело; стремиться соответствовать требованиям со стороны социума, реализовывать свои потребности, изменять свои жизненные условия в социуме.

3.Формирование ценностных отношений и ценностных ориентаций ребенка. От содержания ценностных отношений зависит активность и ее качество у ребенка, что позволяет, при соответствующих ценностях, воспитать ребенка субъектом собственного развития. Базовыми ценностями являются: индивидуальность личности человека, чувство долга и ответственность, творчество и активность, нравственность, патриотизм как верность Родине, толерантность, самосознание, самореализация, познание.

Условия успешного функционирования развивающей среды:

1.Системообразующим фактором в построении развивающей среды становится целенаправленная деятельность активизации процесса становления и изменения личности ребенка.

2.Компоненты развивающей среды взаимопроникают, жестко не регламентируя деятельность и отношения между педагогами и детьми.

3.Динамическое единство инноваций и традиций позволяет ребенку чувствовать постоянство среды, формировать устойчивые меры, ценности, с другой стороны - изменение условий существования должно создавать кризисы личностного развития, направляя его на активное освоение нового социального опыта.

4.Открытость развивающей среды для освоения ее ребенком, направленность на творение такой среды вокруг себя.

5.Связь времен, преемственность поколений через разновозрастные и внутрисемейные отношения и связи, через совместную деятельность индивидов разных возрастов, уважительном отношении к прошлому, ориентацией на настоящее, создание моделей развития в будущем в виде идеалов, целей и программ.

Этапы вхождения ребенка в развивающую среду можно описать как процесс и результат интеграции с ней:

1 этап - адаптация ребенка предполагает усвоение им ценностей социальной общности семьи, норм поведения, овладение значимыми средствами и формами деятельности. При этом идет деперсонализация, уподобление индивида другим членам общности. Ребенок-сирота первоначально стремится адаптироваться и соответствовать требованиям педагогов, наставников (старших детей). Начинается период, который образно можно назвать «медовый месяц» для воспитателей.

2 этап - индивидуализация и преодоление недоверия. Специфика психики ребенка, пережившего отказ от него родителя такова, что он теряет базовое доверие к миру, т.к. его потребность в ласке, принятии, положительной оценке со стороны значимого взрослого (родителя) были подвергнуты депривации. Ребенок стремится преодолеть обостряющиеся отношения между необходимостью «быть таким, каким тебя представляют» и стремлением к максимальной персонализации. Поэтому наступает период «проверок» взрослого. Педагоги проверяются на отношение к различным сторонам личных проявлений ребенка: принимают ли они его таким, какой он есть.

На 3 этапе ребенку необходимо преодолеть противоречия между собственными потребностями, стремлением актуализировать свои особенности, отличия и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют развитию личности. Этот этап приводит интеграции личности с развивающей средой. При успешном прохождении фазы интеграции в социальной общности у индивида формируются доверие, справедливость, требовательность к себе и другим и т.п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при вхождении личности в развивающую среду повторяется и воспроизводится многократно, соответственно при освоении каждого компонента развивающей среды ребенок повторяет этот путь, что позволяет ему отвечать на «вызов» среды новообразованиями своей личности, новыми структурами.

Развитие ребенка зависит от того, как организовано воспитание, где и в каком окружении он растет. Человеческая и профессиональная позиция воспитателя в семье «Мичуринского детского дома» в том и состоит, чтобы помочь полноценному психическому развитию ребенка. Иначе говоря, правильно организованная силами воспитателей среда, в которой живет ребенок, способствует развитию его способностей.

Семья в детском доме строится на коллективном способе существования, но трактуется не столько как совместное проживание, а как объединение воспитателей и воспитанников на основе общих ценностей, общности потребностей и интересов. Наша воспитательная работа состоит в абсолютном признании права каждого ребенка развиваться в соответствии со своими устремлениями и талантами. Воспитатель лишь направляет и создает условия для верного развития.

Каждый ребенок в нашей семье посещает кружок по интересу или спортивную секцию. Воспитанники учатся творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Воспитатели - руководители кружков лишь помогают ребенку развить в себе то, что ему присуще. На базе детского дома работают 26 кружков спортивной, прикладной и творческой направленности. Каждый воспитанников посещает от 3 до 5 кружков.

Какие же еще условия мы создаем для интенсивного развития личности детей?

Во-первых, мы предъявляем единые требования в любой сфере его жизни.

Во-вторых, воспитательский состав постоянно расширяет объем педагогических знаний.

В-третьих, многообразие информации о проблемах и ресурсах воспитанников обобщается в процессе взаимодействия воспитателей, психолога и социального педагога. Тесное сотрудничество помогает изучить положение каждого воспитанника в коллективе и его проблем во взаимодействии с окружающими, так же вовремя организовать коррекционную работу по появившейся проблеме. Коррекционная работа построена у нас с опорой на инновационные технологии роме индивидуальных бесед, применяются такие активные формы, методы и приемы взаимодействия на ребенка как ответственное поручение, тонкий намек, авансированное доверие, поощрение ,похвала, ситуация успеха, ролевое проигрывание, анализ сюжетов из художественной литературы и фильмов и т. д.

В-четвертых, одной из срочных воспитательных задач стоящих перед воспитателями семьи было создание условий для развития полноценной творческой личности, оказание помощи для самовыражения и самоутверждения воспитанника в жизни и учебе. Повышать интерес к познавательно-интеллектуальной деятельности через систему КТД, проектную деятельность. Помочь воспитанникам оценить возможности собственного будущего и определить цели для его достижения. Рассматривать воспитанника, прежде всего как субъекта социализации, меняющегося в процессе воспитания в лучшую сторону.

Воспитательная работа в детском доме представлена в виде проектной деятельности.

Такая форма позволяет занять всех членов семьи. Дети с интересом познают новое, учатся самостоятельному поиску материала, ответственности, а так как защиты проектов проходят на сцене, то учатся культуре публичных выступлений. Темы проектов, предложенные воспитанникам, носят научный, познавательный и игровой характер. В зависимости от тематики дети выбирают ту или иную форму защиты своего мини-проекта (прикладная деятельность, театральная постановка, творческий доклад, мастер-класс и т.д.). В рамках проекта воспитателями проводятся воспитательные часы и беседы, интеллектуальные игры и т.д. Выбор форм работы зависит от конкретных задач и целей, но предпочтение отдается интерактивным и инновационным формам работы: ситуационно-ролевые игры, тренинги, диспуты, ток-шоу, творческие конкурсы, активное применение информационных технологий (слайд-шоу, показ фильмов и роликов и т.д.).

Занимаясь проектной деятельностью воспитанники не получают готовые знания, а учатся добывать их самостоятельно и применять на практике , что ,несомненно ,является первейшим признаком создания развивающей среды.

В - пятых, особое внимание уделяется созданию гармонии в семейных отношениях. Мы решаем вопрос ресоциализации и развития детей-сирот посредством возвращения их в семейную среду. Другими словами, стараемся искусственно созданную ячейку общества довести до совершенства : дети учатся доверию, сопереживанию, братской взаимопомощи, искренности, честности и доброте-всему чему должны научить отец и мать , то, чему воспитанники должны будут научить своих детей.

Итак, можно отметить, что все компоненты создания развивающей среды нами учтены: дети полноценно развиваются с учетом своих потенциальных возможностей, как возрастных, так и творческих.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×