статья педагогика

Автор: Вильчевская Ольга Владимировна

http://Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь. Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения. Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Каким же должен быть современный урок. Чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность могут обеспечить эффективность. Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Актуальность использования активных методов: Современный уроки биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Но по-прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема активизации деятельности ученика на уроке. Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения. Активные методы обучения как педагогическая проблема Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только учитель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460-370 до н. з.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности. Сократ (470/469 - 399 до н. з.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.(так называемый сократовский метод). Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание. И. Г. Песталоцци (1746-1828) первостепенное значение придавал обучению, построенному в соответствии с особенностями человеческой природы, законами её развития. Настаивал, что обучение должно научить мыслить, должно действовать возбуждающе на способности ученика, а не усыплять и смущать его. А. Дистервег (1790 -1866) требовал, чтобы учитель не только «приохотил» ученика к учению, но всегда использовал бы его силы, возбуждал его деятельность. Дж. Дьюи (1859-1952), автор «прогрессивистской» концепции, видел основную задачу учебного процесса в развитии активности молодёжи. Передачу информации рассматривал как средство развития мышления, а, следовательно, предоставлять её ученикам предлагал только тогда, когда они действительно испытывают в ней необходимость. Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались: Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, СЛ. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие. В частности, Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и Н. А. Добролюбов (1836-1870) защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступали за развитие у них творческого мышления. В. А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Активные методы обучения . В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии и активные методы обучения. Активные формы работы по сравнению с другими имеют ряд преимуществ: - за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше; - высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений; - формируется умение сотрудничать; - формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми; - развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, контроль, самоконтроль). Активные методы обучения вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. Активные формы работы по сравнению с другими имеют ряд преимуществ: - за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше; - высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений; - формируется умение сотрудничать; - формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми; - развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, контроль, самоконтроль). Активные методы обучения вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «При проведении уроков используется разнообразный дидактический материал: • таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы, • муляжи овощей, фруктов, грибов, • модели строения растений, природных объектов, • гербарии; • коллекции насекомых, полезных ископаемых; • скелеты животных. Иногда практикую просмотр обучающих фильмов по различным темам. Многие биологические отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Мой практический опыт показал эффективность применения рисуночного письма (по системе Виктора Фёдоровича Шаталова). Эффект применения рисуночного письма связан с тем, что учащиеся легко запечатлевают изображаемые учителем сигналы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации. Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио– и видеоматериалы, возможности презентаций, демонстрация фильмов, анимации. При проведении уроков используется разнообразный дидактический материал: • таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы, • объемные плакаты, • муляжи овощей, фруктов, грибов, • модели строения растений, природных объектов, • гербарии; • коллекции насекомых, полезных ископаемых; • скелеты животных. Иногда практикую просмотр обучающих фильмов по различным темам. Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников, их знаний. Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами: • Мозговой штурм; • Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…; • Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач; • Проблемное обучение; • Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…; • Интерактивная лекция; • Ученик в роли учителя; • Использование ИКТ; • Проектный метод; Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии . В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Кластер», «Мозговой штурм» приема «Пометки на полях» или «Инсерт» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом (см.приложение №2, 3). Мы сможем дополнить кластер новыми данными после работы с использованием приема «Пометки на полях» или «Инсерт Во время чтения учебного текста вы делаете в тексте пометки, используя маркировочные знаки. Пометки должны быть следующие (слайд Данный прием требует активного и внимательного чтения. И позволит самостоятельно выделять новые знания. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Перед вами текст. Почитайте, используя метод «Инсерт». Маркировочная таблица ЗУХ. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: « Знаю», «Узнал новое», «Хочу узнать подробнее» (ЗУХ). Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы учащихся. После прочтения текста ученик своими словами заполняет таблицу. Данный метод позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика. Прием «Корзина идей, понятий, имен» (приложение №4). АМ организации самостоятельной работы над темой При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Для проведения дискуссии и принятия решений можно использовать активные методы – «Автобусная остановка» (приложение №5) Приложение №1 Метод «Вальс дождя» Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс. Время – 20 минут Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны капелек воды, либо фруктов деревьев, цветов растений( в зависимости от темы) фломастеры, плакат, скотч. Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из пейзажем теплого и грозового дождя. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги капельки воды добрые «теплые» и опасные «разрушающие». Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на добрых и веселых капельках-молекулах, а опасения – на злых. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам -тучкам и при помощи скотча прикрепляют их. После того, как все ученики прикрепят свои капельки к тучкам, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Приложение №2 Метод» Мозговой штурм» 1. Обычно штурм провожу в группах численностью 7-9 человек. 2. Группу перед штурмом инструктирую. Основное правило на первом этапе (этап выдвижения идей) - никакой критики! 3. В каждой группе выбираю ведущего. Его обязанность – следить за выполнением группой правил штурма, задавать направление поиска идей. 4. Группа выбирает также секретаря. Его обязанность – фиксировать возникающие идеи. 5. Провожу первичное обсуждение и уточнение условия задачи. 6. Провожу первый этап штурма. Обычно он занимает от 7 до 20 минут. Иногда прерываю этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение. 7. После небольшого перерыва, во время которого анализирую штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему, группа приступает ко второму этапу. Все высказанные идеи рассматриваются критически. При этом основное правило: в каждой идее нахожу что-то полезное – рациональное зерно, возможности усовершенствования этой идеи или применения ее в других условиях. 8. После небольшого перерыва – третий этап. Группа отбирает 2-3 самых интересных решения и выбирает спикера, который рассказывает о них всему классу и учителю. 9. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Тогда все задачи объединяю одной, более общей проблемой. Приложение №3 Кластер – это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является интеллектуальное моделирование – информация, выстроенная в определенной последовательности. Овладение данной информацией и есть результат, достижение образовательной цели урока. -Для того чтобы систематизировать имеющиеся знания, я использую метод «Составление кластера». Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. - В центре нашего кластера стоит понятие вода. На листах обратной связи докажите свои гипотезы о значении воды в жизни человека, растений животных, всей планеты. Сформулируйте их с помощью одного слова. (ответы) - По мере дальнейшего изучения материала появляются новые данные. - Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. -Использование данного метода помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа. Приложение №4 Прием «Корзина идей, понятий, имен». Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой проблеме урока. Условно в корзине собирается все, что ученики знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинку». В нее могут сбрасываться факты, мнения, имена, проблемы, понятия. Этот прием способствует развитию критического мышления. Приложение №5 Пример АМ организации самостоятельной работы над темой Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат), фломастеры. Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок. Приложение №6 На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение. 1.Предложите несколько прилагательных, которые могут охарактеризовать данное понятие (ИНТЕРЕСНАЯ, УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ) 2.Предложите несколько глаголов, характеризующие чем занимается данная наука (ИЗУЧАЕТ, КЛАССИФИЦИРУЕТ, ИССЛЕДУЕТ) 3. Предложение, ответьте на вопрос, Что изучает биология? (НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ) 4. Слово сравнение, какое значение для вас имеет Биология(МОЯ ПРОФЕССИЯ)/ Приложение №7 Активные методы релаксации Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Цель: повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 8-10 минут Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Для каждого из этих упражнений стараюсь подобрать соответствующую релаксирующую мелодию. Игровые технологии на уроках биологии Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и учащимися, формирование социальных компетенций, изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся. “В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом…” (Н.Е.Щуркова.) Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она — символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него и особенно его Я - концепции. “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом” А. Франс Когда спрашиваю у шестиклассников и семиклассников, а именно у них я преподаю уроки биологии, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? слышу громкий единодушный ответ: «Да!». Их ответ подтверждается сияющим блеском загоревшихся глаз. Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности Привлекательность таких занятий для ребят, и для педагога определяется тем, что они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становится необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности. Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся на уроках биологии и тем самым повысить эффективность обучения. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Поэтому к учебной игре предъявляю психологические требования: - мотивация игровой деятельности на уроке, т.е., учащимся необходимо испытывать потребность в ней; - психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре; - для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, организованность каждого участника игры; - содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них; - игровые действия опираются на знания и умения, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Нам, учителям, часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра же является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения большинства уроков биологии выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики. Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях происходит в следующем направлении: - постановка дидактической цели перед учащимися в форме игровой задачи; - подчинение учебной деятельности правилам игры; - использование учебного материала в качестве средства, достижения дидактической цели; - использование в учебной деятельности элемента соревнования, что позволяет перевести дидактическую задачу в игровую; - успех выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Хочу остановиться на наиболее важных психолого-педагогических особенностях игровой деятельности. Игра — важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В то же время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игра – особый вид деятельности. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации. В наших руках - учителей биологии, игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике и сегодня.. В основе понятия игровая педагогическая технология лежит довольно обширная группа методов и форм обучения. Мне хочется добавить в эту методическую копилку дидактические сказки, игры – путешествия и ролевые игры. Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, стимулировать детское творчество, «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои. решать задачи за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки можно использовать не только при закреплении, но и объяснении нового материале и при опросе. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Алгоритм дидактической сказки: 1. Введение в сказочную страну, в которой живет воодушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране. 2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние. 3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определенное задание. Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, плакаты, слайды). На уроках биологии целесообразно использовать различные виды дидактических сказок. Вот несколько из них. Сказка – повествование. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент , сказка о сосновой шишечке , «Сказки о гидре» Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме. Примером подобной сказки может быть «Ложный рассказ об амебе» Сказка – задача. На уроках биологии школьники могут решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. Например: «на зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?» Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Так при изучении нового материала можно использовать урок - сюжетная игра – сказка «Лист», на котором изучается новая тема, рассматриваются особенности строения листа его типы, и функции, листорасположение, типы жилкования. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями (приложение №3). Игру – путешествие можно использовать при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый участник работает в силу своих возможностей и благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания знаний. Игра - путешествие учит коллективному поиску ответов на вопросы, взаимной ответственности и взаимопомощи, способствует развитию коммуникативности, стимулирует развитие познавательного интереса, например при изучении темы «Клетка» в 10 классе. Особое место на уроках биологии занимают ролевые игры. Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых, в которой дети моделируют деятельность взрослых — ее смысл, задачи, нормы отношений. Такая игра оказывает определенное воздействие на формирование личности ребенка. Л.С.Выготский отмечал особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то. что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было». Деятельностный компонент играет немаловажную роль в школьном биологическом образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются биологические знания. Ролевая игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности. На уроках биологии важно использовать ролевые игры, которые иногда называют играми без правил, театральными, стихийными, свободны ми, самостоятельными. Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Выводы: Активные методы обучения вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя; • обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных школьников, так и не подготовленных; • установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. В результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность, нами было отмечено, что все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы: • Внимательно слушают - думая; • Наблюдают - думая; • Читают – думая; • Выполняют практическое задание - думая. Я сделала свой выбор в сторону активных форм и методов, практическая реализация которых показывает их эффективность. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют повышению качества знаний обучающихся, развитию приоритетных ценностей - самостоятельности, критичности мышления, толерантности, положительной активной жизненной позиции. Литературa: 1. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с. 2. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998 -207 с. 3. Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47. 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x