Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Специфика преподавания иностранного языка с учётом требований ФГОС | Дорогина Светлана Викторовна. Работа №309830

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Закон об образовании определяет право образовательной организации выбирать список учебников из действующих Федеральных перечней в соответствии со своей образовательной программой и учебным планом.

           Для учащихся начальной, средней и старшей школы эффективна методика преподавания иностранного языка, связанная с осуществлением проектной деятельности, постепенно увеличивая сложность заданий. Основная идея проектной деятельности помочь в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций. Однако она не должна быть навязана ученику.

Важно отметить то, что, в конечном счете, все действия в процессе обучения иностранному языку должны вести к возможности успешной сдачи учащимся единого государственного экзамена, что даст ему возможность получения высшего образования. В старшей школе основное внимание должно отводиться формированию системного представления о языке и умению использования учащимися уже имеющейся лексики для выражения своих мыслей.

 

Специфика преподавания английского языка с учетом ФГОС

Закон об образовании определяет право образовательной организации выбирать список учебников из действующих Федеральных перечней в соответствии со своей образовательной программой и учебным планом.

Требования ФГОС определяют основные подходы к преподаванию английского языка:

Первый из них – системно-деятельностный. Этот подход очень важен, поскольку системность является основой преподавания любого предмета, будь то школа или другая образовательная организация. Что касается преподавания языка, то системность необходима в изучении грамматики, лексики, фонетики и т.д. А реализация деятельностной составляющей подхода будет зависеть от методов, с помощью которых преподаватель ведет обучение в процессе преподавания иностранного языка.

Второй подход – личностно-ориентированный – определяет индивидуализацию преподавания в отношении каждого обучающегося. Здесь необходимо учитывать и возможности учащегося, и потребности, а главное ориентировать его на практическое использование навыков в своей будущей деятельности.

Коммуникативно-когнитивный подход является третьим в списке требований ФГОС. Он формирует психо-лингвистическую основу обучения иностранному языку. Коммуникативный подход, в частности, ориентирует учащегося на приобретение опыта, необходимого для формирования компетенций, отражающих лингвистические, дискурсивные и социокультурные возможности. Когнитивный подход, в свою очередь, определяет формирование представлений о системе языка. Соединение этих двух подходов ведет к более целостному усвоению иностранного языка.

Четвертый – компетентностный подход – подразумевает овладение новыми компетенциями. Именно изучение иностранного языка позволит обучающемуся в процессе приобретения навыков по предмету, сформировать коммуникативную компетенцию.

Например, процесс формирования речевых компетенций предполагает развитие разных видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать.  

Формирование языковой компетенции предполагает формирование навыков использования языковых материалов по фонетике, орфографии, лексике и грамматике.

Освоение социокультурных, компенсаторных и учебно-познавательных компетенций приведет к сформированности общеучебных и универсальных навыков.

Таким образом, именно процесс изучения иностранного языка поможет учащимся развить мотивацию к самостоятельному поиску новых знаний в процессе дальнейшего изучения языков.

Изучение иностранных языков также может способствовать приобретению навыков социального взаимодействия, которые делают возможным сотрудничество и совместное решение проблем, и могут помочь сформировать общекультурные компетенции.

Помимо основных подходов, ФГОС определяет четыре вида универсальных учебных действия (УУД): личностное, регулятивное, познавательное и коммуникативное, которые могут быть реализованы в процессе преподавания иностранного языка.

Личностные УУД – это самоопределение смысла образования для каждого учащегося. Нравственная мотивация предполагает умение учащимися делать выбор и отвечать за этот выбор в сфере его индивидуального развития. И дает возможность ребенку освоить важные социальные роли – гражданина, учащегося, товарища и т.д.

Регулятивные УУД предполагают формирование навыков организации своей деятельности, умения определять цели, прогнозировать результаты и проводить оценку результатов своих действий.

Познавательные УУД позволяют сформировать навыки работы с информацией: самостоятельно определять формы и способы познания нового в окружающем мире, организовывать процесс поиска, исследования, систематизации, обобщения и использования полученной информации.

Коммуникативные УУД, которые достаточно эффективно формируются в процессе изучения иностранных языков – это способы взаимодействия с людьми. Коммуникативные действия состоят из речевого и организационного компонента. Речевая составляющая коммуникации отвечает за решение речевых задач – способности описания, объяснения, доказательства и убеждения. Организационный компонент коммуникации связан с психологическими особенностями личности. Навык коммуникации позволит учащемуся сотрудничать с использованием иностранного языка не только с преподавателем, со своими сверстниками, но и с окружающими людьми. В процессе коммуникации также формируется способность самостоятельно организовывать свою устную и письменную речь.

Итак, совокупность универсальных учебных действий очень важна при изучении иностранного языка, однако есть несколько объективных сложностей, которые нужно учитывать.

Во-первых, невозможность обеспечить естественную языковую среду.

Во-вторых, большая наполняемость групп в классе.

В-третьих, на «говорение» отводится очень небольшое количество времени на уроках. При правильной организации времени по обучению иностранному языку 50% времени должно быть отведено «говорению», 35% времени должно быть отведено чтению, остальные 15% –письменной речи.

Таким образом, даже если на говорение отводится 50% (22,5 мин) времени на уроке, а в группе в среднем 15 человек, то на одного человека приходится 1,5 мин «говорения», что очень мало. Успеха в преподавании иностранного языка можно добиться только в случае, если учащийся будет уметь организовывать свою деятельность на уроке и правильно организовывать свою работу дома.

Однако эти сложности можно частично преодолеть при правильной методике преподавания иностранного языка.

Во-первых, поскольку язык – это явление постоянно изменяющееся, что-то устаревает, что-то появляется новое, появляются новая лексика, изменяется начертание транскрипционных символов, то программы и дидактические средства должны отражать эти изменения. Например, должны учитываться аутентичные разговорные клише.

Во-вторых, в выборе конкретной методики преподаватель должен выбрать те, которые способствуют коммуникации в реальных ситуациях общения. То есть если в прошлых программах делался упор на обсуждение и высказывание по определенной теме, то теперь нужно делать упор на обыгрывании реальных ситуаций. Такой метод эффективен для реализации образования в плане умения применять полученные знания в разных жизненных ситуациях.

Например, учащиеся обсуждают комнату одного из собеседников. Ученик задает вопросы и, исходя из ответов, рисует план комнаты и расположение мебели в ней. А далее можно сравнить насколько план соответствует действительности. То есть насколько понятно и правильно были заданы вопросы, насколько правильно даны ответы, как они были поняты и реализованы.

На начальном, среднем и старшем этапе обучения в преподавание иностранного языка необходимо включать методики построения диалогической речи. Это позволяет формировать и регулятивные и коммуникативные компетенции и одновременно моделировать реальные ситуации и действия.

В-третьих, выбрать эффективные методики работы над фонетикой. В начальной школе должны быть применены методы формирования правильного произношения.

На этапе начального и среднего образования – в учебную программу обязательно должны включаться упражнения, поддерживающие правильное произношение. То есть обучение фонетике должно проходить системно и последовательно от начальной школы к старшей. Это способствует формированию личностных универсальных учебных действий, поскольку учащийся постепенно будет понимать, почему и зачем ему нужно говорить правильно и красиво на иностранном языке. Он будет планировать свою деятельность на уроке, для того, чтобы добиться правильного произношения в процессе коммуникативных универсальных действий.

Важной частью процесса обучения иностранному языку является формирование грамматических навыков. То есть речь идет об осмыслении изучаемого материала. Если учащийся поймет новое грамматическое явление, осознает базовые принципы и структуру грамматического построения языка, то все остальные знания будут ложиться на эту фундаментальную основу. В конечном счете, эта фундаментальность в подходе к изучению языка будет гарантировать в будущем прочность знаний учащихся.

Именно поэтому при объяснении грамматического материала нужно давать не только конкретные правила, но и встраивать их в систему логического построения языка. Также эффективно использовать различные формы объяснения для запоминания материала, чтобы воздействовать на органы чувств учащихся разных когнитивных типов: устное изложение, схемы, иллюстрации и проговаривание.

Безусловно, в процессе работы над фонетикой и грамматикой важно использовать системный подход и четкую систематизацию материала от простого к сложному. В конечном счете, привычка к выявлению сути и базовых основ какого-то явления позволит сформировать у учащегося не только личностные, учебные предметные и метапредметные компетенции, но и способствовать в будущем формированию общепрофессиональных и профессиональных навыков.

В-четвертых, при использовании разных методик преподавания иностранного языка на уроке обязательно нужно следить, чтобы они отвечали требованию формирования межпредметных связей, поскольку иностранный язык включается в различные области знаний. Это может быть обсуждение каких-то тем, уже пройденных на других уроках по географии, окружающему миру, биологии и др. Их обсуждение должно начинаться с ознакомления с лексикой по теме (на начальном этапе), определениями, действиями и деятельностью (в среднем образовании), а далее доходить до обсуждения абстрактных вопросов дисциплины (в старших классах).

Например, при использовании на уроке иностранного языка тем из географии сначала может обсуждаться погода, потом климат в целом, потом климатические явления и их особенности и последствия. А затем меры по предотвращению экологических катастроф.

Таким образом, можно добиться системности в процессе преподавания иностранного языка.

В-пятых, при обучении иностранному языку эффективно использовать лексику и темы социокультурной направленности. Это будет формировать у учащихся общекультурные компетенции, развитие коммуникативной активности и, в конечном счете, будет способствовать воспитанию личности в поликультурном обществе. Более того, темы для обсуждения должны касаться не только вопросов региона изучаемого языка, но и охватывать весь спектр разнообразия культур. При обсуждении какой-то конкретной темы стоит привести примеры из разных регионов мира.

Например, если рассматривается тема школы, то можно сравнить особенности обучения и поведения в странах нескольких регионов – России, Англии, Японии, Южной Америки и т.дИ эту тему также нужно вести от простого к сложному – от особенностей школьной формы до возможностей будущего продолжения обучения в высшей школе или трудоустройства.

Использование тематики социокультурной направленности на уроках иностранного языка способствует формированию личностных, познавательных и профессиональных компетенций.  

В-шестых, важно привить учащимся навык самостоятельной работы над конкретными текстами и темами в процессе изучения иностранного языка. В данном вопросе задача преподавателя использовать тот дидактический материал, который учащимся было бы интересно читать и изучать. При этом лексика должна быть не слишком сложна, и учащийся мог прочитать и понять интересный текст, по возможности, не прибегая к помощи словаря. Важно привить умение не только дословно переводить текст, но и уметь логически домысливать непонятное слово или высказывание. Если текст будет слишком сложным для самостоятельного изучения, скорее всего, это отобьет у учащегося желание работать с ним.

Самостоятельная работа с текстом будет способствовать формированию у учащихся как личностных и регулятивных, так и познавательных компетенций.

В-седьмых, в процессе преподавания иностранного языка важно привить учащимся привычку к рефлексии и самоконтролю. Эти навыки можно сформировать при помощи заданий для самоконтроля в дидактическом материале, постепенно усложняя их от начальной школы к старшей.

Сформированность умения рефлексии и самоконтроля будет способствовать развитию личностных, регулятивных и познавательных компетенций.

Восьмой составляющей методики эффективного изучения иностранного языка может стать введение игровой составляющей в дидактический материал. Причем, это можно сделать не только для учащихся начальной школы, но и более старших классов. Кстати, не нужно забывать о любви современных детей к компьютерным играм. Многие из них не переведены на русский язык. Также не переведены многие мультфильмы и фильмы и не адаптированы многие инструкции к играм. Игровая функция формирует практически все компетенции, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Для учащихся начальной, средней и старшей школы эффективна методика преподавания иностранного языка, связанная с осуществлением проектной деятельности, постепенно увеличивая сложность заданий. Основная идея проектной деятельности помочь в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций. Однако она не должна быть навязана ученику.

Важно отметить то, что, в конечном счете, все действия в процессе обучения иностранному языку должны вести к возможности успешной сдачи учащимся единого государственного экзамена, что даст ему возможность получения высшего образования. В старшей школе основное внимание должно отводиться формированию системного представления о языке и умению использования учащимися уже имеющейся лексики для выражения своих мыслей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×