Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Социализация детей-сирот с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру». | Саяпина Наталья Сергеевна . Работа №148466

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Саяпина Наталья Сергеевна
Социализация детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, в процессе школьного обучения.  

Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов детского дома. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения здоровья, интеллектуальных возможностей.  

«Социализация детей-сирот с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру».

Особое социальное значение и остроту приобретает решение проблемы социализации детей-сирот с ОВЗ в условиях детского дома.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Социализация детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, в процессе школьного обучения.

Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов детского дома. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения здоровья, интеллектуальных возможностей.

Эти задачи решаются в условиях детского дома, который с одной стороны, является местом их постоянного проживания, а с другой- пространством, где осуществляется образовательный процесс, включающий всех взрослых и детей. В связи с этим мы решили построить работу с детьми, ориентируя их на понимание того, что ДОМ, с одной стороны, это место, где проживает семья (в нашем случае очень большая, отличающаяся по форме от привычной семьи), с другой - это жилище, которое объединяет всех. В доме традиционно выделяются комнаты, или уголки. Поэтому мы решили организовать работу, направленную на социкультурное развитие детей, по блочно-модульной системе. Эта работа осуществляется в специально оборудованных помещениях.

Следует подчеркнуть, что реализация названных задач представляет собой целостный процесс и органично связана с другими направлениями коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки. В коррекционно-педагогическом процессе широко используются разнообразные виды детской деятельности: игра, труд, художественная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми в различных условиях.

Игра может оказывать положительное воздействие на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики, позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые особенности развития у детей с особенностями психофизического развития и подготовить их к школе. Игра традиционно использовалась для воспитания и обучения.

В сюжетно-ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный, близкий и – что самое главное – понятный детям по жизненному опыту. Самостоятельно игра у детей с особенностями психофизического развития нарушением не формируется. Поэтому значительная роль ее организации принадлежит педагогу: он определяет ее содержание, сюжет, полностью решает организационный компонент.

Предлагая игровой сюжет, педагог предусматривает такое поведение детей с особенностями психофизического развития, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив от старших эти игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающая основу и правила игры.

Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Совершенствуя воображаемые ситуации с постепенным переходом от предметной игре к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, на новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка.

При коррекционной работе обучению игре дошкольников с особенностями психофизического развития необходима помощь педагога.

В процессе обучения используются все виды занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные, которые способствуют раскрепощению детей, снятию их излишнего психического и физического напряжения. Следует выбирать рациональное содержание сюжетно-ролевой игры, методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в процессе игры. Это помогает педагогу при обучении детей с особенностями психофизического развития сюжетно-ролевой игре.

Все это определяет необходимость и значение коррекционно-педагогической работы по обучению детей с особенностями психофизического развития сюжетно-ролевой игре.

Игровая деятельность детей с особенностями психофизического развития специфична. Исследования показывают, что у таких детей игровая деятельность, как правило, самостоятельно не формируется. На первоначальном этапе у них не возникает замысла игры. Дети манипулируют игрушками, не проявляя к ним интереса, не умеют воссоздавать несложную знакомую жизненную ситуацию. Важнейшей задачей педагогов является обучение детей игровой деятельности. Ведь именно в процессе игры происходит развитие эмоционально-положительного отношения и интереса к предметам и действиям с ними, формируются предметно-игровые действия, умения играть со сверстниками. При этом важно учить играть не только детей, но и взрослых, поскольку только в совместной деятельности игра сможет проявить свои универсальные развивающие качества.

В процессе обучения и воспитания наблюдаем за динамикой становления игры у каждого ребенка, создает атмосферу, которая содействует возникновению желания играть. При этом продумывается организация игровой практики детей в свободной деятельности, осуществляется своевременное обновление предметно-игровой среды.

Обучение игровой деятельности является важным направлением специального дошкольного образования. В процессе обучения игре реализуются формирования речевой активности детей, обучения взаимодействию друг с другом, развития творческого Я, умения использовать разнообразные средства для передачи явлений действительности в игровой деятельности.

В целом правильно сформированная игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития детей с особенностями психофизического развития, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.
 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×