Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Создание условий в ДОУ для реализации речевого развития дошкольников» | Стахно Татьяна Николаевна. Работа №148498

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Стахно Татьяна Николаевна
Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности.

При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Что же входит в создание условий для речевого развития?

«Создание условий в ДОУ для реализации

речевого развития дошкольников»

Язык – важнейшее средство общения друг с другом.

Это оружие мысли и культуры.

(Фёдор Михайлович Достоевский)

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности.

        Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Что же входит в создание условий для речевого общения?

Давайте рассмотрим характеристику речи детей второй младшей группы.

Словарь: активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.

Грамматический строй:. Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. Дети овладевают грамматическими формами : мн, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Звукопроизношение: Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко. Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими. Имеются особенности в словопроизношении: сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака.

Связная речь: Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

 

 

Давайте вспомним, в каких видах деятельности развивается речь детей.

 

Бытовая деятельность. Развитие речи в бытовой деятельности (режимные моменты в дошкольных учреждениях)- основа для создания чувственной базы речи. Выполнение действий с предметом, его познание обязательно сопровождается словом, речью.

Трудовой деятельности. Приобщая дошкольников к совместному труду на огороде, в уголке природы, мы уточняем и систематизируем знания о сезонных явлениях в природе: «Как по листьям разных деревьев определить время года?», «Почему опадают листья?»

Изобразительная деятельност

ь(

входе рассматривания и обследования предмета дети называют его название и части, выделяют признаки, назначение предмета, тем самым происходит пополнение словарного запаса.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам.

НОД – в которой происходит целенаправленное обучение ребенка

.

п

ополнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, отрабатывается звукопроизношение, идет работа над связной стороной речи.

Игровой деятельности – это ведущая деятельность ребенка, в которой появляется  потребность общения с окружающими. Считается, что речевое общение детей

со

взрослыми является источником познания маленьким ребенком окружающего мира, который они переносят в игру.

 

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей второй младшей группы имеет свои особенность, которые мы с вами сейчас рассмотрим.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука.

На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на

этом

же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение.

Комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

• чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

• чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

• рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

• дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи.

Занятие по звуковой культуре речи имеет такую структуру:

- Упражнение, способствующее подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика)

- Знакомство детей с новым звуком или звукоподражанием (воспитатель многократно произносит его).

- Многократное проговаривание звука (звукоподражания) детьми.. В этой части занятия малыши выполняют задания на различение звукоподражаний; воспроизведение заданного темпа речи, силы и высоты голоса; отработку свободного, плавного, длительного (2–3 секунды) выдоха.

- Закрепление звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются: рассказ воспитателя (без показа или с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.

 

Для речевого развития детей используют инновационные технологии.

Информаци

онно-коммуникативные технологии

(

Интерактивный DVD (

это продукт из серии «Чудо-малыш – Учитесь,

как в сказке»- он состоит из пяти интерактивных DVD дисков);

Система презентаций; Компьютерные игры (

из серии «Маленький Гений»).

Сказкотерапия

(выступает как способ обогащения и актуализации словарного запаса ребенка, развития навыков грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, а также способствует нормализации произносительной стороны речи);

Здоровьесберегающие

(пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика);

Технология ТРИЗ

(в методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ);

Метод наглядн

ого моделирования/ мнемотехника (обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок);

Игр

овые педагогические технологии

(

игры на развитие мелкой моторики; театрализованные игры; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры.

Так же большую роль в речевом развитии ребенка играет книга. В каждой группе имеется книжный уголок. Его необходимо наполнять в соответствии с программными требованиями и возрастом ребенка.

Его наполнение:

Предметные картинки

(

темы: животные, овощи, фрукты, цветы, деревья, игрушки, посуда, одежда, обувь, транспорт, люди разных профессий);

Сюжетные картинки (

По сложности - простой сюжет.

Одно действующее лицо, одно - два действия);

Портреты

детских писателей (

А.

Барто

, К. Чуковский.)

По темам

(

 

Иллюстрации к сказкам, картины с изображением сезонных изменений в природе, игры детей, труд, навыки самообслуживания детей);

Творчество детей (

Рисунки о

прочитанном

, лепка героев (колобок);

Подбор литерат

уры в соответствии с возрастом (

Малые формы фольклора

: загадки, считалки, колыбельные песенки,

потешки

и прибаутки, скороговорки, присказки, пословицы и поговорки.

«Солнышко, ведрышко», «Радуга-дуга», «Дождик-дождик, полно лить», «Сорока-сорока», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси», «Заяц Егорка», «Дедушка

Ежок

», «Божья коровка», «Расти, коса», «

Тилибом

!

Тили-бом

!», «

Огуречик

,

огуречик

», «

Кисонька-мурысенька

», «Мыши водят хоровод», «А баю, баю, баю, лежит Ваня на краю» и др.

Поэзия

:

В. Жуковский «Птичка», А. Блок «Зайчик», М. Лермонтов «Спи, младенец...» (из

стихотв

.

«Казачья колыбельная»), А. Кольцов «Дуют ветры...» (из

стихотв

. «Русская песня»), А. Плещеев «Сельская песня», А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе

Салтане

...»); К. Чуковский, «Телефон», «

Мойдодыр

», «

Федорино

горе», «Айболит»; З. Александрова «Мой Мишка», А.

Барто

, из цикла «Игрушки», А.

Барто

, П.

Барто

«Девочка чумазая», В. Берестов «Коза», «Петушки», «Бычок», «Веселое лето»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «

Усатый-полосатый

»и

др.

Проза:

«Репка», «Колобок» (рус

.

с

казка в обр. К. Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (рус. сказка в обр. М. Булатова), «Волк и козлята» (рус. сказка в обр. А. Толстого), «

Заюшкина

избушка» (рус. сказка в обр. О. Капицы), «Кот, петух и лиса» (рус. сказка в обр. 155 М.

Боголюбской

), «Теремок», (рус. сказка в обр. Е.

Чарушина

), «Рукавичка» (

укр

. сказка в обр. Е. Благининой), «Пых» (белорус

.

с

казка, пер. Н.

Мялика

), «Ленивая

Бручолина

» (

итал

. сказка в обр. Л. Вершинина), Л. Толстой «Три медведя»,

бр

. Гримм «Сладкая каша» (нем. сказка, пер. Н. Жбанковой) и др.

(

программе «Истоки»).

Таким образом, используя все составляющие, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения сформируется восприятие.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×